Лариса Мелентьева
Проект «Звёздочка в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Проблема: дети не знают праздник - День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект.
Обоснование проблемы:
1. Родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, а именно, Дню космонавтики.
Публикация «Проект „Звёздочка в гостях у детей“» размещена в разделах
2. У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети 2 младшей группы «Ягодка», педагоги, родители.
Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю. А. Гагариным
Задачи:
1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы,развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать уважение к людям, работающих в космосе, дисциплинированность, любознательность. Прививать любовь и чувство гордости к своей стране. Воспитывать у детей умение слушать взрослых.
4. Активизировать словарь: планета,космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, лепят, играют.
4. Участие в совместной деятельности родителей, празднования Дня космонавтики.
Продукт проектной деятельности : Развлечение «Поможем путешественнице ЗВЕЗДОЧКЕ вернуться на небо к своим подружкам»; коллективная работа «Космическое путешествие»; выставка работ детей.
Реализация проекта :
1. Работа с родителями:
- консультация «Знакомим ребенка с космосом»;
2. Работа с детьми (см. приложения) :
1. Рассматривание иллюстративного материала по теме «Космос»;
2. Беседы и игры со ЗВЕЗДОЧКОЙ. «Что звездочка видела, когда летела к детям в гости»;
«Расскажем ЗВЕЗДОЧКЕ о нашей Земле, что растет и кто живет на ней».
3. Лепка «Ракета»; рисование «Зажжем ЗВЕЗДОЧКИ на небе», раскрашивание «Ракета».
4. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос»;
5. Выкладывание из счетных палочек ракеты, звездочки, самолета, солнышко (или выкладывание из геометрических фигур);
6. Наблюдения за небом, солнцем.
7. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»;
8. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
9. Физкультминутка «Ракета»;
10. Слушание песен «Разукрасим все планеты» (Барбарики, «Облака белокрылые лошадки».
Итог работы:
1. Коллективная аппликация «Этот удивительный космос»
2. Развлечение «Прощаемся со Звёздочкой».
Приложения
1. Консультация для родителей
«Как познакомить дошкольников с космосом»
Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал, когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше, в дошкольном детстве, потому что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Перед нами, взрослыми, стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам шанс освежить в памяти то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир другими глазами.
Каждый ребенок с восхищением и интересом смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими, ведь они далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему легче будет понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навык счета.
Когда ребенок интересуется космосом, лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.
Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.
1. Рассматривание иллюстрационного материала по теме «Космос»
2. Беседы «Что звездочка видела, когда летела к детям в гости : небо, солнце, луну, звезд- сестричек, облака, самолеты»; Какое бывает небо? Явления неба—дождь, снег, молния, радуга. «Расскажем ЗВЕЗДОЧКЕ о нашей Земле, что растет и кто живет на ней».
3. Конспект игры- занятия по лепке во второй младшей группе
Тема: «Ракета»
Задачи: 1. Учить детей лепить ракету на основе конусообразной формы. Расширять представление детей о космосе.
2. Развивать у детей чувство формы и мелкую моторику; познавательный интерес к жизни космоса; память, речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, бережное отношение к природе, растениям, животным; навыки совместной деятельности; интерес к отображению представлений о космосе пластическими средствами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций: космоса, космонавтов; изготовление коллективной работы «Звездное небо», чтение художественной литературы, заучивание пальчиковой гимнастики, физминутки про космос.
Оборудование: пластилин, доски для лепки, стеки,, мольберт, образец работы.
Словарная работа: космос, планеты, небо, звёздное, иллюминатор, корпус, крылья, Земля, Луна.
Ход:
Дети заходят в группу, воспитатель обращает внимание детей на ЗВЁЗДОЧКУ.
Вос-ль: -Дети, посмотрите, Звёздочка прилетела сегодня к нам в гости. Поздороваемся с ней!
Дети: Здороваются со Звёздочкой., рассматривают её.
Вос-ль: -Как вы думаете, ребята, откуда прилетела к нам Звёздочка?
Ответы детей : из космоса, с неба.
Вос-ль: -А что еще находится на небе, в космосе?
Дети: -Звезды, солнце, другие планеты (рассматривают иллюстрации о космосе)
Звёздочка : Да, я прилетела из космоса и теперь не знаю как мне вернуться обратно домой. Я очень скучаю по своим подружкам. А у вас есть друзья?
Дети: ответы детей
Вос-ль: -Ребята, расскажем Звёздочке, как мы умеем дружить?
Пальчиковая гимнастика:»Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Звёздочка : -Ой, какие вы все дружные, как здорово!
У вас очень красивая планета Земля. Здесь много деревьев, цветов, животных и птиц. Берегите свою планету. Как много всего интересного я узнала о ней.
Вос-ль: -Ребята, я предлагаю вам для Звёздочки выложить картину на столе, используя прищепки.
Дети выкладывают картину: траву, цветы, солнце, зайчика.
Звёздочка : -Как красиво. Какие у вас умелые ручки и играют, и мастерят. Вы ребята молодцы, дружные. Мне у вас очень нравится. Я хотела бы пригласить вас к себе в гости, чтобы вы тоже увидели мой дом. Только как нам туда добраться?
Вос-ль: -Ребята, как вы думаете, на чем можно полететь в космос?
Дети: - На ракете!
Физминутка
«А сейчас мы с вами, дети (хлопки)
Улетаем на ракете (руки над головой)
На носки поднимись (подняться на носки)
А потом руки вниз (опускают руки)
Вот летит ракета ввысь (руки поднять вверх)
Приземлились, посидели (присесть)
И обратно полетели» (бег врассыпную)
Вос-ль: -А из чего можно сделать ракету? (из пластилина) Да, мы можем вылепить ракету из пластилина.
Воспитатель приглашает детей за столы, где приготовлено все для лепки. Дети садятся за столы.
Вос-ль: (Дети и Лунтик рассматривают ракету)
-Ребята, посмотрите что есть у ракеты? (корпус и крылья). Правильно.
На что похож корпус ракеты? (похож на морковку).
Какой формы крылья? (крылья овальной формы.)
Что ёщё есть у ракеты? (окно)
Правильно, это окно называется иллюминатор. Повторим это слово все хором, по - одному.
- Чтобы у нас получилась такая ракета (показывает образец) нам нужно разделить кусочек теста на две части, одна часть большая- это корпус ракеты, другая часть маленькая - это крылья, а маленькую часть разделим еще на три одинаковые части.
- Сначала берем большую часть раскатываем в ладонях как шарик (круговыми движениями ладоней); превращаем шарик в морковку: катаем шарик «туда-сюда» (прямыми движениями ладоней) и сильнее сдавливаем с одной стороны, вверху пальчики открыты, а в низу ладошки закрыты- катаем и получаем морковку. Затем идёт объяснение, как лепить крылья, окошко.
. Воспитатель следит за качеством выполнения работы.
Вос-ль: - Ребята, какие красивые ракеты у нас получились, я предлагаю вам сделать выставку ракет, которые полетят в космос. Подходите все ко мне и выкладывайте свои работы. (дети идут к столу, где на чёрном полотне оформлено «Звёздное небо»)
Звёздочка : подходит вместе с детьми к столу и анализирует работы детей.
Какой красивый корпус у ракеты получился у Кати. Найдите, ракету с красным иллюминатором (у Данила) и т. д. -Ребята, вы молодцы, мне у вас очень понравилось, я хочу с вами подружиться.
3. Лепка «Ракета»; рисование «Зажжем ЗВЕЗДОЧКИ на небе», раскрашивание «Ракета».
4. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос».
Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
- Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живётся!
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
- Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
-Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква-ква,
Погреться любит тоже!
- Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь - не улетим
На юг, в чужие страны.
ххх
Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
ххх
ЮРИЙ ГАГАРИН
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю. "
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу,
Гагарин мне пример.
Он первый в космос полетел
Тогда в СССР.
С волнением слушал целый мир-
Не чудо ли для всех!-
Впервые в космос полетел
Советский человек!
С тех пор прошло немало лет.
Привыкли мы к тому,
Что побывать случилось там
Уже не одному.
День космонавтики у нас.
Я тоже так хочу-
Мне надо только подрасти-
И в космос полечу!
Автор – Татьяна Шапиро
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в. (телескоп)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный. (спутник)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной -. (комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
5. Выкладывание из счетных палочек ракеты, звездочки, самолета, солнышко (или выкладывание из геометрических фигур)
6. Наблюдения за небом, солнцем.
7. Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
1. Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.
Дождик, дождик, веселей-
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
2. Цель: Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки, угадывать погоду.
Ход игры: Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки (солнышко и дождик, сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гулять. (Звучит муз. образ «солнышко».) Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит муз. образ «дождик».) Можно использовать большой зонт.
«Солнечные зайчики»
Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям…Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.
8. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. ( Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5 раз).
9. Физкультминутка «Ракета» :
Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет.
(поднимает руки вверх и машет).
Итог работы:
1. Коллективная аппликация «Этот удивительный космос»
2. Развлечение «Прощание со Звёздочкой».
Развлечение «Прощание со звёздочкой»
Цели: дать детям представление о космосе, первых космонавтах, космических ракетах; развивать фантазию, воображение; приучать детей действовать сообща; поддерживать в коллективе дружеские отношения между сверстниками.
Материал и оборудование: проектор, шары воздушные разных цветов, обручи, звёздочки, ракета.
Ход развлечения
Входит ведущий- Звездочет.
- Ребята, здравствуйте! Я – Звездочет, я очень люблю смотреть на звезды, космос. А вы знаете, что сегодня праздник «День космонавтики». А кто такие космонавты? (люди, которые летают к звездам) .
- На чем летают космонавты? (На ракете)
Впервые в космос летали собаки- Белка и Стрелка.
Это очень смелые и отважные животные.
А первый русский человек, который отправился в космос – Юрий [/b]Алексеевич Гагарин
- А почему бы и нам не отправиться в космическое путешествие? Вы хотите? Чтобы стать космонавтом надо быть сильными, иметь крепкое здоровье. Давайте укрепим свое здоровье сделав зарядку.
Проведение физминутки «Космонавты».
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте)
Мы отправляемся на марс,
Звезды в гости ждите нас
Три, два, один… .летим
(подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(имитация плаванья)
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились
(садятся) .
- На чем же мы полетим ведь у нас ракеты нет? Что делать? (варианты детей) .
Звездочет. Сегодня ночью я смотрел в телескоп на небо и читал звёзды. Это моё любимое занятие. Одна звёздочка потерялась. Вы не знаете где она?
Воспитатель. - Вот ваша звёздочка, она прилетела к нам в группу и ребята с ней очень подружились. Звёздочка рассказала нам много интересного про своих сестричек, про звёздное небо и его обитателей.
Звездочет. Спасибо вам ребята! А давайте я вам покажу, что я вижу в телескоп. Просмотр презентации о космосе.
Игра «Поймай звезду».
Дети пытаются подпрыгнув поймать висящие в «небе» звезды.
- Самая яркая звезда на небе- это Солнце (фото солнца) .Оно дает нам тепло и свет. А наша планета, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца.
Игра «Вокруг Солнца».
Детям предлагается изобразить как планеты вращаются вокруг солнца.
Звездочёт. - Посмотрите, ребята сколько много упало на Луну метеоритов, какие они все цветные. Давайте в память о нашем путешествии соберем их.
Игра «Бери не бери».
Участник игры собирает шары нужного цвета с завязанными глазами, а дети подсказывают ему словами «бери, не бери».
Звездочёт. - Посмотрите, ребята наша звёздочка загрустила. Она соскучилась по звёздному небу, по своим сестричкам — звёздочкам. Давайте поможем ей вернуться обратно на небо.
(Звездочёт и воспитатель «сажают» звёздочку в ракету.) - Давайте посчитаем: 3,2,1 — пуск!
- Спасибо, вам ребята, что вы помогли вернуться звёздочке домой. Мне тоже пора, до свидания!