наталья викторовна
Проект «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Часто дети не обращают внимания на цветы и травы, которые растут в парках, на игровых площадках, зелёных лужайках. Не знают названия этих растений, их лечебных свойств, интересных особенностей, не умеют видеть их неброскую красоту. Дети должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.
Публикация «Проект „Золотой луг“» размещена в разделах
Цель проекта : экологическое и эстетическое воспитания детей.
Задачи проекта :
1. Пополнить знания детей об одуванчике.
2. Развивать познавательную активность и творческие способности детей.
3. Развивать навыки монологической и диалогической речи детей, пополнять и активизировать словарный запас.
4. Активизировать совместную познавательную, творческую деятельность детей и родителей.
5. Способствовать детям в освоении норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекты : краткосрочный - 2 недели.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Этапы проекта : подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап: разработка перспективного плана по реализации проекта, изучение информации и подбор наглядного материала по теме проекта.
Основной этап:
Работа с детьми:
• Беседа об одуванчике.
• Физминутка «Одуванчик».
• Пальчиковая игра «На лугу растут цветы».
• Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».
• Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность: наблюдения за одуванчиками (распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются; изменяется цвет с желтого на белый и т. д.).
• Чтение художественной литературы: Е. Серова «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг».
• Прослушивание аудиозаписи: П. Чайковский «Вальс цветов», В. Моцарт «Цветы».
• Мастер-класс «Венок из одуванчиков».
• Индивидуальная работа по заучиванию загадки об одуванчике.
• Рассматривание альбома «Лекарственные растения».
• С/р игра-импровизация «Путешествие на луг».
• Д/и «Собери цветок», «Узнай по описанию», «Подбери слово».
• П/и «Посади клумбу», «Одуванчики».
Работа с родителями:
• Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в природе».
• Папка-передвижка «Всем знакомый одуванчик».
• Пополнение гербария растением «одуванчик».
• Оформление фото-выставки «В мире одуванчиков».
Заключительный этап:
Работа с детьми: интегрированное занятие. ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация «Одуванчик».
Работа родителями: фото-выставка «В мире одуванчиков».
Приложения
Беседа об одуванчике
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Пальчиковая игра «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы небывалой красоты. Руки на столе в вертикальном положении с опорой на локти, пальцы раскрыты.
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. Руки вверх, потягивания.
Ветер дует иногда, только это не беда. Взмахи руками.
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки Наклонить кисти рук.
А потом опять встают и по-прежнему цветут. Распрямить кисти рук, раскрыть пальцы.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Дидактическая игра «Собери цветок»
Цель: Развивать логическое мышление; закреплять названия цветов.
Игровая задача: Собрать растение из частей.
Материалы: Разрезные картинки цветов.
Ход игры: Ведущий раздает детям разрезные картинки цветов, дети собирают и называют цветок.
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Цель: Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: Найти растение по перечисленным признакам.
Материал: Карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
Подвижная игра «Одуванчики»
Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, не задевая друг друга.
Ход игры: дети-одуванчики бегают под музыку или звучание бубна. С окончанием звучания дети приседают. Воспитатель произносит текст, после чего идёт искать одуванчики, которые, закрыв руками лицо, прячутся. Игра повторяется.
«Жёлтый одуванчик,
Я тебя сорву.
Жёлтый одуванчик
Спрятался в траве».
Игра-импровизация «Путешествие на луг»
Цель: знакомство детей с флорой и фауной луга.
Задачи: познакомить детей с растительностью и насекомыми луга, развивать выразительность движений, артистизм, воображение, формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, прививать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: картина, аудиозапись «Музыка природы».
Ход игры: воспитатель показывает картинку «Цветущий луг».
-Ребята, посмотрите на красоту летнего луга. Сколько здесь разных цветов. А над ними летают бабочки, пчёлы, жуки. Я приглашаю вас на этот луг. Закройте глазки, скажем волшебные слова: «1,2,3, мы на лугу, смотри!» Солнышко разбудило всё вокруг, и цветы на лугу. Хотите быть цветочками? Закройте глазки и представьте, что вы цветы, цветочки спят. Но вот появились первые лучи солнца, и цветочки просыпаются, головки поднимают, тянутся к солнцу. Тепло, хорошо цветочкам. Они радуются солнечному свету. (Дети поднимают головы, вытягивают шеи, тянутся на носках вверх). На листьях у цветков - роса. Они стряхивают ее с листьев. Осмотрелись по сторонам. Покивали друг другу головками, поздоровались. Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветочек и хочет сорвать. Цветочки испугались, согнулись, сжали лепестки и уже представили себе, как они завянут и засохнут. (Дети изображают испуг, складывают руки-лепестки, наклоняются к земле).Но человек пожалел цветочки ведь они такие красивые и пошёл дальше. Цветы снова распрямились, расправили лепестки и радуются жизни, греясь под ласковым солнышком. (Звучит музыка, дети плавно танцуют). Мы в стране цветов, на их аромат прилетели бабочки! 1,2,3 на бабочек посмотри! (Дети импровизируют полет бабочек). Расправили бабочки крылья и полетели. Прекрасный солнечный день. На лугу много цветов с таким запахом, что кружится голова. Вокруг летают множество насекомых: комаров, жучков, стрекоз, пчёлок, шмелей (Дети импровизируют движения этих насекомых). Но день закончился, наступил вечер, и насекомые попрятались, цветы закрыли лепестки и нам пора возвращаться домой. Вокруг себя повернись в группе окажись.
Художественная литература
З. Александрова «Одуванчик»
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой.
Не боялся никого,
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой.
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Е. Серова «Одуванчик»
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
М. Пришвин «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Загадки
Я шариком пушистым
белею в поле чистом,
а дунул ветерок –
остался стебелек.
(Одуванчик)
Есть один такой цветок
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка.
(Одуванчик)
Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в природе»
Природа – самое удивительное из того, что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней. Природа дарит человеку незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Они осваивают правила поведения в природе на отдыхе, собирая грибы, ягоды, лекарственные растения, учатся быть хозяевами своего дома – планеты Земля.
Несчастные случаи, которые происходят в природных условиях, плохо освещаются и кажутся редкими. К тому же городские жители могут из-за недостатка знаний недооценивать всех опасностей в этой области.
Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Пребывание на воде представляет собой повышенную опасность, но не все имеют четкого представления о том, в чем она заключается. Обследование дна в местах ныряния в воду во избежание травмирующего столкновения с предметами и попадания воды в дыхательные органы в результате потери сознания или неверных действий при испуге; слежение за временем купания и температурой воды для исключения возможности переохлаждения – эти и другие меры безопасности часто игнорируются даже в местах купания детей.
Очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений.
Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями.
Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе:
Правила поведения на воде
*Находясь у воды, будь очень осторожен.
*Купайтесь только под присмотром взрослых.
*Не купайтесь в незнакомых местах.
*Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.
*Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.
*Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.
*Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.
*Купаться можно в специально оборудованных местах.
Правила поведения на природе
*Не разоряй птичьи гнезда.
*Не ломай ветки деревьев.
*Не разоряй муравейники.
*Не лови бабочек ради забавы.
*Не обижай лесных жителей.
*Не рви много цветов.
*В лесу держитесь вместе.
*Не шумите.
*Не оставляй после себя мусор, закопай его.
*После отдыха на природе загасите костер водой.
*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.
Правила грибников и ягодников
*Не собирайте незнакомые грибы.
*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
*Не употребляйте в пищу старые, испорченные грибы.
*Не храните необработанные грибы более суток.
* К ядовитым грибам относятся: бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб, желчный гриб, говорушка, энтолома ядовитая, вонючий мухомор.
*Не собирайте незнакомые ягоды.
*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.
* К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш майский, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый, болотистый вех, белена, дурман обыкновенный, борщевик.
Правила поведения с животными и насекомыми
*Не убегайте от собаки на улице.
*Не гладьте незнакомых животных.
*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.
*Не маши руками перед осой или пчелой.
*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.
*Используй средства отпугивающие насекомых, и средства от их укусов.
*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо немедленно удалить.