Ряскова Татьяна Вячеславна
Проект «Золотая осень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Золотая осень».
Пояснительная записка
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.
Темочки:
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Тема проекта
Расширение и систематизирование знаний детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
Проблемное поле проекта :
Недостаточное количество знаний детей об осени, её признаках и явлениях.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
• Непосредственно образовательную деятельность.
• Совместную деятельность педагогов и детей;
• Работу педагогов с родителями;
• Создание предметно-развивающей среды.
• Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Цель: обогащение и систематизирование знаний детей по теме «Золотая осень».
Задачи:
• Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её явлениях и признаках.
• Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
• Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Недели Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность 1-ая
Познавательное развитие (Экологическое воспитание)
(разработка)
Художественно-эстетическая развитие (Музыкально-художественная деятельность)
(по плану музыкального руководителя) .
Познавательное развитие
(Формирование элементарных математических представлений)
И. А. Помораева, стр. 16
Занятие 2
Цель: упражнение в счете
и отсчитывании
предметов в пределах 5 с
помощью различных
анализаторов (на ощупь,
на слух).
Физическая культура
(на воздухе)
Занятие 2
Цель: повторение ходьбы и бега между предметами врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя.
Художественно-эстетическое развитие (Рисование)
«Что ты больше всего любишь рисовать»
Т. С. Комарова, стр. 36
Цель: обучение детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения.. Физическая культура
Л. И. Пензулаева, стр. 17
Занятие 3
Цель: упражнение детей в построении в колонны.
Речевое развитие
(Обучение грамоте)
Занятие 2
Звук «А»
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком.
Художественно-эстетическое развитие (Рисование)
«Знакомство с акварелью»
Т. С. Комарова, стр. 31
Цель: знакомство детей с акварельными красками, их особенностями; обучение способам работы акварелью. Речевое развитие
(Развитие речи)
В. В. Гербова
Занятие 2
Цель: закрепление представления детей о русских народных сказках, знакомство с новыми произведениями.
Художественно-эстетическая развитие (Музыкально-художественная деятельность)
(по плану музыкального руководителя)
Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)
«На лесной полянке выросли грибы»
Т. С. Комарова, стр. 30
Цель: развитие образного представления детей; закрепление умения детей вырезать предметы и их части круглой и овальной формы.
Физическая культура
Л. И. Пензулаева, стр. 19
Занятие 4
Цель: повторение ходьбы и бега между предметами.
Художественно-эстетическое развитие
(Конструктивно- модельная деятельность)
Л. В. Куцакова
Тема 1 «Дома»
Цель: уточнение представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов
2-ая Познавательное развитие (Ознакомление с предметным и социальным окружением)
«Предметы, облегчающие труд человека в быту»
О. В. Дыбина, стр. 20
Цель: формирование представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту.
Художественно-эстетическая развитие (Музыкально-художественная деятельность)
(по плану музыкального руководителя)
Познавательное развитие
(Формирование элементарных математических представлений)
И. А. Помораева, стр. 17
Занятие 3
Цель: совершенствование
навыка счета в пределах 5,
обучение понимать
независимость
результата счета от
качественных признаков
предметов (цвета, формы
и величины).
Физическая культура
(на воздухе)
Занятие 3
Цель: развитие ловкости и глазомера, координация движений.
Физическая культура
Л. И. Пензулаева, стр. 20
Занятие 5
Цель: упражнение детей в прыжках в высоту с места.
Речевое развитие
(Обучение грамоте)
Занятие 3
Звук «И»
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком.
Художественно-эстетическое развитие (Рисование)
«Степь»
Т. С. Комарова, стр. 36
Цель: обучение детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразие и простор степи.
Речевое развитие
(Развитие речи)
Занятие 3
Цель: формирование у детей умения в составлении плана пересказа сказки, обучение пересказывать сказку, придерживаясь плана.
Художественно-эстетическая развитие (Музыкально-художественная деятельность
(по плану музыкального руководителя)
Художественно-эстетическое развитие (Лепка)
«Грибы»
Т. С. Комарова, стр. 29
Цель: развитие восприятия, умения замечать отличия от основной эталонной формы
Физическая культура
Л. И. Пензулаева, стр. 20
Занятие 6
Цель: повторение ходьбы и бега между предметами, врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя.
Художественно-эстетическое развитие
(Художественный труд)
(разработка
2
Наблюдения (экскурсии, прогулки)
1-ая
Наблюдение за
птицами.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости на общение с живыми существами.
Наблюдение за ветром.
Цель: обогащение знаний о неживой природе.
Наблюдение за облаками.
Цель: обогащение знаний о неживой природе.
Наблюдение за трудом дворника.
Цель
способствование обогащению словаря;
воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
Экскурсия на территории детского сада.
2-ая Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Наблюдение за небом.
Цели: развитие внимательности, вызвать интерес к окружающему.
Наблюдение за воробьями
Цели: формирование эмоциональной отзывчивости на общение с живыми существами.
Наблюдение за домашними животными
Цели: закрепление знаний о жизни домашних животных в зимнее время года; формирование представлений о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище, воспитывать любовь к природе.
Наблюдение за солнцем.
Цель: обогащение знаний о неживой природе.
3 Рассказывание 1-ая. Беседа по теме недели
«Что у осени в корзинке»
Цель: обогащение знаний детей об овощах и фруктах.
Беседа на тему: «Какие бывают овощи, как их выращивать?»
Цель: обогащение знаний детей об овощах
Беседа с рассматриванием фотографий:
«Кто и как выращивает овощи, фрукты»
Цель: обогащение знаний детей о трудах фермера, сельхозработника.
Беседа : «Картины художников, которые рисовали осень» (натюрморты)
Цель: обогащение знаний о репродукции художников, которые писали натюрморты, учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами, развивать активный словарь.
Беседа: «Фрукты»
Цель: обогащение знаний детей о фруктах.
Беседа: «Почему могут быть опасны овощи и фрукты?»
Цель: обогащение у детей представления о том, что употребление немытых овощей и фруктов, неправильное употребление в пищу фруктов с косточками может быть опасно, объяснить почему.
2-ая Беседа по теме недели
«Здравствуй, осень золотая!».
Цель: расширение кругозора детей.
Беседа по экологии:
«Листопад».
Цель: формирование умения детей видеть красоту осени и беречь окружающую природу, воспитывать у детей культуру поведения при выходе на отдых в лес. Способствование формированию личностного отношения к соблюдению чистоты в лесу Беседа:
«Добрые дела осенью».
Цель: формирование уважительного отношения к труду, желание помогать природе.
Беседа на тему: «Что нам осень подарила».
Цель: закрепление знаний о фруктах, овощах, грибах Беседа: «Признаки осени»
Цель: закрепление и обогащение знаний детей об осени.
Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины».
Цель: формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.
4 Чтение художественной литературы 1-ая «Петух и краски» В. Сутеева
Цель: формирование умения детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, её идею; развитие образности речи: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подведение к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.
Р. Сефа «Зайчик»
Цель: формирование умения детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, её идею; развитие образности речи: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подведение к пониманию значения фразеологизмов, пословиц И. Белоусов «Осень»
Цель: формирование умения детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, её идею; развитие образности речи: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подведение к пониманию значения фразеологизмов, пословиц М. Пришвин «Еж».
Цель: формирование умения внимательно слушать воспитателя, прививать интерес к литературе.
«Джек - покоритель великанов» в переводе К. И. Чуковского.
Цель: продолжение знакомства с основными жанровыми особенностями народных сказок, учить понимать целесообразность использования в произведении различных выразительно-изобразительных средств.
2-ая А. Плещеев «Осень наступила», A. Барто «Морковный сок».
Цель приобщение к художественным произведениям.
Чтение. Толстой Л. «Корешки и вершки».
Цель: формирование желания слушать рассказы и сказки об осени.
Носов Н. Огурцы.
Цель приобщение к художественным произведениям.
«Федорено горе».
Цель приобщение к художественным произведениям.
5 Экспериментирова-
ние,
моделирование 1-ая Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками.
Цель: выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?
Дать детям представление об дождевых облаках
Цель: продолжать расширять представления о природных явлениях
2-ая Опыт «Песок, земля и глина».
Цель: продолжение знакомства детей со свойствами воды.
6 Игры (настольно-печатные и дидактические) 1-ая игра: «Витамины» «Отгадай загадку» «Приготовь обед» «Собери овощи». «Собери пазл»
2-ая «покажи то, о чём скажу»
«Собери и угадай»,
«Подбери слово»
«найди отличия» игра «собери матрёшку»
7 Художественно-творческая деятельность:
Рисование 1-ая «Осенний лес»
Т. С. Комарова, стр. 36
Цель: обучение детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья.
Художественно-эстетическое развитие (Рисование)
«Степь»
Т. С. Комарова, стр. 36
Цель: обучение детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразие и простор степи
2-ая
«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»
Т. С. Комарова, стр. 34
Цель: обучение детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. «Космея»
Т. С. Комарова, стр. 32
Цель: развитие у детей эстетического восприятия, чувства цвета.
Лепка 1-ая «Грибы»
Т. С. Комарова, стр. 29
Цель: развитие восприятия, умения замечать отличия от основной эталонной формы
2-ая «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Т. С. Комарова, стр. 35
Цель: развитие умения детей вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников.
Личностные качества:
• Сформировано представление об осени, как о времени года, её явлениях и признаках.
• У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; представление о том, как вести себя в обществе. Дети понимают, что такое плохой поступок. Развита эмоциональная отзывчивость, любознательности и познавательная мотивация; сформированы представления об осени, интерес к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении.
Интеллектуальные качества:
• Способен проявлять любознательность и активность в образовательном процессе.
• Способен действовать с подсказками педагога в процессе создания рисунка.
Физические качества
• владеет навыками культуры гигиены;
• умеет использовать нетрадиционные атрибуты при театрализации сказок;
• проявляет ручную ловкость в процессе лепки.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Дети
• Рассматривание иллюстраций
• Рассматривание книг.
• Рисование, лепка, аппликация.
Воспитатели групп
• Беседы.
• Чтение художественной литературы,
• Сказок
• Составление рассказа «Осень золотая» (родители)
• Проведение индивидуальных консультаций.
• Посещение выставок детского творчества в детском саду.
Итоговое мероприятие:
Описание продукта, полученного в результате проекта
Создание дидактической игры к проекту «Золотая осень» :
Вид проекта – информационно - познавательный, творческий.
Состав участников: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Интеграция образовательных областей
№
Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Физическое развитие Подвижная игра «Кролики», «Лиса и заяц». Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
2 Речевое развитие
Составление творческих рассказов «Осень».
Совместное творчество: «Осенний парк»
(сочинение сказок).
Чтение: р. н. с. «Теремок», «Почему медведь зимой спит»,
«Гуси-лебеди»
Речевые игр» иллюстраций к сказкам».
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству.
3 Художественно-эстетическое Изготовление поделок Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
4 Социально-коммуникативное Сюжетно-ролевая игра «Я витамин».
Игра «Магазин»
Дидактическая игра: «Найди пару», «Сварим суп».
«Прими сообщение», «Собери и угадай», «Отгадай
загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку
поверни и овощ собери». развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
5 Познавательное развитие «Литературная минутка» - каждый день.
Беседы: «Осень», «Витаминка», «Листопад».
«Угадай по описанию». Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование представлений о правильном питании и витаминах.
Определяем дополнительную информацию
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
• Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей (готовность детей, помощь в создании предметно – развивающей среды).
• Связь с родителями, выполняющими роль участников и зрителей.
• Картотека игр.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта (Слайд)
для педагога:
Проектор, экран, записи песен, презентация «Осень», мультфильм «Чиполино», дидактическая игра: «Отгадай витамин».
для детей
гуашь, пластилин, иллюстрации сказок, дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Теремок».
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
2недели (сентябрь)
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. 1.09. -
6.09.
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария. 3.09-
6.09
3 Практический
Выставка «Золотая осень».
«Полезный ужин» - совместное творчество родителей и детей (фото)
Составление творческих рассказов «В гости к витаминам».
Совместное творчество: «В сказочном царстве»
(сочинение сказок».
Чтение: р. н. с. «Федорено горе», «Маша и медведь», «Айболит»
Речевые игры с прибаутками. Рассматривание иллюстраций к сказкам 9.09-
10.09
4 Презентационный Презентация «Золотая осень» 12.09
5 Контрольный Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. 13.09
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 Непосредственно образовательная деятельность «Федорено горе».
Составление творческих рассказов «Осень».
Совместное творчество: «В гости за витаминами» (сочинение сказок».
Чтение: р. н. с. «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»
Речевые игры с прибаутками. 2.09-
4.09.
2 Наблюдение экскурсии, прогулки, рассматривание фотографий, иллюстраций. Просмотр презентации «Золотая осень». 5.09-6.09.
3 Конструирование «Соберем стол».
9.09.
4 Познание
«Осень». 10.12.
5 Самостоятельная работа детей дидактические игры. 11.09-12.09.
6 Взаимодействие с родителями Беседы, консультации. .
7 Групповое обсуждение Беседа «Что бывает осенью?» 13.09.
8 Дидактические игры «Витамины» 9.09.
9 Рассматривание иллюстраций Иллюстрации «Осенний лес», «Осенний парк» 2.09.
10 Оформление тематических выставок Выставка «Осень» 10.09
11 Просмотр познавательных мультфильмов «Заячья школа», «Кот,», «Три поросёнка» 2.09-12.09
12 Подвижные игры «Лиса в курятнике» 10.09
13 Проектная деятельность Совместные детско-родительские проекты «здоровый ужин». 2.09-6.09
14 Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением Беседы: «О пользе овощей и фруктов», «Правильное питание». 2.09-13.09
Определяем Форму проведения презентации
Мероприятие проводится воспитателем, детьми старшей группы. Дети совместно с воспитателем проводит игры.
Список литературы:
1. В. В. Гербова «Программы воспитания и обучения в детских садах»
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 320 с.
3. СмирноваЛ. Н. Развитие речи у детей 5-6 лет, Москва, Мозаика – Синтез, 2009, 50с. ;
4. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-6 лет. Москва, Сфера, 2009, 190с. ;
5. Ушакова О. С., Н. В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 5-6 лет, Москва, Сфера, 2010, 145 с. ;
6. Ф. А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
7. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»;
8. М. Ю. Картушина «Сюжетные физкультурные