Ирина Казначарская
Проект «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта: долгосрочный (с сентября до ноября 2015 г.)
Цель проекта: создание условий для развития познавательной и эмоционально-творческой активности детей 4-5 лет путём вовлечения их в совместное со взрослым проектирование деятельности экологического содержания
Задачи:
1. Расширять представления детей об осени как о времени года.
Публикация «Проект „Золотая осень“» размещена в разделах
2. Формировать умение устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний период.
3. Формировать навыки передавать свои впечатления по средствам художественно-творческой деятельности.
4. Развивать способность наблюдений за живой и не живой природой
5. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и любовь к окружающей среде.
Ожидаемые результаты проекта: дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, научатся рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.
Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою заинтересованность к этой теме, продемонстрируют детям свою осведомлённость в этом вопросе и смогут проявить творческий подход.
Формы работы: образовательные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые игры, беседы, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, экскурсия в осенний лес, работа с родителями.
Продукт проектной деятельности:
1. Методические материалы по проекту (конспекты бесед, сценарии мероприятий, картотека наблюдений, дидактические игры)
2. Выставка детских творческих работ «Сказки осени»
3. Осенний праздник «Осень, осень в гости просим…»
4. Работа в папках «Золотая осень» (индивидуально)
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Подборка методической литературы, составление плана основного этапа
Создание предметно-развивающей пространственной среды (подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности)
Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте
2. Основной этап:
Работа с родителями:
1. Консультация: «Знакомим с пейзажной лирикой»
2. Индивидуальные беседы «Учитесь рисовать»
3. Папка - передвижка «Учимся наблюдать за изменениями в природе»
4. Картотека «Стихи о природе»
5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Страна Чипполиния»
6. Изготовление атрибутов (осенних листочков) для танца
7. Изготовление шапочек овощей для инсценировки песни «Огородная-хороводная»
8. Выпуск книжек - малышек по теме «Путешествие по осени»
9. Домашние задания: нарисуй «съедобные - несъедобные грибы», «перелётные птицы»
10. Изготовление родителями альбома загадок «Дары осени», «Приметы осени», «Как звери к зиме готовятся», «Демисезонная одежда»
11. Консультации для родителей «Одежда детей осенью», «Осенние игры и развлечения для детей», «Пять рецептов для солнечного настроения осенью»
Работа с детьми:
Познавательное развитие (цель: воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал):
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, альбомов «Осень»:
Альбом «Парк осенью»
Альбом «Картины из овощей и фруктов Джузеппе Арчимбольдо»
Альбом «Кто как готовится к зиме?»
- Беседы:
«Овощи-фрукты, ягоды-грибы»
(расширять представления детей об овощах и фруктах, ягодах и грибах; учить различать их, используя различные органы чувств).
(цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений).
«Кто как готовится к зиме»
(расширить представление детей об образе жизни лесных зверей, оседлых птиц и растений (деревьев) осенью; воспитывать любознательность).
- Дидактические игры:
Цикл игр «Осень»: «Времена года», «Чьи листья», «Что было раньше, что потом», «Найди дерево по описанию»
Цикл игр «Урожай»: «Что, где растет?», «Волшебный мешочек», «Компот или суп»
Цикл игр «Животные, птицы и растения»: «Мамы и детеныши», «Кто, где живет», «Четвертый лишний», «Угадай, кто как говорит?»
Цикл игр «ФЭМП»: «Пересчитай листья», «Найди одинаковые деревья», «Разложи по цвету», «Чего больше, чего меньше», «Отгадай и раскрась»
- Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»
Наблюдение за трудом взрослых: сбор опавшей листвы, сбор урожая
Наблюдение живой природой: за птицами, животными, деревьями
Наблюдение за неживой природой: за ветром, за дождем, за листопадом
Речевое развитие (цель: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени; продолжать работу над развитием связной речи (с помощью мнемотаблиц); формировать умение отвечать на вопросы; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность).
- Чтение художественной литературы:
Стихотворения об осени: И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», И. Токмакова «Ветрено», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувима «Овощи».
Загадки «Витамины с огорода», «Осеняя пора»
Сказки: В. Сутеева «Яблоко», «Вершки и корешки»
Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Хвосты», «Приключения Муравьишки», М. Пришвин «Журка», «Ребята и утята», Н. Сладков «Неслух», «Осень на пороге», В. Вересаев «Братишка», Г. Снигерев «Как птицы и звери к зиме готовятся», П. Молчанова «Последний лист».
- Рассматривание сюжетных картин:
«Сбор урожая»
«Игры на улице»
«Кто как готовится к зиме».
- Составление описательных рассказов с помощью схем (мнемотаблиц):
«Осень»
«Овощи-фрукты»
«Ягоды-грибы»
«Деревья»
- Дидактические игры по развитию речи:
«Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно»,
«Шкатулка с осенними сказками», «Закончи предложение», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Сложи картинку», «Узнай по вкусу (запаху, форме, описанию, на ощупь)»
- Артикуляционные скороговорки по теме «Осень»:
«Осенний лес», «Арбуз», «Мухомор в бору», «Лиса в лесу», «Дятел»
- Пальчиковые игры по теме «Осень»:
«Дождик», «За грибами, за орехами», «Рябиновые бусы», «В лес по ягоды»
Социально-коммуникативное развитие (цель: развитие игровой деятельности; формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, формировать у детей моральные и нравственные ценности; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения)
- Беседы:
«Мы живем в городе»
(цель: развивать умение наблюдать за изменениями в городе осенью; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему городу; приучать к культуре поведения в общественных местах).
«В лес за грибами и ягодами»
(цель: уточнить представление детей о значении леса в жизни людей; познакомить с некоторыми свойствами древесины; расширить представление детей о лесных грибах и ягодах; знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережное отношение к природе; развивать эстетическое восприятие мира).
«Откуда овощи в магазине»
(цели: расширить представление детей об овощах, о профессиях взрослых; учить устанавливать причинно-следственные связи).
«Фрукты на прилавках магазинов»
(цель: закреплять и расширять детей о фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду. Расширять представление детей о труде взрослых)
«Бережное отношение к растениям, насекомым, птицам и животным»
(цель: познакомить детей с «Красной книгой Челябинской области», расширить и углубить знания детей о животных и растениях, раскрыть роль человека в охране природы, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе, учить соблюдать правила поведения в природе).
«Ядовитые растения, ягоды и грибы»
(цель: познакомить детей с тем, что такое ядовитые растения).
- Рассматривание сюжетных картин:
«Безопасное поведение осенью в городе, в лесу»
- Сюжетно – ролевые игры:
«Овощной магазин», «В лес за грибами», «Семья на даче»
- Игры – драматизации:
Р. н. с. «Репка», В. Сутеев «Грибок», «Мешок яблок»
-Трудовая деятельность:
Посильное участие детей в труде взрослых (дети помогают воспитателю убирать с клумбы высохшие растения, собирать в кучки опавшую листву на участке группы)
«Сбор семян растений»: рассмотреть клумбы с цветами. Показать семена цветов и как правильно их собирать
Художественно-эстетическое развитие (цели: формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке; формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы; формировать умение создавать несложные сюжетные композиции; формировать навыки аккуратной работы)
- Рисование:
«Осенний лес»
«Ежик»
-Лепка:
«Овощи и фрукты»
«Грядки капусты с морковкой»
«Вот ежик – ни головы, ни ножек»
-Аппликация:
«Ширма овощей и фруктов»
- Музыка:
Слушание: И. П. Чайковского «Времена года»
Разучивание песен об осени
Развлечение «Осень, осень в гости просим…»
«Танец осенних листочков», «Танец маленьких лягушат»
Физическое развитие (цели: осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки; совершенствовать КГН; поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях; вводить в игры более сложные правила со сменой движений; приучать действовать совместно).
- Физкультминутки:
«Ветер», «Листопад», «Собираем урожай», «Был у зайки огород», «Дождь», «Грибы»
- Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Собери урожай», «Съедобные - несъедобные грибы», «Перелётные птицы», «Кто быстрее добежит до дерева», «Солнышко и дождь»
3. Заключительный этап:
- Участие в выставке детского сада «Страна Чипполиния» (поделки из овощей и фруктов)
- Участие в выставке группы «Сказки осени» (рисунки детей)
- Осенний праздник «Осень, осень в гости просим…»
- Оформление папки индивидуально для каждого ребенка «Золотая осень»