МААМ-картинки

Проект «Знатоки математики»

Дарья Дёмина
Проект «Знатоки математики»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект «Знатоки математики» разработан на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.

Новизна проекта :

1. соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

Публикация «Проект „Знатоки математики“» размещена в разделах

2. сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

3. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале);

4. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

5. строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6. основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7. предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8. обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Цель программы: всестороннее развитие ребёнка - развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных творческих сил, качеств личности.

Задачи программы:

1. формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

2. развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);

3. формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

4. увеличение объёма внимания и памяти;

5. развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;

6. воспитание интереса к математике и процессу обучения в целом.

Проект «Знатоки математики» — развивающий, поскольку в процессе его реализации у ребенка формируются математические способности :

1. к обобщению математического материала;

2. оперированию числовой и знаковой символикой;

3. абстрагированию от конкретных количественных отношений;

4. сокращению процесса математических рассуждений;

5. обратимости мыслительных процессов;

6. последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:

личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки;

познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;

логические:

1. анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины,

2. установление причинно-следственных связей,

3. построение логической цепи рассуждений,

4. знаково-символическое моделирование;

коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:

1. разрешение проблемных ситуаций;

2. побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

3. обращение за помощью к сказочным героям.

Основное назначение проекта :

формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;

предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т. д. ;

способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;

развивать математические способности; подготовить к следующему этапу обучения.

Участники программы - дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы - 2 года.

Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раз в неделю (5 - 6 лет – 25 минут, 6 - 7 лет – 30 минут).

Основные применяемые технологии:

1. Элементы системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;

2. Здоровьесберегающие технологии;

3. Информационно-коммуникационные технологии;

4. Личностно-ориентированное обучение;

5. Игровые технологии.

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты освоения программы проекта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:

1. Ребёнок обладает развитым воображением;

2. у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

3. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

4. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать;

5. ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;

6. ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.

Контроль за освоением программы проекта проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 5-7 лет» Е. В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребё нком по следующим разделам:

1. Количество и счёт.

2. Геометрические фигуры.

3. Величина.

4. Ориентировка во времени и пространстве.

5. Логические задачи.

Планируемые результаты:

1-ый год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

1. считать по образцу и названному числу в пределах 10;

2. понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

3. писать цифры от 1 до 10;

4. пользоваться математическими знаками : +, -, =,, ;

5. записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

6. соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

7. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

8. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

9. понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

10. знать геометрические фигуры;

11. рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

12. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

13. располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

14. делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

15. называть последовательно дни недели, месяцы;

16. ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

17. определять положение предметов по отношению к другому лицу;

18. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

19. понимать задание и выполнять его самостоятельно;

20. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

2-ой год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

1. знать числа второго десятка и записывать их;

2. понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -, =,, ;

3. решать арифметические задачи и записывать решение;

4. сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;

5. устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

6. дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

7. различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;

8. рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

9. преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

10. раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

11. измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

12. изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

13. определять время с точностью до получаса;

14. ориентироваться на листе бумаги;

15. определять положение предмета по отношению к другому;

16. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

17. понимать задание и выполнять его самостоятельно;

18. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

19. самостоятельно формулировать учебные задачи

Формы подведения итогов освоения программы

Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОЕКТУ

«ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ»

1-ый год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить представление о числах и цифрах до 5.

Дать представление о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить:

1. считать по образцу и названному числу;

2. понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

1. воспроизводить количество движений по названному числу;

2. писать цифры от 1 до 9 и число 10;

3. отгадывать математические загадки;

4. записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;

5. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;

6. из неравенства делать равенство;

7. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

8. устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

9. решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

1. со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);

2. математическими знаками +,-, =,, .

ВЕЛИЧИНА

Учить:

1. располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

2. делить предмет на 2, 4 и более частей;

3. понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Развивать: глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

1. знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

2. умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

1. с геометрической фигурой — трапецией;

2. тетрадью в клетку.

Учить:

1. преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);

2. рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

3. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года.

Учить:

1. называть последовательно дни недели;

2. определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Познакомить с названиями месяцев.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить:

1. обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

2. ориентироваться в тетради в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

2-ой год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить:

1. умение писать цифры от 1 до 9 и число 10;

2. представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;

3. умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить:

4. считать по образцу и названному числу в пределах 10;

5. понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;

6. сравнивать группы разнородных предметов;

7. отгадывать математические загадки;

8. записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

9. правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,, ;

10. сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

11. устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

12. решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

13. решать логические задачи.

Учить:

14. считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

15. определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;

16. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

17. различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

18. воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

1. с составом числа из двух меньших (до 10);

2. стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

1. с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;

2. числами второго десятка и их записью.

ВЕЛИЧИНА

Продолжать учить:

1. раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

2. делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

1. измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

2. изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Развивать глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

1. знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);

2. умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

1. рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

2. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

3. преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

1. классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

2. называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить:

1. умение ориентироваться на листе бумаги;

2. определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить:

1. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

2. устанавливать конкретные связи и зависимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки».- М. :Ювента, 2010. – 64 с.

Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : методическое пособие. - М. :Ювента, 2013.- 96 с.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет : методическое пособие. - М. :Ювента, 2013.- 96 с.

Колесникова Е. В. Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е. В. Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М. : Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. – М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Тесты для детей 6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Я решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 5-7 лет. -М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 22 с.

Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 6-7 лет. – М. : Ювента, 2013. – 22 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт районной викторины «Знатоки природы»Фотоотчёт районной викторины «Знатоки природы» .

Фотоотчёт викторины «Знатоки природы»Фотоотчёт викторины «Знатоки природы» Викторина "Знатоки природы" В нашем саду прошла Викторина"Знатоки природы"между подготовительных двух групп. Наша группа участвовала в.

Фотоотчет об игре «Знатоки сказок К. И. Чуковского»Фотоотчет об игре «Знатоки сказок К. И. Чуковского» Сегодня у нас прошла веселая игра "Знатоки сказок К. И. Чуковского", по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Игру решила провести с детьми.

Интеллектуальная игра «Знатоки Азова» В конце мая в нашем городе проходила неделя педагогического мастерства. В течение недели воспитатели детских садов делились друг с другом.

КВН «Знатоки зимующих птиц» «Знатоки зимующих птиц»КВН «Знатоки зимующих птиц» (Сценарий совместной игры для детей и родителей старшей группы) Автор: Родионова Ирина.

Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики»Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики» Цель: Создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие познавательной.

НОД «Знатоки правил дорожного движения»НОД «Знатоки правил дорожного движения» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной продуктивной деятельности детей «Знатоки правил дорожного движения» Обобщить.

Стенгазета «Юные знатоки»Стенгазета «Юные знатоки» Оформление стенгазет, интересный, познавательный, развивающий момент в жизни любой группы. В своей группе для родителей я выпускаю ежемесячную.

Экологическая викторина «Знатоки природы» Образовательная область: познавательное и речевое развитие. Возрастная группа: старшая Тема: «Знатоки природы» Цель: формирование экологической.

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по изобразительному искусствуФотоотчет об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по изобразительному искусству Добрый всем вечер) Недавно в нашем замечательном детском саду " Рябинка" № 10 в старшей группе " Сударушка" проводилась игра " Что, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знатоки математики»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 14:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Знатоки математики»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Дёмина (УИ 315934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД