Дарья Дёмина
Проект «Знатоки математики»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект «Знатоки математики» разработан на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.
Новизна проекта :
1. соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
Публикация «Проект „Знатоки математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
2. сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
3. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале);
4. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
5. строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Цель программы: всестороннее развитие ребёнка - развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных творческих сил, качеств личности.
Задачи программы:
1. формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
2. развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
3. формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
4. увеличение объёма внимания и памяти;
5. развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
6. воспитание интереса к математике и процессу обучения в целом.
Проект «Знатоки математики» — развивающий, поскольку в процессе его реализации у ребенка формируются математические способности :
1. к обобщению математического материала;
2. оперированию числовой и знаковой символикой;
3. абстрагированию от конкретных количественных отношений;
4. сокращению процесса математических рассуждений;
5. обратимости мыслительных процессов;
6. последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.
Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:
личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки;
познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;
логические:
1. анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины,
2. установление причинно-следственных связей,
3. построение логической цепи рассуждений,
4. знаково-символическое моделирование;
коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.
При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:
1. разрешение проблемных ситуаций;
2. побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;
3. обращение за помощью к сказочным героям.
Основное назначение проекта :
формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;
предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т. д. ;
способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;
развивать математические способности; подготовить к следующему этапу обучения.
Участники программы - дети 5 - 7 лет.
Срок реализации программы - 2 года.
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).
Режим занятий – 1 раз в неделю (5 - 6 лет – 25 минут, 6 - 7 лет – 30 минут).
Основные применяемые технологии:
1. Элементы системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;
2. Здоровьесберегающие технологии;
3. Информационно-коммуникационные технологии;
4. Личностно-ориентированное обучение;
5. Игровые технологии.
Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Результаты освоения программы проекта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:
1. Ребёнок обладает развитым воображением;
2. у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
3. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
4. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать;
5. ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;
6. ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.
Контроль за освоением программы проекта проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 5-7 лет» Е. В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребё нком по следующим разделам:
1. Количество и счёт.
2. Геометрические фигуры.
3. Величина.
4. Ориентировка во времени и пространстве.
5. Логические задачи.
Планируемые результаты:
1-ый год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
1. считать по образцу и названному числу в пределах 10;
2. понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
3. писать цифры от 1 до 10;
4. пользоваться математическими знаками : +, -, =,, ;
5. записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
6. соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
7. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
8. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
9. понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
10. знать геометрические фигуры;
11. рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
12. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
13. располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
14. делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
15. называть последовательно дни недели, месяцы;
16. ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
17. определять положение предметов по отношению к другому лицу;
18. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
19. понимать задание и выполнять его самостоятельно;
20. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2-ой год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
1. знать числа второго десятка и записывать их;
2. понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -, =,, ;
3. решать арифметические задачи и записывать решение;
4. сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
5. устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
6. дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
7. различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
8. рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
9. преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
10. раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
11. измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
12. изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
13. определять время с точностью до получаса;
14. ориентироваться на листе бумаги;
15. определять положение предмета по отношению к другому;
16. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
17. понимать задание и выполнять его самостоятельно;
18. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
19. самостоятельно формулировать учебные задачи
Формы подведения итогов освоения программы
Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОЕКТУ
«ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ»
1-ый год обучения
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить представление о числах и цифрах до 5.
Дать представление о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.
Продолжать учить:
1. считать по образцу и названному числу;
2. понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить:
1. воспроизводить количество движений по названному числу;
2. писать цифры от 1 до 9 и число 10;
3. отгадывать математические загадки;
4. записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
5. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
6. из неравенства делать равенство;
7. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
8. устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
9. решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить:
1. со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
2. математическими знаками +,-, =,, .
ВЕЛИЧИНА
Учить:
1. располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
2. делить предмет на 2, 4 и более частей;
3. понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Развивать: глазомер.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
1. знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
2. умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Познакомить:
1. с геометрической фигурой — трапецией;
2. тетрадью в клетку.
Учить:
1. преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
2. рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
3. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года.
Учить:
1. называть последовательно дни недели;
2. определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Познакомить с названиями месяцев.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить:
1. обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
2. ориентироваться в тетради в клетку.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
2-ой год обучения
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить:
1. умение писать цифры от 1 до 9 и число 10;
2. представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;
3. умение делать из неравенства равенство.
Продолжать учить:
4. считать по образцу и названному числу в пределах 10;
5. понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;
6. сравнивать группы разнородных предметов;
7. отгадывать математические загадки;
8. записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
9. правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,, ;
10. сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
11. устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
12. решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
13. решать логические задачи.
Учить:
14. считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
15. определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;
16. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
17. различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?
18. воспроизводить количество движений по названному числу.
Продолжать знакомить:
1. с составом числа из двух меньших (до 10);
2. стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).
Познакомить:
1. с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;
2. числами второго десятка и их записью.
ВЕЛИЧИНА
Продолжать учить:
1. раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
2. делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Учить:
1. измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
2. изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Развивать глазомер.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
1. знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);
2. умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Продолжать учить:
1. рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
2. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
3. преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).
Учить:
1. классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
2. называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.
Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.
Познакомить с часами (стрелки, циферблат).
Учить определять время с точностью до получаса.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить:
1. умение ориентироваться на листе бумаги;
2. определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).
Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить:
1. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
2. устанавливать конкретные связи и зависимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки».- М. :Ювента, 2010. – 64 с.
Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : методическое пособие. - М. :Ювента, 2013.- 96 с.
Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет : методическое пособие. - М. :Ювента, 2013.- 96 с.
Колесникова Е. В. Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 64 с.
Колесникова Е. В. Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М. : Ювента, 2013. – 64 с.
Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. – М. : Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е. В. Тесты для детей 6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е. В. Я решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 5-7 лет. -М. : Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е. В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М. : Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М. : Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 22 с.
Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 6-7 лет. – М. : Ювента, 2013. – 22 с.