Карина Цветкова
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
Карина Цветкова
Проект "Знакомство с творчеством С. Я. Маршака" в средней группе
Визитная карточка проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
Авторы проекта: Цветкова Карина Михайловна, Гребешкова Елена Игоревна
Описание проекта
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Публикация «Проект „Знакомство с творчеством С, Я, Маршака“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Разработан проект для детей средней группы. Проект длится 2 недели.
Название темы учебного проекта
«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
Краткое содержание проекта
Познание:
• Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
• Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
• Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
• Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
Коммуникация и социализация:
• Развивать коммуникативные навыки в совместной игровой деятельности;
• Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
Речевое развитие:
• Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршак
• Обогащать активный словарь детей по проектной теме;
• Обогащать чувственно-эмоциональный опыт, освоение детьми знаний и развития на этой основе интереса к миру и процессу познания через художественную литературу;
• Развивать связную через заучивание стихов и театрализованную деятельность;
• Способствовать формированию познавательных интересов, радости сотворчества педагогов и детей.
• Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
Физическая культура и здоровье:
• Формировать у воспитанников интерес к активной двигательной деятельности, мелкую моторику обеих рук;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• Закрепить правила дорожного движения
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Художественное творчество:
• Формировать умение детей использовать приобретенные знания, умения и навыки во всех видах художественной деятельности;
• Развивать творческие проявления, побуждать к активному участию и самореализации в различных видах художественной деятельности;
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
• Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Способствовать развитию театральной деятельности через игры-драматизации.
• Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
• Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
Основа проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013г. Министерства образования и науки РФ)
• Любознательный, активный
• Эмоционально отзывчивый
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Планируемые результаты обучения
• Дети расширили и закрепили представления о творчестве С. Я. Маршака
• Рассказывают наизусть отрывки произведений
• Узнают знакомые произведения на слух
• Используют полученные знания в играх, на занятиях, в театрализованной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос : Что мы должны знать о писателе и его произведениях?
Проблемные вопросы учебной темы
Зачем нужны различные произведения (сказки, стихи и т. п. ?
Зачем нужно разучивать стихи?
Учебные вопросы
Кто такой писатель, поэт?
Кто рисует иллюстрации к произведениям?
Зачем нужны иллюстрации?
Что такое конкурс чтецов?
Какие произведения С. Я. Маршака вы знаете?
График оценивания
До работы над проектом
• Подбор методической литературы.
• Диагностика уровня сформированности знаний о творчестве поэта
• Создание и разработка перспективного плана воспитательно-образовательной работы.
• Разработка конспектов занятий, тематических бесед с детьми.
• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр.
• Подбор художественной литературы, фонотеки, видеотеки произведений.
Во время работы над проектом
• Знакомство с биографией поэта
• Знакомство с художественной литературой и мультфильмами.
• Проведение занятий, дидактических и строительных игр, бесед.
• Проведение вечера загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
• Разучивание произведений и их отрывки, подготовка к конкурсу чтецов
• Проведение сюжетно-ролевых и строительных игр «Вокзал», «Зоопарк»
• Организация театрализованной деятельности «Усатый - полосатый».
• Рассматривание портрета писателя
• Рассматривание рисунков, иллюстраций к произведениям С. М. Маршака
• Организация выставки детских рисунков
• Подготовка консультации «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме».
После завершения работы над проектом
• Проведение повторной диагностики
• Оформление выставки книг по произведениям С. Я. Маршака
• Проведение конкурса чтецов
• Оформление альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
Сведения о проекте
Образовательные события:
Первая неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Чтение сказки «Усатый - полосатый»
Разучивание отрывка «Усатый - полосатый»
Дидактическая игра «Веселый счет»
ВТОРНИК
Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Рассматривание иллюстраций к произведениям
Подвижная игра «Мяч»
СРЕДА
Занятие по окружающему миру «В гостях у писателя С. Я. Маршака»
Дидактическая игра «Отгадай-ка» (по иллюстрациям)
Театрализация сказки «Усатый - полосатый»
ЧЕВЕРГ
Рассматривание портрета писателя
Чтение «Вот какой рассеянный», «Багаж»
Строительная игра «Вокзал»
ПЯТНИЦА
Чтение «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
Дидактическая игра «Собери багаж дамы»
Вторая неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Занятие по рисованию «Глупый мышонок»
Чтение «Детки в клетке», «Где обедал воробей?» «Пудель»
Беседа о сезонных изменениях по произведению С. Я. Маршака «Круглый год»
ВТОРНИК
Подвижная игра «Крокодил и воробьи»
Дидактическая игра «Один - много» (по произведению «Детки в клетке»)
СРЕДА
Беседа о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
Сюжетно - ролевая игра «Зоопарк»
ЧЕВЕРГ
Дидактические игры из серии «Где обедал воробей?»
Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я Маршака
ПЯТНИЦА
Конкурс чтецов по произведения С. Я. Маршака
Чтение «Угомон»
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование
Компьютеры, принтер, фотоаппарат, сканер, карта памяти.
Технологии — программное обеспечение: мультимедийные презентации, текстовые редакторы.
Материалы на печатной основе
Методические пособия, детские книги, репродукции, портрет, справочный материал, дидактические карточки.
Другие принадлежности
Иллюстрации к произведениям, маски «Усатый - полосатый», конструктор, фигурки животных
Интернет-ресурсы
• https://neposed.net/educational-games/tematicheskie-nedeli/po-knigam/tematicheskii-komplekt-gde-obedal-vorobei.html
• https://www.youtube.com/watch?v=dDMBosICkMc
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf
Другие ресурсы
• Маршак С. Я. Азбука в стихах и картинках. Для дошкольного возраста: «Планета детства»
• Маршак С. Я. Сказка о глупом мышонке. Для дошкольного возраста: «Оникс», 1999
• Маршак С. Я. Почта. – М. ,: «Детская литература», 1989
• Маршак С. Я. Кошкин дом. - М: «Детская литература», 1992
• Маршак С. Я. Детки в клетке: «Планета детства»
• Маршак С. Я. Плывет, плывет кораблик. Для дошкольного возраста. М, - : «Детская литература», 1988