НАДЕЖДА ОСИПОВА
Проект «Знакомство с русской народной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Знакомство с русской народной культурой»
в старшей и подготовительной группах
Выполнила: воспитатель Осипова Надежда Геннадьевна
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
(Д. С. Лихачёв).
Публикация «Проект „Знакомство с русской народной культурой“» размещена в разделах
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Прошлое, настоящее и будущее должны быть связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по -новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего села, не могут различать народные промыслы.
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель проекта :
- воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта :
-Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
-Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
-Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;
-Показать детям красоту русского языка
-Познакомить детей с народными традициями
-Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма
-Привлечь родителей к сотрудничеству
-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Принципы работы
по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства:
- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы;
- единство влияния семьи и ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства;
- направленность воспитательно-образовательной деятельности на комплексное познание народных традиций, быта и декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты:
-Расширение знаний детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;
-Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;
-Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;
-Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;
-Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма.
-Повышение родительской компетенции.
Вид проекта :
познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта : долгосрочный, 2 года
Участники проекта : дети 5-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Этапы реализации проекта
I Этап: Подготовительный
- проведение опроса детей для определения уровня их знаний по теме;
- встреча с родительским коллективом для мотивации к участию в проекте;
- подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по декоративно-прикладному искусству, репродукций известных художников, презентаций
- сбор материала для продуктивной творческой деятельности;
- выставка книг, сказок, образцов декоративно-прикладного искусства
- оснащение предметно-развивающей среды предметами русского быта, народных промыслов.
- организация работы по установлению взаимодействия с социумом города.
-разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом
II Этап. Основной
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседа на темы: «Моя Родина – Россия», «Моя малая родина», «Моя роль и роль моей семьи в жизни моей страны», «Символы моей страны»
Познавательное развитие:
НОД, беседы, рассматривание иллюстраций
-Народные промыслы и ремёсла : гжель, хохлома, городецкая роспись,
-Русский народный костюм
-Русские народные сказки
-Особенности древней архитектуры (терема)
-Музыкальная Русь (музыкальные инструменты)
-История возникновения народных игрушек- дымковская, филимоновская, каргопольская
-Русская Матрёшка
-Русский самовар
-Знакомство с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук)
-Дидактические игры «Сложи узор», «Народные промыслы», «Узнай и назови игрушку», «Пазлы», «Назови сказочного героя», «Узнай по описанию», «Закончи поговорку».
-Рассматривание вышивки русскими узорами
Художественно-эстетическое развитие:
-Чтение художественной литературы (малые фольклорные жанры, сказки, стихи, патриотические рассказы)
-Слушание народной музыки, песен
-Просмотр видео с русскими народными танцами
-Русские народные праздники : рождественские колядки, масленица, святки, осенние праздники
-Развлечение «Кузьминки»
-Рисование «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Сказочный терем», «Жар-птица», «Русский сарафан»
-Лепка «Дымковская игрушка», «Мой любимый сказочный герой»
-Аппликация «Городецкие цветы», «Фартук для мамы»,
-Экскурсия в КВЦ «Радуга» : «Русские былинные герои»
Физическое развитие:
-Подвижные народные игры : «Лапта», «Горелки», «Два Мороза»,
«У медведя во бору», «Чай-чай, выручай»
-Развлечение «Богатырские бои»
Работа с родителями:
-Консультации по теме проекта
-Экскурсия в краеведческий музей
-Создание мини-выставки старинных предметов русского быта III этап. Заключительный этап
-Подведение итогов, отчётная презентация.
-Викторина «Русская культура детям»
В ходе реализации проекта многие дети проявили к русской народной культуре большой интерес и поэтому наш проект продолжается и дополняется новыми формами работы.
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт. - сост. Е. В. Арсеньева. - Л. : Художник РСФСР, 1983.
2. Картышова Л. В. Русский народный костюм : Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е. Р. Беспаловой – «АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.
8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М. : ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л. В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
+ В Мои закладки