Светлана Косицына
Проект «Знакомство с русским народным творчеством» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Знакомство с русским народным творчеством».
Актуальность проекта :
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Публикация «Проект „Знакомство с русским народным творчеством“ в средней группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Тип проекта : Групповой, краткосрочный, творческий.
Направления развития: Познавательное, Социально–коммуникативное Речевое, Художественно-эстетическое.
Участники проекта : Дети группы № 15, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Основание для разработки проекта : Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель:
• Знакомстводетей с русским народным фольклором;
• Создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры.
Задачи:
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"
• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Планируемые результаты:
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
• Знание правил народных игр, умение в них играть.
• Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
Подбор литературы, для чтения, заучивания.
-Подбор иллюстраций по потешкам, сказкам, для рассматривания.
-Работа с методической литературой.
- Подбор костюмов, масок для инсценировки.
- Подбор иллюстраций предметов русского быта, одежды, обуви.
II этап – основной (практический).
Беседы
«Фольклор детям»
Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок. Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты. Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
«Знакомство с самоваром»
Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
НОД
«Наш фольклор»
Продолжать знакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Формировать умение отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.
«Народная игрушка Матрешка»
Продолжать знакомить с народной игрушкой матрешкой, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, развивать интерес к народной игрушке.
«Матрешки любят разные одежки»
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Рисование «Украсим рукавичку- домик».
Формировать умение рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ, а также проводить ватной палочкой прямые линии и точки, создавая орнамент.
«Приди, весна, с радостью» .
Продолжать знакомить с временем года весна, ее особенностями, используя заклички, потешки, развивать интерес к народному творчеству.
«Народные художественные промыслы».
Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие. Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Дидактические игры. «Узнай по описанию». «Раз матрешка, два матрешка». «Подбери узор к платью барыни», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «Узнай элемент узора».
Закрепить знания детей о народных игрушках, формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.
Рассматривание иллюстраций, старинных изделий, «Русская изба. От печки до лавочки».
Рассматривание альбомов «Русская матрёшка», «Фольклорная игрушка», «Русские народные музыкальные инструменты».
Формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта (цвете, форме, величине, материале, назначении)
Чтение сказок «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью». «Царевна-лягушка». «Пузырь, соломинка и лапоть». «Мужик и медведь».Познакомить детей со сказкой, прививать любовь к слушанию сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки.
Подвижные игры Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Золотые ворота».
Развивать умение действовать по сигналу, развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь, четко проговаривать слова текста.
Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.). Заучивание наизусть понравившихся. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение.
Настольный теарт «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди».
Слушание.
П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.
Пение:
Заклички, приговорки, прибаутки. Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде выставки.
«Посиделки у камина», «Фольклорная игрушка».
Взаимодействие с семьё й:
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов. Изготовление настольного театра и фольклорных кукол.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.