марина
Проект «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями и с декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство дошкольников с русскими народными традициями и с декоративно-прикладным искусством"
воспитатель: Истомина М. А.
Каменск-Уральский 2022г.
Актуальность проекта.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Публикация «Проект „Знакомство дошкольников с русскими народными традициями и с декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышению уровня развития эстетического вкуса и развития творческой активности у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Что развивает у ребенка:
Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы:
Помогает выучить цвета и формы.
Тип проекта : творческий, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – январь-май 2022 год
Объект проекта : развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Предмет проекта : Знакомство дошкольников с русскими народными традициями и декоративно-прикладным искусством
Цель: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Продолжить знакомить детей с русскими народными традициями, познакомить с историей появления в России чая, самовара, с традициями чаепитие, расширить общий кругозор ребенка, развить художественное восприятие предметов народного промысла (русский самовар, гжельская, хохломская посуда, тульские пряники, чайные гренки, воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям русского народа :
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством : дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.
• Учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования и получать удовольствия от своей работы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Развивать художественно - творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства
Задачи по отношению к детям:
Основные формы работы с детьми, совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природе; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки. дидактические игры; беседы; чтение познавательной литературы; знакомство с патешками, стихами, загадками.
Задачи по отношению к родителям:
1. Консультация «Декоративно-прикладное творчество»
2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»
5. Памятка «Виды народного декоративно–прикладного искусства»
6. Подбор материалов для творчества детей.
7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
Предложенная это:
ориентировка на использование нетрадиционных техник в аппликации;
организация разнообразной и регулярной деятельности детей;
совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей;
оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, праздники, выставки, открытые занятия;
широкое использование специальной учебной и детской литературы.
Планируемый результат:
развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции; создание мини-музея «Чудо роспись».
Самым высоким видом искусства,
самым талантливым,
самым гениальным является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом, сохранено,
что народ пронес через столетия.
М. И. Калинин
СПИСОК ДЕТЕЙ
1 группа 2 группа
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1 год (старшая группа)
№ Дата проведения Тема (содержание занятия) Цель Оборудование Планируемый результат
1 январь
2 неделя Знакомство дошкольников с русскими народными традициями
«У самовара»
Знакомить детей с русскими традиционным бытом (чаепитие за самоваром) Картинки наглядные
Художественная литература.
загадки
Внимательно слушают и отвечают на вопросы
2 января
4 неделя «Нарисуем самовар» Продолжать знакомить детей с историей создания самовара, особенностями хохломской росписи колорит, композиция,элементы
Учить рисовать на самоваре растительный узор по мотивам хохломской росписи Готовое изображение с картинкой самовар
Гуашь,
кисть,
палитра.
картинки Ребятам нравится рисовать и узнавать новое об искусстве
3
Февраль
2 неделя
«На террасе»
Знакомство с картиной
Познакомить детей с картиной художника Б. М. Кустодиева, изображающей традиционное русское чаепитие
Картинки с изображением
Дети внимательно слушают и запоминают
4 Февраль
4 неделя
«Милости просим на чашку чая» Вызвать у детей интерес к гостеприимству, знакомить детей с русским традиционным бытом чаепитие за самоваром Посуда разного вида, тульский пряник для обыгрывания, стихотворение «Посуда», Н. Нищевой
5
Март
2 неделя
«Хороший город Городец» Познакомить с городом «Городец» рассказ о городе Городец и городецкой росписи, пение частушек
Картинки с изображением города и росписи Дети запоминают о истории города Городец