Ани Курбанова
Проект «Знаки дорожного движения и ПДД с детьми в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ПДД во второй младшей группе
"Обучение дошкольников правилам дорожного движения"
Автор проекта : Курбанова Ани Левоновна
Вид проекта : познавательно - игровой
Участники проекта : Дети, родители и воспитатели группы №20.
Публикация «Проект „Знаки дорожного движения и ПДД с детьми в ДОУ“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Каждому из участников данного проекта важно помнить, что реализация проекта, способствует формированию основ безопасного поведения на улице и дороге, а так же развивает мышление, сенсорные навыки, физическую активность, способствует становлении речи.
Продолжительность: Долговременный
Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Причины сложностей в обучении дошкольников ПДД
Объективные причины:
Значительное увеличение интенсивности движения на дорогах
Плохое состояние дорожного покрытия
Увеличение количества современных автомобилей – более скоростных и бесшумных
Снижение культуры поведения участников движения на дорогах, в том числе культуры поведения в общественном транспорте
Субъективные причины:
Низкий уровень общего и психофизиологического развития детей дошкольного возраста
Недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге
Стремление ребенка к самостоятельности и неумение ребенка адекватно оценить свои силы и возможности
Отрицательные примеры взрослых, особенно родителей
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. В силу своих физиологических особенностей дошкольник не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
Чтобы уметь хорошо ориентироваться на дорогах, необходим высокий уровень самоконтроля и воли, способность координировать свое внимание. Поэтому в процессе обучения дошкольника ПДД мы обращаем внимание на развитие его психо-физиологических качеств, которые обеспечивают его безопасность на улице.
Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Таким образом, проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения очень актуальна на современном этапе, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка - дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.
В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
Задачи:
1. Обучить детей необходимому минимуму ПДД и знаки
2. Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знания правил дорожного движения?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
4. Как научить ребёнка полученные «теоретические» знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни детского сада?
5. Какая опасность может возникнуть на улице, если ребёнок не умеет правильно оценивать ситуацию?
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1 этап - Подготовительный:
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Составление календарно – тематического плана по ПДД.
4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
5. Подбор художественной литературы по теме.
6. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
7. Создание картотеки дидактических игр.
8. Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрёстком и улицами города.
9. Подбор материала для продуктивной деятельности.
10. Подготовка книжки – передвижки для консультации родителей на тему : «ПДД с детьми».
11. Подготовка стенда и наглядного пособия для детей на тему : «ПДД и дети», «Знаки ДД»
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
• Игрушки и игровое оборудование: трамвай, автобус, машины легковые и грузовые, маленькие куклы (папа, мама, дети, коляски, маленькая собачька, конструктор. Светофор (сделать самим из картона и цветной бумаги). Шапочки или нагрудные знаки : «Нет пешеходного перехода!», «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (желательно из ткани, рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком, улицами города и здания. К нему маленькие машины и люди, несколько дорожных знака и светофор.
• Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход» «Движение пешеходов запрещено!». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
• Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Зверята и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
• Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
2 этап - Основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Правила дорожного движения». Включает в себя:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Работа с детьми :
• непосредственно-образовательную деятельность;
• образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;
• совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
• самостоятельную деятельность детей.
Познавательная деятельность по обучению детей ПДД
Тематические занятия (НОД).
Знакомство с профессией сотрудника ГИБДД, шофера.
Отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы по теме.
Рассматривание плакатов по ПДД.
Наблюдение за транспортом.
Беседа.
Создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей.
Игровая деятельность по обучению детей ПДД
Сюжетно-ролевые игры:
«Автобус», «Шофёры», «Зверята и автомобиль», «Поезд»,
«Зайчики перебегают», «Гаражи и автомобили».
Дидактические игры:
«Собери знак», «Наша улица», «Угадай, какой знак?»,
«Собери машину по частям», «Транспорт», «Кому что
нужно для работы?», «Светофор»», «Дорожные знаки».
Подвижная игра : «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый»,
«Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Автобус».
Продуктивная деятельность по обучению детей ПДД
Конструирование,
Рисование, пластилинография
Лепка,
Аппликация
На темы: «Улица», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор»
Работа с родителями:
Проведение консультаций (папка - передвижка)
Оформление уголка по ПДД
Памятки
Беседы
Оформление фотоколлажа
4 этап - Заключительный (обобщающий) :
1. Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения праздника «Путешествие по Дорожным знакам»;
2. Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа;
3. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».
Ожидаемые результаты:
1. К окончанию проекта сформировать у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Они должны знать:
- Назначение светофора и каждого его цвета;
- Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
- Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!», «Движение пешеходов запрещено!»;
- Как правильно переходить улицу;
- Чем различаются проезжая часть и тротуар;
- Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
- Составные части транспорта;
- Кто такие пешеходы;
- Профессия «Шофер».
2. Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда) :
Разработать конспекты НОД;
Игрушки и игровое оборудование;
Наглядно-дидактические пособия;
Картотека сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;
Картотека дидактических игр;
Картотека подвижных игр;
Картотека со стихами и загадками.
Создать уголок ПДД в группе.
3. Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
4. Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД.
5. Оформить фотоколлаж на тему: «Как мы изучали ПДД».
Вывод:
Если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаё т вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.
В заключении стоит отметить, что изучение ПДД необходимо. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Перспективный план по обучению детей правилам дорожного движения
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов (каждый месяц)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (каждый месяц)
Работа с родителями (каждый месяц)
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Конструирование «Строительство дорожек для пешеходов и машин»
Цель: Формировать представление о протяженности предметов. Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог для пешеходов. Знакомство с улицей.
Цель. Дать представление об улице, дороге, тротуаре, автомобилях.
Дидактическая игра «Домик для светофора»
Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометрические фигуры.
Загадки по теме.
Родителям во время прогулок знакомить детей с улицей, дорогой широкой и узкой, тротуаром для пешеходов
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации (каждый месяц)
Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица», «Дорога»
Транспорт
Цель: развивать умение детей различать виды наземного транспорта (грузовые, легковые);
Закрепить знания о частях машины
Д/игра «Транспорт» «Назови машину»
Цель: познакомить ребенка с названиями машин.
Правила поведения на улице, тротуар
Рисование
«Широкая и узкая дорожки»
Цель: закрепить умения детей проводить широкие и узкие линии
«Строим дорожку» (из кирпичиков, обыграть их.
Цель: побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец.
Буклеты, информационные листы
Папки-передвижки
Октябрь
Строительство дорожек.
Цель: развивать умение различать дороги разного назначения, соотносить размеры и форм у дорог с их названием
Наблюдение за светофором.
Цель. Познакомить детей со светофором, дать представления о его работе.
Продолжать знакомить детей со светофором
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе.
Дидактическая игра
Транспорт «Виды машин»
Цель: научить ребенка объединять машины в группы
Д/и «Улица города»
Цель. Закрепить знания детей о движении транспорта и пешеходов.
Аппликация «Светофор»
Цель: стимулировать детей к передаче в своих работах впечатления, полученных на улице.
Загадки по теме.
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице.
Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица»
Цель: закрепить навыки организованного поведения на улице.
Ноябрь
Д/и «Как перейти улицу»
Цель: Познакомить детей с правилами перехода улицы. Закрепить знания о сигналах светофора. Познакомить детей с правилами перехода улицы. Дидактическая игра
Транспорт «Цвет машин»
Цель: научить ребенка различать машины по цвету.
Автоазбука
«Переход и пешеход»
Светофор: Сигнал, красный, жёлтый, зелёный
Рисование
«Разноцветные колёса»
Дидактическая игра
«Найди одинаковые машины»
Цель: развитие действий соотнесения цвета с эталонами.
Информационный стенд: «ПДД для родителей с детьми младшего дошкольного возраста»
Дидактическая игра «Заправка»
Цель: ознакомление детей с отношениями по величине, при установлении соотнесения 2-3 предметными рядами.
Дидактическая игра
«Сломанный светофор»
Цель: закрепить сигналы светофора
С/р игра «Мы–водители»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.
Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Мы – водители»
Дидактическая игра
Транспорт «Цвет машин»
Цель: научить ребенка различать машины по цвету.
Декабрь
Дети и улица
Цель: развивать умение останавливаться на краю тротуара и самому, ни при каких обстоятельствах, не выходить на проезжую часть дороги, закрепить навыки организ. поведения на улице: вести себя спокойно, не бежать, не толкать других людей, не кричать, не мешать окружающим
Наблюдение за транспортом.
Цель. Обратить внимание на разнообразие колёс у разного вида транспорта»
Беседа «Будем вежливы»
Цель закрепить правила поведения на улице
Подвижная игра
«Чья машина едет быстрее»
Цель: развивать ловкость, умение работать в команде, закреплять правила ПДД.
Закреплять представления детей о разных видах наземного транспорта, анализировать его внешний вид
С/р игра «Путешествия»
Цель: закрепить знания, умения, навыки по правилам дорожного движения. «Колесо, шины»
Буклет для родителей
«Рекомендации родителям младших дошкольников по ПДД»
Грузовой автомобиль
Цель познакомить детей с основными частями грузовика, уточнить звания о работе шофера.
Беседа «Будем вежливы»
Цель закрепить правила поведения на улице
П/и «Чья машина едет быстрее»
Цель: развивать ловкость, умение работать в команде, закреплять ПДД.
Январь
Наблюдение за водителями.
Цель. Дать детям представления о профессии водителя
Выставка рисунков «Я и светофор»
Д/и «Угадай по описанию
Февраль
Знакомство со спец машинами «Скорая помощь», пожарная машина.
Цель: познакомить детей со спец. машинами, они спешат на помощь людям, «скорая помощь» - к больным, пожарная машина – тушить пожар. Рассматривание гаража для автомобиля.
Цель. Знакомство с объектом и его назначением.
Конструирование «Грузовая машина»
Цель. развитие способности строить обобщенное изображение грузовой машины, умение анализировать и выделять в предмете его основные части.
Игра с макетом
Цель: развивать у детей желание расставлять на макете игровое оборудование, и обыгрывать их.
Март
Строительство грузовой машины
Цель. Учить выделять в предмете его основные части, определять их назначение и строение.
Наблюдение за грузовым транспортом.
Цель. Развитие представлений о грузовом транспорте, умение анализировать предмет.
Рассматривание альбома «Виды транспорта»
Знакомить детей с грузовым транспортом, его разновидностями предназначением
Лото «Разноцветный транспорт»
Цель: развитие представлений об основных цветах.
Конструирование «Трамвай»
Цель. Развитие способностей анализировать образец постройки,.
Дидактическая игра
«Мы едем, едем, едем» («На чем поедем»)
Цель: развивать умение работать детей с вкладышами, закрепить знания о разных видах транспорта.
Развивающая игра
«Собери автомобиль» (разрезные картинки)
Апрель
«Дорожные ситуации»
Цель: учить детей составлять небольшие рассказы о дорожных ситуациях по содержанию сюжетных картинок.
Прогулка «Дисциплинированных пешеходов»
Цель: знакомство с разнообразием улиц и дорог в ближайшем окружении, какие дорожные знаки и разметка встречается на дорогах.
С/р игра «Улицы города»
Цель закрепление правил перехода улиц, формирование реакций на сигналы светофора.
Дидактическая игра
«Мы едем, едем, едем» («По морю, по земле, по воздуху»)
Цель: учить детей делать простейшие обобщения, закрепить разные виды транспорта.
Аппликация «Грузовой автомобиль»
Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт «ГИБДД»
Май
«Мой город»
Цель. Овладение действиями замещения, построения и использование людьми. Развитие представлений об улице, городе, о ПДД.
Подвижная игра «Ловкий пешеход»
Цель: развивать ловкость, действовать по сигналу.
Дидактическая игра
«Мы едем, едем, едем» («Кто быстрее»)
Цель: закрепить знания о транспорте.
Изготовление совместных с детьми работ по теме "Мой город"
Конструирование «Строительство улиц города»
Цель. Стимулировать самостоятельное создание детьми конструкции дома с внесением в неё элементов нового. Придумать название улиц города.
Дидактическая игра
«Геометрическое лото- транспорт»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, о различных видов транспорта, учить их классифицировать.
Памятка для родителей
«Уроки поведения детей на улице»
Диагностические задания
Список литературы:
1. Бочко А. Правила дорожного движения : для детей. М. :Издательство «Питер», 2014. – 16 с.
2. Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2017г. г. г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dddgazeta.ru/about/
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Твоя безопасность. - М. : «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
4. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-н/ Д: Феникс, 2014. – 170 с.
5. Ерохина Л. Ю. Моделирование в формировании безопасного поведения участников дорожного движения // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4 (29). С. 109.
6. Шалаева Г. П. «Мои друзья дорожные знаки» - АСТ, 2009
7. Комарова Л. Г. Строим из лего. - М. : ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
8. Кобзева Т. Г. правила Дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010
9. Шурыгина Т. А. Осторожные сказки. - М. : «Книголюб», 2002 – 80 с.
10. Интернет ресурсы.