Дружнова Любовь
Проект «Зимующие птицы» в старшей группе
Проект «Зимующие птицы»
Познавательно – исследовательская деятельность
Вид проекта: информационно - творческий
Срок реализации: две недели
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители
Проблема: дети мало знают о зимующих птицах
Предполагаемые результаты:
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В результате реализации проекта «зимующие птицы» у детей пополнятся знания о зимующих птицах, об их жизнедеятельности в зимний период, дошкольники смогут составлять описательные рассказы о зимующих птицах, используя опорную схему. Ребята научатся вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производить анализ увиденного. Овладеют умениями различать птиц по внешнему виду, оперениям, повадкам. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Дети вместе с воспитателем оформят выставку детских работ «Зимующие птицы».
Актуальность проекта:
Много птиц погибает от голода во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей. Мы задумались, а какие птицы живут рядом с нами? Если птица голодная, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? Как правильно подкармливать птиц? В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодный период времени.
1 этап. Целеполагание.
Цель:
Развивать познавательный интерес к миру природы, формировать реалистичные представления о природе. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Развивать умение узнавать птиц в природе (внешний вид, голос, повадки); побуждать детей вести и оформлять наблюдения самостоятельно; поощрять попытки детей анализировать, обобщать увиденное;
3. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
4. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
2 этап. Подготовительный
— Определение темы проекта, целей, задач.
— Подбор необходимой методической литературы по теме
— Подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме.
— Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
— Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
— Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;
— Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
3 этап. Реализация проекта
1. Игровая деятельность
Дидактические игры: «Сложи картинку», «Что за птица?», «Угадай, какая птица поёт?», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?» .
Сюжетно-ролевые игры: «Больница птиц». «Птичий двор».
Игра-театрализация «Где обедал воробей?».
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», «Воробушки и автомобиль», «Вороны и воробьи».
2. Опытно-исследовательская деятельность:
Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом; за воробьями, за голубями, за синицами. Рассматривание птичьих следов.
3. Беседы:
«Что ты знаешь о птицах?», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
4. Формирование целостной картины мира:
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
5. Речевое развитие
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Творческое рассказывание «Как я спас птичку».
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах.
Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
6. Творческая деятельность
Рисование: «Снегирь», «Синичка»
Аппликация: «Зимующие птицы у кормушки», «Снегирь»
Лепка: «Воробей»
7. Работа с родителями.
Консультации: «Подкормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
4 этап. Заключительный
Викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;
Оформление презентации «Зимующие птицы».
Ожидаемые результаты:
У детей сформирована обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Обогатился словарный запас детей по теме.
Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Повысился уровень экологической воспитанности родителей.