Инна Галимова
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта Зимующие птицы
Вид проекта Информационный, познавательный
Актуальность проекта
Проблема экологического воспитания у дошкольников в
современных условиях приобретает особую актуальность.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель проекта Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта :
Образовательные
• Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
• Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
• Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие
• Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
• Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные
• Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
• Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Сроки реализации проекта : 1-2 недели декабря
Участники проекта : воспитатели, родители, дети 4-5 лет.
Подготовительный этап
Обсуждение с родителями и детьми целей, задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Комплексно – тематическое планирование проекта.
Сбор, разработка и накопление методических материалов по данной проблеме.
2 Основной этап
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Комлексно – тематический план педагогической работы в средней группе детского сада «Белочка»
Реализация образовательных областей через виды и формы детской деятельности
Игровая Познавательно-исследовательская Коммуникативная Двигательная
Дидактические игры.
«Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке» «Скачет шустрая синица»
«Чей это голос»
«Разукрась птицу», «Угадай-ка», «Кормушка»
Сюжетно-ролевые игры.
«Больница для птиц», «Семья» : сюжет «Идем кормить птиц»,
«Птичья столовая», «В гости к птицам»
Труд. Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц
Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами» Экология. Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины»
ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей,
наблюдение за вороной,
наблюдение за снегирем,
наблюдение за голубями,
наблюдение за синичкой. Эксперименты с птичьим пером.
Рассматривание птичьих следов. Беседы: «Зимующие птицы»,
«Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года»
Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Театрализация. «Где обедал воробей»
Творческое рассказывание. «Как я спас птичку». Упражнения на дыхание
«Дятел», «Ворона», «Филин», «Гуси летят», «Птичка», «Крылья». «Птицы летят»,
«Птицы кричат».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.» Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Воробьи – воробушки» ,«Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили»,
«Дятел»
«Сел на ветку снегирек»
«Летит над полем птичка»
«Воробей» «Лесной лекарь»
«Птички» «Птичка»
«Зимовать у нас остались»
«Сорока» «Снегири»
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело» «Воробьи – воробушки», «Сорока»
Подвижные игры: «Птички и кошка» «Птичка и птенчики»
«Кот и воробышки» «Птички в гнездышках» «Ворона и собачка»
«Воробышки» «Совушка», «Воробушки и автомобиль» «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Воробьи и ворона»
Утренняя гимнастика «Воробьи-воробышки»
Изобразительная Конструирование Восприятие худ литературы и фольклора Музыкальная
«Синички на кормушке»
(аппликация)
«Как розовые яблоки на ветках снегири»
«Сова и синица»
«Синички»(лепка)
«Посмотри-прилетели снегири» (нетрадиционное рисование) Конструирование из конструктора, кубиков: постройка кормушки для птиц.
Изготовление кормушек из бросовых материалов Загадки по теме «Зимующие птицы» В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю. Никонова «Снегирь», «Воробьишко»,
«Умная птичка», К. Лукашевич «Добрая девочка», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Тургенев «Воробей»,
Бианки «Птичья столовая»,
М. Пришвин «Птицы зимой»,
П. Соколов «Снегирь»,
Б Брехт «Зимний разговор через форточку», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький
«Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка» просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», А. Барто «Синица» Заучивание русской народной потешки «Сорока». Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года». Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина. Пение песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
Взаимодействие с семьей Папка-передвижка для родителей: «Покормите птиц зимой»
Конкурс «Лучшая кормушка»
Сбор корма для птиц
Изготовление съедобных кормушек
Изготовление зимующих птиц
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
СУСДД Внесение в группу атрибутов для сюжетно-ролевых игр а так же плакатов, альбомов, книг, энциклопедий по теме зимующие птицы.
Изготовление лэпбука «Зимующие птицы»
3 Заключительный этап
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Дети:
1. Расширился кругозор детей о зимующих птицах республики Башкортостан (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
2. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
3. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
4. Развивающая среда группы пополнилась: фотографиями, литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
1. Изменение отношения к данной проблеме.
2. Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
3. Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка»
Литература
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
2. Горький М. А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
4. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013