Наталья Руббо
Проект «Зимние забавы» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Оснащение развивающей среды:
Дидактические игры.
Наглядно-дидактические пособия.
Книжный уголок: сказки, рассказы, стихи.
Картины и иллюстрации по теме.
Музыкальный уголок: детские песни об армии.
Родительский уголок: информация по теме проекта.
Формы реализации проекта: наблюдения, беседы, дидактические игры, подвижные игры и
упражнения, ситуативный разговор, восприятие художественной литературы, опытно-
исследовательская деятельность, рас-сматривание иллюстраций, консультации (родителям).
Работа над проектом.
Темочки:
I этап. Подготовительный:
Постановка проблемы: «Что мы знаем о зимних забавах?», «Что хотели бы узнать о зимних
забавах?».
Определение цели и задач.
Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
Подбор материала по теме «Зимние забавы».
Рассматривание иллюстраций (зимние пейзажи, новогодние праздники, игры детей зимой):
картинки, открытки.
Оформление консультаций для родителей по теме проекта.
Разработка проекта по теме «Зимние забавы».
II этап. Основной:
Беседы с детьми о зиме: «Зимние игры и забавы», «Правило пребывания на горке», «Зимние
виды спорта», «Безопасная зима».
Чтение художественной литературы:
- стихотворения «Снежная баба» Ю. Кушак, «Лыжники» Л. Квитко «Зимой»
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их
врожденное стремление к движению. Для того чтобы стимулировать физическое развитие
детей, важно ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться. Обучать детей
правилам безопасности, создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия,
способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в
двигательной сфере, использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным
уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Кроме того, в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и
воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно
взаимодействовать не только с ребенком, но и с членами его семьи. Именно в этот период у
ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением
дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести
к положительным результатам.
Цель проекта:
Систематизировать представления о зимних играх – забавах, зимних видах спорта,
приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни посредством проведения зимних
забав, развлечений, игр.
Задачи проекта:
Для детей:
Воспитательные:
1. Формировать желание заниматься зимними видами спорта.
2. Воспитывать здоровый дух соперничества, взаимовыручки в командных играх.
3. Способствовать выполнению правил безопасности жизнедеятельности, гигиены и
правильного питания.
Развивающие:
1. Развивать потребность в двигательной активности.
2. Развивать сообразительность при отгадывании загадок о зимних забавах и видах спорта.
3. Развивать счетные навыки и зрительное внимание.
4. Стимулировать проявление положительных эмоций.
5. Развивать общую моторику.
Образовательные:
1. Способствовать расширению кругозора детей по теме. Закреплять понятия «Зимние
забавы», «Спортивный инвентарь».
2. Расширять словарь за счет имен существительных (санки, лыжи, коньки, лыжник,
фигурист, каток и др.) и имен прилагательных: липкий, рассыпчатый, снежный, ледяной,
скользкий и т. д.
3. Учить составлять короткие рассказы по опорным картинкам (о зимних – забавах: лепке
снежных фигур, катании на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, хоккей).
4. Учить рисовать спортивный инвентарь, снеговика, лепить постройки
из снега, выполнять аппликации в технике «Оригами» по лексической теме.
Для родителей:
•Повышать активность родителей воспитанников в участии в различ-
ных формах партнерства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Информированность о зимних развлечениях, забавах, о безопасном совместном досуге и
отдыхе.
4. Вызвать интерес к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на физкультурных
мероприятиях.
3. Формировать осознанное отношение к своему собственному здоровью.
С. Черный, русской народной сказки «Снегурочка», сказка «Старик
годовик» В. Даль, рассказ «На горке» Н. Носов, рассказ «На катке» В. Осеева.
- рассказы, сказки: В. Даль «Старик годовик», русские народные сказки «Снегурочка», «Два
Мороза».
- загадки, поговорки о зиме и зимних видах спорта.
Наблюдения: «Наблюдение за снегом и льдом», «Как птицы прилетают на кормушку»,
Подвижные, спортивные игры, забавы на прогулке: «Два Мороза», «Мороз Красный нос»,
«Заморожу», «Кто дальше бросит снежок», «Перебежки», «Быстрее! Выше! Сильнее!».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин новогодних игрушек», «Мы спортсмены»,
«Поликлиника».
Дидактические игры: «Было и стало», «Собери картинку», «Хорошо,
плохо», «Что изменилось», «Что нужно спортсмену?», «Что на что похоже»,
«Что перепутал художник».
Опыты и эксперименты: «Какой бывает снег?», «Ледяные игрушки».
Рисование «Новогодний праздник в детском саду», «Старик годовик», «Дети делают
зарядку».
Развлечение на участке «Зимние забавы», «Лепим вместе Снеговика».
III тап. Заключительный:
Создание картотек: «Зимние виды спорта», «Подвижные народные игры зимой».
Информация для родителей: «Зимние забавы – играем вместе с детьми»; «Безопасная зима».
Консультации: «На прогулку в зимний день», «Собираем ребенка на зимнюю прогулку»,
«Новогодние традиции», рекомендации для родителей.
Анкета для родителей «ЗОЖ».
Тематические выставки совместных творческих работ.
Оформление фотовыставки «Зимняя прогулка для здоровья».
Заключение.
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Во всестороннем развитии ребёнка важное место занимает физическое воспитание. С
раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются
двигательные навыки. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят
подвижные игры. Подвижные игры имеют огромное значение в решении образовательных и
воспитательных задач. Они способствуют развитию точности, ловкости движений, глазомера,
ориентации в пространстве. В игре детям приходится быстро принимать решения, что
способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и
слуховые сигналы. В ходе игры у детей формируются положительные нравственно-волевые
черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию
выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умения считаться с
другими.
Результаты проектной деятельности:
- у детей сформированы знания о том, как отмечают Новый год в разных странах и какие
праздники и традиции существуют в России;
- дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту;
- воспитанники ознакомились с новыми разнообразными играми и упражнениями на воздухе
с использованием построек из снега и льда;
- полученный двигательный опыт позволяет избегать несчастных случаев;
- повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на
свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка.
В ходе реализации проекта при совместной деятельности детей, педагога и родителей, у
детей прослеживалось большое желание участия в трудовой деятельности, дети
внимательнее стали относиться к инструкциям взрослых в ожидании продукта своей
деятельности. У них складывается понимание того, что прогулка приносит не только радость,
но и пользу здоровью, повышает настроение. Дети стали грамотнее участвовать в подвижных и спортивных играх, придерживаясь правил игры. У детей появилось желание в привлечении
прогулок именно его родителей, а не просто взрослого.
Мы считаем, что наш проект, затронул все сферы развития личности ребенка:
познавательную, эмоциональную, практическую.
Реализацией проекта удалось доказать гипотезу, что «если эффективно использовать
прогулки в зимнее время, то у детей улучшается эмоциональное состояние, что благотворно
влияет на оздоровление детского организма и укрепление иммунитета».
Все участники образовательного процесса проявляют активную жизненную позицию,
направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, созданы условия для
поддерживания этой позиции, привлечения к ценностям ЗОЖ.
Перспектива работы.
Скоро наши воспитанники, участники данного проекта, покидают детский сад и уходят в
школу. Мы примем новых малышей. Нам предстоит вместе с ними и их родителями
познавать мир, совершенствовать формы работы, разрабатывать новые проекты.
В своей работе планируем и дальше использовать прогулки с подвижными играми и другой игровой деятельностью для укрепления здоровья наших воспитанников. Привлечение родителей к проекту обязательная его часть. Здоровый образ жизни начинается с семьи! Ставим перед собой задачу более эффективно использовать привлечение родителей к созданию условий для полноценных прогулок.
Используемая литература:
1. М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры». М., 1986 г.
2. О. М. Литвинова «Спортивные упражнения и игры в детском саду».
3. В. Я. Лысова «Спортивные праздники и развлечения». Старший дошкольный возраст. М., 2000 г.
4. Т. И. Осокина «Игры и развлечения на воздухе». М., 1983 г.
5. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование. Подготовительная группа».
6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа».
7. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Народный календарь. Зимушка – зима».
8. «Русские пословицы и поговорки». Под ред. В. П. Аникина. – М. : Художественная
литература, 1988. – 431 с. – (классики и современники).
9. Н. С. Голицына, Е. Е. Бухарова «Физкультурный калейдоскоп для дошкольников». М., 2006г.
10. В. Н. Зимонина «Воспитание ребенка – дошкольника». М., 2003 г.
11. В. Н. Зимонина «Зимние игры и забавы для дошкольников». М., 2004 г.