Мария Квасова
Проект «Железная дорога в родном краю»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 48»
Проект
«Железная дорога в родном краю»
Разработала воспитатель:
Квасова М. В.
г. Копейск
2022 г.
«В некотором царстве, в железнодорожном государстве…»
Публикация «Проект „Железная дорога в родном краю“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Детский сад является первой важной ступенью в познании детьми окружающего мира. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с миром природы, родным городом, с различными профессиями взрослых, с транспортом, в том числе железнодорожным, с профессиями работников железной дороги.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям. Дошкольники проявляют живой интерес к труду взрослых, часто стремятся подражать им в игре и быту, что способствует развитию ранней профориентации воспитанников ДОУ.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. Реализованный нами проект «Железная дорога в родном краю» дал детям много знаний по теме, подарил интересные встречи, помог испытать чувство уважения и восхищения людьми такой важной и нужной для всех профессии. В сборе материала для данного проекта активно участвовали не только педагоги и дети, но и родители.
Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Во время организованной и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду взрослых, в том числе железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. В играх же дети подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наши наблюдения показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Мною был составлен цикл игр по данной теме, которые используются в работе. Особенно любят дошкольники сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается", "Железная дорога - детям не игрушка".
Для отражения полученных впечатлений в работе с детьми широко используется художественно – творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, в процессе которой дети создают художественные работы на железнодорожную тему. На занятиях по конструированию дети учатся создавать поделки ("Вокзал", "Паровозик из Ромашкова", выполняют их из деталей конструктора, мягких модулей и подручного бросового материала, осваивают техническое моделирование.
Совместно с воспитателями дети сочиняют стихи, сказки о дороге и железнодорожниках :
«Железная дорога нам очень нужна, «Проводница день за днем
И любая из профессий: Трудится старательно.
Машиниста и кассира, С пассажирами она
Слесаря, проводника, вежлива, внимательна.»
Станции начальника -
И почетна и важна!»
«Быть прекрасно машинистом! Очень трудно быть в пути
Есть, конечно, доля риска: И состав большой вести» и др.
А игра - викторина выявила лучших знатоков правил безопасного поведения на железной дороге.
Цели проекта
1. Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города, всей страны. Знакомство детей с железнодорожными профессиями. Воспитание чувства гордости за родителей, работающих на железной дороге.
Основные задачи:
1. Познакомить детей дошкольного возраста с миром профессий железнодорожного транспорта;
2. Создать условия (пополнить предметно – развивающую среду) познания прошлого и настоящего железной дороги, ее роли в современном обществе;
3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на железнодорожном транспорте;
4. Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий железнодорожного транспорта.
5. Воспитание положительного отношения и уважения к профессии железнодорожника, желание в будущем посвятить себя профессии на железнодорожном транспорте.
6. Формирование у детей знаний об общественной значимости труда работников на железной дороге, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда железнодорожника с другими профессиями.
7. Формирование здоровья у детей, обучение здоровому образу жизни в семье и детском саду – как залог успешного овладения представлениями и знаниями о железнодорожных профессиях.
Участники проекта
Дети старшей группы «Чебурашка», воспитатель группы, заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников.
Вид проекта – познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта – краткосрочный
Предполагаемый результат:
1. Развитие познавательной активности детей, любознательности;
2. Сформированность знаний детей о деятельности железной дороги, её роли в жизни города, страны;
3. Сформированность понятий безопасного поведения на железной дороге;
4. Воспитание чувства любви к родному городу, уважения к людям труда.
Реализация проекта
Подготовительный этап
• Подбор методической и художественной литературы;
• Установление связей с социумом, родителями воспитанников.
Основной этап (планирования и организации деятельности)
• Цикла занятий «Все о железной дороге» :
- «Какие бывают поезда»;
- Просмотр презентации на тему «День железнодорожника»
- Беседа «Здесь, дружок, ты не зевай, все правила соблюдай!» (беседа с Мудрик Иваном Юрьевичем – дорожный мастер станции Чурилово);
- Беседа «Правила безопасности детей на железной дороге»;
• Дидактические игры «Кому что нужно для работы»
• Чтение рассказов, стихов о железной дороге :
В. Сута «Едет поезд»
С. Капутлян «Поезд»
Г. Цифиров «Паровозик из Ромашково»
Д. Родари «Путешествие голубой стрелы»
• Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашково»
• Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о железной дороге.
• Изготовление макетов вокзала, железной дороги и поездов.
• Слушание песен «Голубой вагон», «Дорога железная», «На дальней станции сойду».
• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде».
• Художественная творческая деятельность:
- Рисование «Путешествие по железной дороги», «Поезда»
Заключительный этап.
Результативность проекта : дети познакомились с железнодорожными профессиями. Узнали много нового и интересного об истории железной дороги.
Дети закрепили знания о правилах поведения на железной дороге.
Закрепили знание знаков, которые имеются на железной дороге.