Людмила Остапенко
Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Что такое театр и как он появился» в рамках проекта «Здравствуй, театр!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-беседы в подготовительной группе из цикла
«Здравствуй театр!»
Действие 1. (Занятие № 1)
«Что такое театр и как он появился»
Тема: Что такое театр и как он появился.
Цель: Воспитывать интерес к истории возникновения театра.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия-беседы в подготовительной группе „Что такое театр и как он появился“ в рамках проекта „Здравствуй, театр!“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Образовательная область «Социализация».
Обучающая: обогащать у детей социальные представления о возникновении театра как одного из первых видов культуры человечества.
Развивающая: развивать навыки социального общения.
Воспитывающая: воспитывать интерес к получению новых знаний.
Образовательная область «Коммуникация».
Обучающая: учить детей излагать свои мысли в виде связных предложений.
Развивающая: развивать диалогическую, связную речь, умение высказываться, отвечать на вопросы, совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитывающая: воспитание добрых чувств, готовности выслушивать окружающих не перебивая их.
Образовательная область «Познание».
Обучающая: учить устанавливать причинно-следственные связи в поступках и действиях людей, повлиявших на возникновение театра в древние времена.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему.
Предварительная работа: Попросить родителей вспомнить с детьми посещение ими театров.
Ход занятия:
Слайд: (Заставка)
+ - переключить слайд на следующий или выполнить действие на текущем слайде ( далее по тексту: +)
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, садитесь в кружок. Посмотрите на экран, что вы видите?
Ответы детей:
- (театральный занавес)
Воспитатель:
- Правильно, перед нами театральный занавес, а за ним сцена. Вы хотите попасть в театр?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда сегодня мы с вами начнём интересный цикл бесед о театре. Вы хотите узнать о том, как он устроен, и кто в нём работает?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- А кто из вас был в каком-нибудь театре?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Какие театры вы знаете в Евпатории?
Ответы детей:
- …
Игровая мотивация.
Воспитатель:
- Молодцы! Давайте представим, что у нас есть машина – времени. Садимся по удобнее и отправляемся в далёкие времена!
Все готовы?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Ну что же, чтобы начать путешествие, наверное, надо чтобы открылся занавес?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что там за занавесом! +
Наши с вами беседы будут проходить в виде театральных действий, так называются отдельные части спектакля, из которых он может состоять. Так как у нас необычный театр, то каждая наша такая беседа условно будет называться «действие» и её номер будет обозначать, сколько раз мы уже с вами встретились, говоря о театре и людях которые в нём работают.
Итак, поговорим о том «Что такое театр и как он появился». +
Беседа «Что такое театр и как он появился».
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, что обозначает слово театр? +
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Слово «театр» переводится с греческого языка как «зрелище» и как «место для зрелищ».
«Зрелище», «зритель», «зрение» - это родственные слова, однокоренные.
То есть театр - это :
- то, что зритель смотрит: спектакли, концерты, выступления (обязательно на сцене, чтобы можно было видеть спектакль с любой точки зрительного зала);
- то, где зритель смотрит: специальное место, здание, в котором происходит театральное представление.
Поэтому можно сказать: «Мы были в театре». А можно и «Мы смотрели театр». +
А вы как до этого говорили?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Теперь будете знать, что можно говорить «Мы были в театре» и «Мы смотрели театр».
Возникновение театра +
Театр зародился в глубокой древности. В древней Греции было принято праздновать значимые события: наступление весны, сбор урожая. Особенно греки любили праздник бога Диониса, + который олицетворял силы природы, засыпающие зимой и возрождающиеся вновь с первыми лучами солнца, также он считался богом растительности, виноделия и вдохновения и очень почитался древними греками
Этот праздник радости и свободы, когда отпускали на поруки узников, оставляли в покое должников и никого не арестовывали, для того чтобы все могли принимать участие в веселье, так и назывался «Великие Дионисии» и торжествовал полную победу весны над зимой. +
+ Люди пели песни, переодевались, надевали маски, делали чучела животных. Сначала праздник устраивался на городских площадях, а потом для проведения представлений стали строить специальные архитектурные сооружения.
Здание театра строилось на склоне холма.
Античные инженеры строили здание так, чтобы звуки со сцены были слышны в любом месте зрительного зала, поэтому такие постройки славятся хорошей акустикой.
У подножия была круглая площадка - орхестра, на которой выступали певцы, декламаторы, актёры. За орхестрой располагалась скена - палатка для переодеваний актёров и реквизита. Места для зрителей, в виде ступеней, располагались полукругом. Орхестра и скена были соединены лестницей. Занавеса в древнем театре не было. +
+ Некоторые театры были поистине огромны и вполне сравнимы по вместимости с современными стадионами.
Посмотрите, как выглядят останки древнегреческого театра, расположенного в городе Лариса с южной стороны горы Фурурио. +
Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины: они играли и мужские, и женские роли. + Это была очень уважаемая профессия. И очень сложная. Актёрам приходилось выступать в специальных масках, зрители не могли увидеть их мимику, поэтому необходимо было жестами и голосом передать все эмоции. +
+ А еще, актёры трагедий выходили на сцену в специальных сандалиях на высокой платформе - они назывались котурны. Эти высокие сандалии делали походку более медленной, величавой, гордой, как и подобает персонажу трагедии. +
+ Как мы видим, до наших дней театр дошёл, сохранив основные понятия. Посещение театра и сейчас является праздником, а актёр и ныне играет на специальной площадке - сцене - перед зрителями, стараясь показать всю гамму эмоций своего персонажа. +
+ Театр - великое чудо. Как говорила одна из героинь Туве Янссон, «театр - это самое важное в мире, потому что там показывают, какими все должны быть и какими мечтают быть - правда, многим не хватает на это смелости - и какие они в жизни». +
А вам интересно было бы побывать в настоящем древнем театре!
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
+ - У современных людей есть такая возможность, ведь до наших дней дошло немало греческих и римских театров. Некоторые из них почти превратились в руины, другие отреставрированы, и в них даже сейчас дают представления. + Например, в древнем театре в испанском городе Мерида можно побывать на настоящем спектакле! +
+ А вот театр Диониса — одно из самых старых театральных сооружений, дошедших до наших времен. +
Вот так, посетив постройки античных архитекторов, можно собственными глазами увидеть, как жили люди в далекие времена.
Ну что вы всё запомнили?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Давайте не много разомнемся и продолжим дальше.
Физминутка
"Прочь усталость, лень и скука".
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята.
+ - Предлагаю ответить на вопросы викторины! Готовы?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
( Ответы детей:)
+ 1. В какой стране возник театр? +
(Древняя Греция)
+ 2. Что обозначает слово «театр»? +
(Зрелище)
+ 3. Где строили древние театры? +
(В скале, на склоне холма)
+ 4. Как были соединены между собой орхестра и скена? +
(Лестницей)
+ 5. Какой занавес был в древнем театре? +
(Занавеса не было)
+ 6. Кто мог стать актером в театре? +
(Только мужчина)
+ 7. Что актеры делали с лицом? +
(Одевали маску)
+ 8. В каком из древних театров можно и сейчас побывать на представлении?+
(В театре города Мерида, в Испании)
+ 9. Какой театр является одним из самых старых? +
(Театр Диониса)
+ 10. Кто такой Дионис? +
(Бог растительности и виноделия)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! Всё запомнили! Вам понравилось наше путешествие в мир театра?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
+ - Тогда объявляем антракт в нашем путешествии и закрываем занавес. +