Горохова Ольга
Двухгодичный проект Здоровый дошкольник
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Трудно поспорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье – человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, на успешную личную жизнь. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представления о здоровом образе жизни. Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый дошкольник обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Публикация «Двухгодичный проект Здоровый дошкольник» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Цели проекта.
Сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни и обеспечивать максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания мира.
Изучить особенности отношения каждого ребёнка к своему здоровью и выявить уровень сформированности его представлений о здоровом образе жизни.
Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей, приобщение родителей к физкультуре и спорту, укреплению здоровья детей в семье
Задачи.
Для детей:
- углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;
- воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;
- вызывать интерес к спорту и физическим упражнениям;
Для родителей:
- расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;
-заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Для педагогов:
- разработать план мероприятий по проекту «Здоровый дошкольник!»;
- создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
- разработать наглядный материал, оказывающий развивающее воздействие на родителей.
Длительность: 2 года.
Участники: педагоги, дети, родители.
Ожидаемый результат.
Дети:
- проявляют устойчивый интерес к здоровому образу жизни;
-понимают важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;
-знают названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря;
-знают основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья.
-обладают знаниями об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;
-способны элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное начало в человеке;
-понимают, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют его здоровье;
-проявляют чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь;
-имеют элементарные представления о своем рождении, сознают роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка;
-пользуются правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги, в домашних условиях;
- приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;
- полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Родители:
-повышение качества знаний по теме здоровье и активное участие в образовательном процессе будет способствовать формированию потребности к здоровому образу жизни всей семьи;
- информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию;
- получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей.
Ресурсное обеспечение проекта :
-уголок здоровья;
-спортивный уголок в группе;
-дидактические игры, настольно-печатные игры;
-центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Поликлиника с разными отделениями».
-центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, А. Барто и других писателей.
-плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. Организационно-подготовительный этап;
2. Этап реализации.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап.
Выявление целей, задач. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по данной теме.
Этап реализации.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: рассматривание картинок с видами спорта, закаливание.
Подвижные игры: физическая гимнастика, игры.
Познавательная деятельность: Формирование целостной знаний о здоровом образе жизни.
Беседы о гигиене, питании, здоровье в целом.
Дыхательная гимнастика, пальчиковые игры.
Заключительный этап.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Презентация проекта.
Система оздоровительных мероприятий.
Гигиенические и водные процедуры:
- умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза в день, температура воды +14,+16 С., с использованием художественного слова мытьё рук (ежедневно);
-игры с водой (1 раз в неделю);
- соблюдение питьевого режима (ежедневно);
-проветривание помещений (ежедневно в течение года);
-сон при открытых фрамугах (ежедневно в летний период);
-прогулки на свежем воздухе (ежедневно, в зимний период при температуре не ниже 15°);
-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (ежедневно);
-обеспечение чистоты среды – кварцевание (ежедневно);
-утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно);
-физкультурные занятия 3 раза в неделю;
-бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна);
-ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна;
-полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда);
-гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование, в целях профилактики миопии;
-дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно);
-изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.);
-профилактика сколиоза (контроль над положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи);
-аутотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (2 раза в неделю);
-гимнастика тонкой моторики рук – пальчиковая (ежедневно утром);
Тема «Я и мое здоровье».
Октябрь
«Где прячется здоровье?»
Цели:
Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью. Уточнить ценность правильного питания для здоровья. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья, от двигательной активности, закаливания. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
«С утра до вечера»
Цели:
Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Воспитать у детей желание придерживаться правил по его выполнению.
«Чистота – залог здоровья»
Цели:
Познакомить детей с понятием «культура гигиены». Расширять представления детей о правилах соблюдения личной гигиены, воспитывать самостоятельность в их выполнении. Прививать навыки аккуратного обращения с принадлежностями личной гигиены, воспитывать стремление к чистоте. Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы.
«Микробы и вирусы»
Цели:
Познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами). Учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы. Учить детей ответственно относиться к состоянию зубов; закреплять правила и навыки ухода за зубами. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. Воспитать у детей бережное отношение к здоровью.
Ноябрь
«Сон полезен всем на свете»
Цели:
Дать детям представление о пользе сна. Помочь детям осознать необходимость сна. Подвести к пониманию того, что дневной сон полезен для роста и здоровья. Учить детей соблюдать режим и гигиену сна. Воспитывать привычку вовремя ложиться спать. Развивать речь, познавательный интерес, осознанное отношение к сохранению собственного здоровья. Воспитывать заботливое отношение к отдыху и сну других людей.
«Привычки и здоровье»
Цели:
Формировать у детей представление о привычках, полезных и вредных. Воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.
«Реклама и здоровье»
Цели:
Сформировать у детей элементарное представление о рекламе как источника информации, содержание которого не всегда соответствует правилам здорового образа жизни. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
«Утренняя зарядка. Что такое осанка»
Цели:
Учить самостоятельно, следить за осанкой, ознакомить со способами контроля над осанкой, знать несложные приемы самооздоровления. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к физкультуре.
Декабрь
"Здоровое питание – здоровая жизнь".
Цели:
Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека. Закрепить знание детей о рациональном питании. Закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умений. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.
«Самые полезные продукты»
Цели:
Сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья. Уточнить знания детей о пользе экологически чистых продуктов. Совершенствовать знания детей о пользе молока и молочных продуктов, их лечебных свойствах, витаминах и витаминных продуктах. Развивать речь детей. Воспитывать сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.
«Подружись с зубной щеткой»
Цели:
Продолжить знакомить с правилами личной гигиены. Дать более полное представление о назначении и строении зубов. Формировать у детей биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней); положительно относиться к зубным врачам.
«Осторожно, грипп!»
Цели:
Учить заботится о своем здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. Дать представление о способах защиты от вируса.