Наталья Климова
Проект «Здоровые зубы — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Колосок»
Проект
«Здоровые зубы – залог здоровья».
Разработала:
Климова Н. Н. – воспитатель старшей группы №7 «Колокольчик»
Публикация «Проект „Здоровые зубы — залог здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Зубы, уход за зубами. Проекты
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Актуальность
Воспитание здорового ребенка - приоритетная задача дошкольного учреждения.
Согласно ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение детьми опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами.
Одним из путей при решении этой задачи является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.
Важнейшим фактором здоровья являются здоровые зубы человека, так как больные зубы могут привести к различным заболеваниям: нарушению обмена веществ, к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, к сахарному диабету.
И из наблюдений мы заметили, что родители часто обращаются к стоматологу по поводу больных зубов у детей.
Из проведённых бесед с детьми мы выяснили, что не все дети чистят зубы, неправильно пользуются зубной щеткой, неохотно полощут рот после еды, употребляют в пищу много сладостей, плохо едят блюда из овощей. Все это способствует разрушению зубов.
В связи с физиологическим периодом замены молочных зубов на постоянные, у детей появилось много вопросов на эту тему:
«Почему выпадают зубы? Почему они называются молочными? Где прячутся постоянные зубы? и т. д.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель: способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни, желание иметь красивые и здоровые зубы.
Задачи:
расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах;
формировать представления детей о гигиене полости рта и о причинах возникновения кариеса;
познакомить со способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта)
формировать представление о том, что полезно и что вредно для роста здоровых зубов;
воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом-стоматологом;
повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.
Ожидаемые результаты проектной деятельности :
У детей:
сформированы начальные представление о зубах, значении их для организма;
дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное
правильное отношение к своему здоровью.
У педагогов:
создан банк методических разработок по данной проблеме;
внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового
образа жизни у дошкольников;
обогащена предметно-развивающая среда группы.
У родителей:
повысилась компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта;
укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.
Паспорт проекта :
Тип проекта : краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский
Сроки реализации проекта : декабрь – февраль
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели и родители дошкольников
Место проведения: группа №7 «Колокольчик»
Проект реализовывался в три этапа:
1-й Подготовительный этап включил в себя:
Определение проблемы совместно с детьми
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме; создание банка компьютерных презентаций, видеофильмов, мультфильмов познавательного характера, дидактических и методических материалов.
Составление плана реализации проекта
Подготовка информационно - консультационного материала для родителей
2 этап Основной — это реализация проекта по разработанному плану
3 Этап -Заключительный, он включил в себя следующие мероприятия:
Викторина «Что мы знаем о зубах»
Изготовление лэпбука
Создание презентации проекта
Презентация проекта на педагогическом совете
На Подготовительном этапе для пробуждения у детей интереса к теме проекта, с целью вовлечения их в совместную деятельность мы использовали проектный метод – Модель трё х вопросов:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можно это узнать?
Что мы знаем? Из бесед с детьми мы выяснили что дети владеют следующей информацией:
Что зубы выпадают, что в зубах бывают дырки, что есть сладкое вредно и т. д
Что хотим узнать?
Где живут зубы у маленьких детей?
Почему зубы называются молочными?
Почему молочные зубы начинают шататься?
Откуда берутся постоянные зубы?
Как правильно чистить зубы?
Что можно сделать для здоровья зубов?
Где можно это узнать?
спросить у родителей, воспитателей почему молочные зубы выпадают.
прочитать в книгах, в журналах;
посмотреть мультфильм, видеофильм
С помощью родителей узнать о полезных и вредных продукта.
Узнать у доктора как их сберечь.
На втором этапе мы приступили к реализации проекта по разработанному плану.
План мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта.
ОД с детьми «Рот и зубы. Строение и функции зубов», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».
Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.
Беседы: «Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься?», «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»
Познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»
Работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы»
Игровые образовательные ситуации: «Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения: "Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»
Осмысление содержания Лэпбука «Здоровые зубы-красивая улыбка»; рассматривание информационного стенда «Инструменты стоматолога
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком», динамическое упражнение (логоритмика) О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»
Чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К. И. Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С. Войтюк, Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре», разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде
Продуктивная деятельность по теме: рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»; лепка «Здоровый и больной зуб»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение)
Опытно-экспериментальная деятельность: «Влияние кислоты на зубную эмаль», «Защитные функции зубной пасты»
Цель: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.
Просмотр презентаций (ИКТ) : «Вредные и полезные продукты для зубов», «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза», «Почему нужно есть много овощей»
Работа с родителями в ходе реализации проекта :
Информационный плакат: «Мама научи меня чистить зубки!»
Консультации: «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту», «Как научить ребёнка чистить зубы». Ведение календаря чистки зубов дома
Фотовыставка: «Чистить зубки нам не лень, чистим зубки каждый день!»
Просмотр презентаций (ИКТ) : «Вредные и полезные продукты для зубов», «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза», «Почему, нужно есть много овощей?»
Из плана видно, что проект реализовался не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)
Работу мы начали с самообследования, дети рассматривали свои зубы, находили отличия зубов от других детей. Например, промежутки между зубами, ширина зубов, у кого-то отсутствие зубов или появление новых, шатающиеся зубы, находили повреждение в зубах -чёрные точки и т. д.
Затем приступили к изучению строения, функции зубов, знакомились с помощью иллюстраций с заболеванием зубов кариесом.
Находили ответы на вопросы о молочных зубах: почему они называются молочными? Где прячутся постоянные зубы?
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадки, пословицы всё это мотивировало детей на ежедневный уход за полостью рта, учило основным принципам ухода за зубами.
Советы от зубной Феи помогли понять, что лучшая профилактика кариеса — это индивидуальная гигиена рта, а чистку зубов это необходимость.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» помогла детям разобраться в полезных и вредных для зубов продуктах.
Увлекательно прошло занятие с детьми по спасению Бедного зуба от нападения на него вредоносных микробов. Дети рисовали предметы личной гигиены: зубные щётки, зубную пасту, полезные продукты для предотвращения кариеса.
Просматривая мультфильмы, презентации познавательного характера дети в легкой и непринуждённой форме знакомились с основными правилами ухода за зубами.
О том как сохранить зубы здоровыми?
Полоскать после приёма пищи,
Чистить зубы дважды в день,
Есть полезную пищу.
Беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В кабинете у стоматолога», сюжетно- ролевые игры и личный опыт детей от посещения врача стоматолога, помогли у детей сформировать положительное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом-стоматологом.
Обогатили знания детей о профессии -стоматолог. Это врач, он лечит зубы; даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели, учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно – 2 раза в год, и тогда наши зубы всегда будут здоровыми и белыми.
Пришли к пониманию того, профессия стоматолога не только интересная, но и очень важная. Быть полезным и всем людям на этой Земле подарить здоровые зубы и красивую белоснежную улыбку!
В ходе реализации проекта дети получили информацию о истории зубной щётки, о её назначении, правильном использовании и хранении. Закрепили алгоритм чистки зубов.
На примере яичной скорлупы, дети познакомились с влиянием кислоты, которая образуется на зубах после приёма пищи, на зубную эмаль.
В банку с растров уксусной кислоты (9%) мы положили яичную скорлупу. Через сутки яичная скорлупа покрылась пузырями, местами скорлупа раскрошилась.
Пришли к Выводу: Кислота разрушает зубную эмаль зубов. Что в дальнейшем способствует развитию кариеса и других заболеваний зубов.
Также провели эксперимент по выявлению защитных свойств зубной посты.
На одну часть яичной скорлупы мы нанесли зубную пасту, другую часть оставили без пасты и вновь поместили их в раствор уксусной кислоты (9%). Через сутки проверили содержимое в банке.
Яичная скорлупа без зубной пасты через сутки покрылась пузырями, стала мягкой, местами скорлупа раскрошилась.
Яичная скорлупа покрытая слоем зубной пасты через сутки стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.
Мы сделали Вывод: Зубная паста укрепляет зубную эмаль, защищает от разрушения.
В течении всего проекта велась работа с родительской общественностью.
Предлагалась информация по теме: «Нужно ли лечить молочные зубы», «Как правильно выбрать зубную пасту (щётку)», «Чистим зубки, играя». Был оформлен информационный плакат «Мама научи меня правильно чистить зубки!»
Совместно с родителями была подготовлена фотовыставка «Чистим зубы каждый день чистить зубки нам не лень!».
Третий этап -заключительный.
Он включил в себя обобщение и выявление полученных знаний детьми, с помощью викторины- «В гостях у Зубной Феи».
В течении 5 дней дети заполняли календарь чистки зубов -утром закрашивали солнышко, а вечером месяц. Это помогло увидеть, как у детей сформировалась привычка чисть зубы дважды в день.
Итоговым продуктом проектной деятельности стал -
Лэтбук «Здоровые зубы-красивая улыбка!», который позволит ребёнку лучше понять и запомнить материал; повторению пройденного,обеспечению индивидуализации образовательного процесса (лэпбук позволяет выбрать задание под силу каждому ребенку).
Подводя Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов, мы пришли к выводу что у детей:
- сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
- дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
- дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
- у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
- у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.
В группе обогащена предметно-развивающая среда
- создан банк методических разработок по данной проблеме;
- внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
У родителей:
- повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
- укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.
Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.
Приложение.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».
Цель: способствовать формированию у детей представления о правильном
питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.
Задачи:
Познакомить детей с функциональным назначением зубов, болезнями
зубов и мерами их предотвращения.
Воспитывать у детей осознанное отношение к зубам, желание ухаживать
за полостью рта.
Научить правильно ухаживать за зубами.
Материал: детский стоматолог (игрушка, здоровый и «больной» зуб, плакаты по теме, макет детской челюсти, щетка (демонстрационная, зубная паста).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в страну
Здоровья.
«Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в страну Здоровья
Компанию ребят».
- А вот и наша страна Здоровья, тут все люди говорят очень часто всем
«Здравствуй».
- Как вы думаете, что означает слово здравствуй? Правильно, это слово
особенное, когда его говорят, то не только приветствуют друг друга, но и
желают здоровья. И когда говоришь это слово, то всегда поднимается
настроение и на душе становится хорошо.
В гости к деткам приходит детский стоматолог - доктор Морковкин!
Здравствуйте ребята. Как Вы думаете кто я?
А давайте я вам загадаю загадку?
Загадка:
Бормашины слышен звук —
Снова кто-то лечит зуб.
Хоть процесс леченья долог,
Боль облегчит. (стоматолог)
Ребята, было время, когда у вас не было зубов. Тогда вы были ещё совсем
маленькими.
А для чего человеку зубы? Правильно, зубы необходимы человеку, чтобы
пережё вывать пищу: так она становится мягкой и легче перерабатывается в
желудке.
Доктор Морковкин демонстрирует детям грустного зубика и говорит о том,
что таким зубика сделал зубной хулиган, которого зовут Кариес. Во рту
живут бактерии, которые питаются частичками нашей пищи. При этом они
выделяют кислоту, которая разрушает зубную эмаль, так начинается кариес.
Кариес может появиться только у тех детей, которые неправильно питаются
и кто не ухаживает за зубами. Есть продукты, вредные для наших зубов — это сладости, а вот молочные продукты, мясо и рыба, крупы, овощи и фрукты -эти продукты полезны для организма и для наших зубов.
Послушайте стихотворение:
Надо кушать помидоры, фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед, а на ужин –винегрет
Ну а если свой обед ты начнешь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь шоколадом подсластишь
То тогда наверняка ваши спутники всегда:
Боль в зубах и бледный вид и неважный аппетит
Доктор Морковкин: поспеши себя избавить
От налёта на зубах. Это так легко исправить,
Если щётка есть в руках. Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков, изнутри борись с налётом-
Злым врагом твоих зубов. А закончена работа-
Полощи водой – тогда от противного налёта
Не останется следа!
В качестве наглядного материала используется настоящий макет детской
полости рта.
Ребята, а чем мы будем чистить зубы? Правильно, щёткой и пастой. Доктор
Морковкин берёт щётку, делает вид, что наносит пасту и чистит грустный
зубик – меняет зуб на весёлый.
Доктор Морковкин:
Надо чистить каждый зуб верхний зуб, нижний зуб
Очень важный зуб. Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри, даже самый дальний зуб
Очень важный зуб.
Доктор Морковкин просит уточнить, что нужно делать, чтобы зубы были
здоровыми, а человек – весёлым.
- чистить зубы 2 раза в день утром и вечером после еды.
- посещать стоматолога два раза в год.
- реже есть сладости и после их приема обязательно полоскать рот.
Сейчас мы с вами и Доктором Морковкиным поиграем в игру “ Да-Нет”, вы
будете хлопать в ладоши, когда я буду называть полезные для зубов
продукты и приседать, когда называть вредные.
Игра: «ДА – НЕТ».
Воспитатель:
Вам мальчишки и девчонки, приготовили советы мы.
Если наш совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите: «Нет, нет, нет!».
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу. Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный. Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет?
Навсегда запомните, Милые друзья,
Не почистив зубы, спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,вы похлопайте в ладоши.
Все вместе: Здоровые зубы – наше здоровье!
Заключительная часть:
Рисование на тему: «Освободим больной зубик от вредоносных микробов».
Доктор Морковкин: Ребята, давайте освободим зубик от вредоносных микробов. Как вы думаете с помощью чего это можно это сделать? (зубная паста, зубная щётка, полезные продукты, овощи, фрукты).
Продуктивная деятельность
«Госпожа Зубная щётка»
Цели: познакомить с историей возникновения зубной щётки, её свойствами (состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит); закрепить культурно-гигиенический навык чистки зубов.
Рассматривание иллюстраций «История зубной щётки».
Рассматривание зубной щётки.
Воспитатель предлагает рассмотреть зубную щётку, потереть ею руку.
Воспитатель: что вы чувствуете? (ответы детей). Зубная щётка
хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щёлочки между зубами и
достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит, здоровыми. А откуда в
зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы?
Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы совсем или
чистить их неправильно? (ответы детей).
Дидактическая игра «Поставь щёточку в стакан».
Цели: закрепить умение сопоставлять предметы по основным признакам, правила хранения зубной щётки.
Конспект НОД чтение художественной литературы
Цель: познакомить с произведением И. Гуриной «Про больные зубы»
Задачи: образовательные:
• побуждать детей понимать сюжет;
• выделять героев сказки;
• учить определять поступки героев и соотносить со своими действиями.
развивающие:
• развивать устную речь;
воспитательные:
• воспитывать внимательность
прививать интерес к чтению художественной литературы;
1. Организационный момент.
Беседа о зубной пасте.
Воспитатель выясняет у детей, какой пастой они пользуются, вкусная ли
она?
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубы часто!
Автор: И. Гурина
Запомните, что паста, хоть и вкусная, но совершенно несъедобная, даже
вредная для желудка, так как, это все-таки отрава для микробов, поэтому ее
ни в коем случае нельзя кушать.
2. Воспитатель читает сказку И. Гуриной «Про больные зубы»
Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки.
Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только
очень не долго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха.
Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться.
Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и
заболели они от расстройства.
- Мы слышали, - сказали передние зубы, - что если хозяин зубы не чистит,
то они могут обидеться и уйти от него совсем.
- Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть
буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много
всего знала.
- Бабуля, - спросил Ванечка, - а правда, что зубки могут обидеться и уйти?
- Конечно правда, - сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не
чистят. Они начинают болеть и выпадать.
- Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
- А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
- Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
- Тогда тебе надо с ними помириться.
- Да, - закричали зубки, - давай мириться, давай. Почисти нас и мы не будем
больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим мыться утром и
вечером.
- Хорошо, - обрадовался Ванечка.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.
3. Беседа по содержанию.
Как называется сказка?
Кто автор сказки?
Как звали мальчика?
Ухаживал ли он за зубами?
Что значит неряха?
Что случилось с зубками?
Какие продукты он любил?
К кому он обратился за помощью?
Помирился ли Ванечка с зубками?
Что он сделал для этого?
Физкультминутка с зубными щетками.
Щетку поднять и поскакать
Щеточку вниз и покружись.
Щеточкой помашем,
А ногами попляшем.
Щетку впереди держать
И по кругу всем бежать!
Раз-два, раз-два –
На места бежать пора.
Опыт №1 “Влияние кислоты на зубную эмаль”
Цель: выявить влияние кислоты на зубную эмаль.
Яичная скорлупа, как и зубная эмаль, состоит из кальция. Поэтому для
эксперимента мы берем яичную скорлупу.
В банку с растров уксусной кислоты (9%) мы положили яичную скорлупу.
Через сутки, через неделю проверили содержимое в банке.
Яичная скорлупа через сутки покрылась пузырями, местами скорлупа
раскрошилась.
Через неделю яичная скорлупа стала хрупкой. Она потеряла свою
первоначальную форму. Раскрошилась ещё больше, так как уксусная кислота
стала вытеснять кальций из состава яичной скорлупы, делая её хрупкой.
Вывод: Кислота разрушает зубную эмаль зубов. Что в дальнейшем
способствует развитию кариеса и других заболеваний зубов.
Опыт №2 “Защитные функции зубной пасты»
Цель: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.
На одну часть яичной скорлупы наносится зубная паста, другую часть оставляем без пасты и помещаем в раствор уксусной кислоты (9%). Через сутки проверяем содержимое в банке.
Яичная скорлупа без зубной пасты через сутки покрылась пузырями, стала мягкой, местами скорлупа раскрошилась.
Яичная скорлупа покрытая слоем зубной пасты через сутки стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.
Вывод: Зубная паста укрепляет зубную эмаль, защищает от разрушения.