Тарасова
Проект «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР старшего возраста»
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1
«Детский сад «Рябинка»
688000 Камчатский край, пгт Палана, ул. Чубарова,10 тел. (415-43) 3-17-81
Проект
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР старшего возраста»
Сроки реализации: краткосрочный
Подготовила
Тарасова Л. Э
учитель-логопед
2022
Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР старшего возраста“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Цель проекта :
- создать целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.
- изучить и внедрить в практику инновационных технологий в соответствии с ФГОС, обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического развития, позволяющее в дальнейшем успешному обучению в школе.
Задачи проекта :
• Изучить современные здоровьесберегающие технологии, и их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.
• Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ и семье
• Разработать мероприятия для детей дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий.
• Разработать картотеку здоровьесберегающих технологий для работы с дошкольниками.
• Коррекция всех компонентов речевой системы детей с ОНР в старшей логопедической группе с внедрением инновационных технологий в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.
• Повысить уровень знаний у педагогов ДОУ и родителей об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Ожидаемый результат:
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий :
- повысит результативность коррекционного воспитательно - образовательного процесса;
- сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта : дети группы «Ландыши», учитель-логопед.
Продолжительность проекта – краткосрочный.
Этапы реализации проекта :
Этапы Цель Формы работы Результат
1 этап
подготовительный * Изучение литературы по данной теме
* Накопление методического материала
* Определение задач реализации проекта на учебный год * Самообразование
* Самоанализ
* Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях. Организация развивающей предметной среды.
2 этап
практический - Создание методических разработок для реализации проекта;
- Внедрение инновационных технологий в коррекционно-образовательный процесс.
- приведение пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС и принципам здоровьесбережения. НОД с детьми :
*Логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (индивидуальные, подгр.).
Работа с родителями :
* Родительские консультации.
* Памятки.
Работа с педколлективом :
* Консультации для педагогов ДОУ по повышению компетенций по данной теме.
Создание условий:
* Самообразование;
*Обмен опытом с коллегами (взаимопосещения, использование интернет-ресурсов). Различные виды гимнастик: дыхательная, мимическая, артикуляционная, голосовая, пальчиковая, элементы биоэнергопластики. Динамические паузы, подвижные игры, релаксация, элементы су-джок терапии; гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, самомассаж,
фонетическая и логопедическая ритмика;
3 этап
заключительный Исследование результатов практической деятельности. Разработка программно-методического материала по внедрению инновационных технологий в коррекционный процесс в соответствии с ФГОС. Анализ и обобщение полученных результатов, подведение итогов эффективности воздействия выбранной технологии.
Применение системы методов педагогики оздоровления, сотрудничество специалистов позволило обеспечить полноценное развитие ребенка, реализовать поставленные задачи. Благодаря комплексному подходу коллектив педагогов стал лучше понимать проблемы малышей, имеющие речевые нарушения. В результате проведенной работы у детей исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Правильно организованная предметно - развивающая среда способствовала личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогло осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.
В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике у дошкольников сформированы следующие умения:
- выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавного переключения с одного движения на другое;
- согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- контролировать процессы возбуждения и торможения;
- владеть физиологически правильным диафрагмальным дыханием;
- снимать зрительное напряжение и утомление.
Использованные технологии работы можно отнести к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии достигнуто благодаря системному и последовательному использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательном процессе, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.
Приложения
Применение здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда ДОУ
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, элементы су-джок терапии; гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, интегрированные занятия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж).
3. Коррекционные технологии : (Различные виды гимнастик- дыхательная, мимическая, артикуляционная, голосовая, элементы биоэнергопластики; логопедический массаж.
Цель: - нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений,
При одновременном использовании массажных движений и речевого сопровождения решаются следующие задачи:
- стимуляция развития речевой функции под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым,
- закрепление названия пальцев, времён года и т. д. Таким образом, расширяем лексику, формируем речевые стереотипы, необходимые для правильного формирования грамматического строя речи,
- автоматизация поставленных звуков (игры с использованием деревянным массажёров и т. д.)
* с помощью различных приспособлений
- Одним из направлений массажа пальцев рук является использование элементов Су-джок терапии. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и стимуляции речевых зон коры головного мозга.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты (пример «Птичек мы окольцевали», «По большому…», Согласование сущ. и числительного в р. ,ч. ,п. – «1 рыба, 2 рыбы…5 рыб…»)
- Прищепочный массаж
- Используя деревянные массажёры - с автоматизацией слоговых слогов.
• Аурикулярный массаж
Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип, как и в су- джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.
6) Логоритмические игры и упражнения (в т. ч. фонетическая ритмика, занятия по логоритмике) Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова, музыки и движения.
Задачи:
• закрепить двигательные навыки и умения;
• развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
• развивать способность ориентироваться в пространстве;
• работа над четкими координированными движениями во взаимосвязи с речью;
• развивать фонематический слух и слуховое внимание.
Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.
В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия, активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.
Итак, на коррекционных занятиях с элементами логоритмики мы используем следующие моменты:
-дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-артикуляционная гимнастика
-массаж и самомассаж
-движения под музыку
-слушание музыки
-использование игровых ситуаций и драматизации
-физкультминутки
Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Работа по фонетической ритмике направлена на:
• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
• формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
• восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Автор технологии речедвигательной ритмики — Мухина Алла Яковлевна - доцент дефектологического факультета Московского Государственного Гуманитарного Университета им. Шолохова. Автор книги "Речедвигательная ритмика" 2008г.
7) Интегрированные занятия. Коррекционное обучение, обусловленное большим количеством занятий, получаемой детьми информации, негативно влияет на здоровье ребенка. Это и умственные перегрузки, уменьшение времени для двигательной активности и свободной деятельности детей. Решение данной проблемы мы нашли в интеграции. Интеграция - объединение нескольких областей в одну, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Интегрированные занятия существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ:
• ввиду своей нестандартности способствуют формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию обучения;
• традиционные занятия предусматривают дробное восприятие окружающего мира, а интегрированные занятия способствуют целостности усвоения материала, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
• за счет смены видов деятельности, интегрированные занятия предотвращают интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, препятствуют перенапряжению, перегрузке детей, все это является здоровьесберегающим компонентом;
• время, высвободившееся при объединении занятий, используется для свободной деятельности детей, в том числе и двигательной.
Интеграция – взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.
Основа интеграции – единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий; совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.
Варианты интеграции:
• Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы).
• Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).
• Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружков интегрируется в основной процесс).
• Интеграция разделов программы, дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте, в основе которого лежит проблема.