Наталья Малолеткина
Проект «Здоровьесберегающие технологии как охрана и укрепление физического и психического здоровья старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию здоровьесберегающих технологий. В общем виде, под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
По мнению В. Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология - это
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.
Известно, что в дошкольном детстве активно накапливаются физические и умственные ресурсы и именно в этот период организм и мозг интенсивно развиваются.
Применение элементов су- джок терапии, пескотерапии дает возможность на основе сотрудничества. Со сверстниками взрослыми развить ряд способностей, в том числе творческих. Су – джок в переводе с корейского означает «су» - «кисть» и «джок» - «стопа». На кистях и стопах человека есть биоактивные точки, которые. Соответствуют определенным органам человеческого тела. Воздействуя на эти точки, можно поддержать здоровье и предотвратить ряд заболеваний.
Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
"Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!"
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается образовательный процесс.
Занятия по песочной терапии положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Играть с песком можно не только на улице, но и в группе. Можно не только играть, но и рисовать. А для основы рисунка использовать песок.
Пескотерапия - игра с песком как способ развития ребенка.
Благодаря играм с песком у детей развивается:
тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика;
снимают мышечную напряжённость;
развивается мотивация речевого общения;
формируются первичные произносительные
умения и навыки;
пополняется словарь;
формируется связная речь.
С большим успехом примялись также динамические паузы.
Динамические паузы выполняют следующие функции:
1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;
2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;
4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ;
5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь внимание, память, мышление.
Цель использования Су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
Цель песочной терапии - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя.
Задачи:
Так же в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить следующие задачи здоровьесбережения :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирования предпосылок учебной деятельности.
Су-джок терапии:
1. Стимулировать речевые области в коре головного мозга.
2. Развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.
3. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Песочной терапии:
Способствать коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе.
Цель динамической паузы: сохранить и укрепить здоровье детей.
Задачи динамической паузы:
1. Обеспечить необходимую двигательную активность.
2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3. Развивать память, внимание, наблюдательность, как основу познавательных способностей детей.
4. Развивать коммуникативные умения.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
Подготовительный
Подбор материала, литературы, информации, фотографий
Участие в беседе «Влияние здорового образа жизни на красоту тела». Ознакомление с предлагаемым проектом
Организационный: составление плана проекта, определение сроков и способов реализации проекта.
Совместное с детьми размышление о проведении здоровьесберегающих игр. Беседа в кругу о роли Су-джок терапии, песочной терапии.
Проведение с детьми беседы о здоровом образе жизни, оформление стенгазеты, фото выставки песочных рисунков.
Чтение художественной литературы.
Участвуют в беседах, рисуют песочные картины, делают упражнения с су-джоками. Слушают рассказы, стихи, пословицы. Оформляют стенгазету, участвуют в съемках видеоролика.
Итоговый. Проведение итогового мероприятия.
Обобщение опыта. Презентация проекта.
Продукт проекта : Стенгазета «Островок здоровья»
Фотовыставка «Песочные фантазии»
Состав участников: воспитатель, дети подготовительной группы
Вид проекта : познавательно-оздоровительный
Срок реализации краткосрочный – 1 неделя
Интеграция по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Использование в режимных моментах фольклора и детской литературы. С их помощью придумываются игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, быть опрятными и аккуратными, научиться культуре поведения за столом, во время приема пищи и т. д. Таким образом, интеграция образовательных областей в работе по здоровьесбережению направлена на достижение единой цели – формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни.
Беседы с детьми «»
Поисковая деятельность: поиск стихотворений для упражнений.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др., сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений. Говоря о здоровье, мы должны учитывать здоровье не только физическое, но и эмоциональный комфорт детей.
Дидактические игры «
Беседа «Мама – самая лучшая», «Я мамин помощник», «День матери».
Игровое упражнение «Л»
Речевое развитие.
Применения здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей является оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.
Художественно-эстетическое развитие
Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения.
-создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- сохранение, развитие и укрепления здоровья средствами здоровьесберегающих технологий.
Рисование песочное на тему «», «».
Физическое развитие :
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно – развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название –
«здоровьесберегающие технологии»
Динамические паузы, физкультминутки.
Формирование целостной картины мира:
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня физической подготовленности детей;
2. Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни;
3. Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и здоровьесбережения детей;
4. Снижение уровня заболеваемости детей