Светлана Савинова
Проект занятия «Снежинки как кристаллы льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад «Сказка»
Проект занятия
«Снежинки как кристаллы льда»
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Савинова Светлана Сергеевна
Пояснительная записка
Организационная информация
1. Ф. И. О. педагога Савинова Светлана Сергеевна
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
Публикация «Проект занятия „Снежинки как кристаллы льда“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Проекты, проектная деятельность
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Снежинки. Проекты
- Темочки
3. Вид деятельности детей Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Снежинки как кристаллы льда»
2. Общее количество часов, отведённое для на изучение темы, место занятия в системе занятий по теме 1час, проектная деятельность дошкольников.
3. УМК. Название, автор, год издания. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов в дошкольных учреждений. – М. :Мозайка – Синтез,2008.
Виноградова Н. А. ,Панкова Е. А. Образовательные проекты в детском саду. пособие для воспитателей –
М, : Аирис – пресс,2008.
Иванова А. М. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений – М. : ТЦ Сфера,2004 – с. 3-5.
Короткова Н. А. Познавательно –исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду – 2009 -3 – с. 4-12.
4. Методы и приемы для реализации содержания занятия По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н. М. Верзилин, Д. О. Лордкипанидзе, И. Т. Огородников и др.)
1. наглядные (наблюдение, демонстрация, показ)
2. практические (эксперимент, моделирование, игра)
3. эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
4. ИКТ
По типу (характеру) познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер) : объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный, репродуктивный (границы мастерства и творчества, проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический, исследовательский.
5. Интеграция образовательных областей Социально- коммуникативное развитие: побуждение к умению выражать свои мысли и высказывать свое мнение, вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Познавательное развитие: знакомство с образованием снежинки из кристалла, проведение экспериментов: «Выращивание кристалла из медного купороса», «Можно ли пить талую воду?», «Как образуется снежинка» (знакомство со снежинкой, её строением, свойствами, происхождением, закрепление признаков зимы, знакомство с разными видами творческой работы по изготовлению снежинок).
Речевое: обогащение активного словаря детей, составление описания снежинки.
Художественно – эстетическое развитие: (стихотворения о снежинках, музыка «Вальс снежинок», продуктивная деятельность – изготовление снежинок различными способами: 1 группа –изготовление снежинки с помощью соли, 2 группа – изготовление снежики с помощью аппликации из полосок)
Физическое развитие: проведение физминутки, пальчиковой игры, зрительной гимнастики,, возможность двигаться посредствам чередования видов деятельности,
5. Цель:
Сформировать знания детей об образовании снежинки через исследовательскую деятельность.
6. Задачи:
6.1 Уточнять, углублять и закреплять знания детей о свойствах снега и льда путем практического исследования.
Познакомиться с различными видами снежинок, их особенностями и образованием.
6.2 Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа,
обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей следственных связей
6.3 Развивать исследовательские способности. Закрепить у детей знания о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом: идет снег; дни становятся короче, а ночи длиннее; понижается температура; водоемы покрываются льдом, птицы улетели в тёплые края;
6.4 Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (снегопад, льдинки, кристаллы водяных паров); -совершенствовать умение использовать в речи слова, характеризующие особенности снежинки (снежинка – лёгкая, воздушная, кружевная, ажурная, пушистая и т. д.) и действия (снежинка – кружится, падает, летит и т. д.) предмета, - развивать исследовательские способности; -развивать фантазию, творческие способности детей при создании своей снежинки.
6.5 Формировать знания о детей с помощью обобщающих вопросов и рефлексии.
6.6 Воспитывать культуру речевого общения. -воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. - познакомиться с различными видами снежинок, их особенностями и образованием.
7. Планируемые результаты:
7.1 Повысится познавательный интерес детей к объектам неживой природы; к методам их исследования и анализу результатов;
Систематизируются знания детей о явлениях природы, о времени года «Зима», о свойствах снега; расширяются представления о значение снега в природе и для человека;
7.2 Проявятся художественно-ручные умения - дети овладеют конструктивными способами взаимодействия в группах; - проявится активность, самостоятельность, аккуратность в работе, повысится самооценка детей.
8. Организация среды для проведения занятия
(образовательной деятельности.) Проектор, видеоролик «Откуда берутся снежинки», слайд с изображением времени года «Зима», графические рисунки со строением снежинки, письмо, слайд с изображением мальчика Сэма, видео презентация гимнастики для глаз «Снежинка», изображения разных видов снежинок для выставки, вырезанные из бумаги снежинки для проведения рефлексии, выращенные кристаллы из соли, два стаканчика для снега, листы белого и синего картона с изображением снежинки, клей, соль, нарезанные нитки синего цвета, клеенки, салфетки на каждого ребенка.
Сценарий занятия - проекта «Снежинки как кристаллы льда»
1 этап (подготовительный)
1. Разработка цикла мероприятий по теме проекта «Снежинки как кристаллы льда»
2. Определяем продукт проекта – изготовление снежинки разными способами.
3. Подбор художественной и познавательной литературы.
4. Рассматривание альбомов и иллюстраций, с целью изучения свойства снега и воды.
5. Подготовка наглядного материала: образцы снежинок, картинки с изображением разных видов снежинок,
6. Исследовательский: проведение экспериментов со снегом и водой,
7. Разучивание стихотворений, слушание музыки, сотрудничество с родителями.
8. Изготовление дидактических игр:
2 этап (основной) –занятие «Снежинки как кристаллы льда»
I. Вводная часть Организационный этап.
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Доброе утро, ребята!
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Выставка снежинок.
Цель: познакомить детей с разнообразием снежинок
Способ достижения: посещение выставки снежинок.
Результат: дети познакомились с разнообразием снежинок.
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек-
Тонких, как стекло.
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
Перед детьми иллюстрации разнообразных снежинок.
Ребята, посмотрите и скажите, куда мы с вами попали? (ответы детей). На выставку. А кто знает, что такое выставка? Специально устроенное помещение, художественный музей, в котором размещают произведения искусства. Что вы видите на этих иллюстрациях? Что у них общего? (ответы детей). Правильно это иллюстрации с изображением снежинок. А что вы уже знаете о снежинке? (ответ детей). А что еще хотели бы узнать о снежинке?
Гипотеза:
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу, что в природе нет одинаковых снежинок
Способ достижения: воспитатель выдвигает гипотезу, что в природе нет одинаковых снежинок и просит детей доказать её или опровергнуть с помощью графических рисунков. Воспитанники рассматривают рисунки.
Результат: Дети учатся сравнивать, сопоставлять факты о снежинках и делать выводы, что на рисунках нет одинаковых снежинок, несмотря на то, что строение у всех снежинок одинаковое (в основе - льдинка-шестигранник). Понимание воспитанниками возможности различных позиций других детей, отличных от собственной.
1. 2 Мотивация деятельности детей Цель: освоение нового материала.
Способ достижения: организация сюрпризного момента (письмо от мальчика Сэма из Африки)
Результат: дети с помощью видеофильма графических рисунков, опытов знакомятся с разнообразием снежинок. В заключении дети сделают выводы о снежинке и снеге, создадут аппликацию снежинки из соли и ниток.
Ребята сегодня к нам в группу пришло письмо от мальчика, Сэма, который живет в Африке. Он не когда не видел снег, и не знает, что такое снежинка. А ему очень захотелось узнать …
Как вы думаете, что интересует Сема?
Дети формулируют вопросы.
-Где рождается снег?
-Что такое снежинки?
-Как они образуются?
- Из чего состоит сугроб?
-Почему снег скрипит под ногами?
Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?
Можем ли мы сейчас ответить на все эти вопросы?
- Ответы детей
- А вам хотелось бы узнать ответы на эти вопросы?
- Так что же нам делать?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Цель: Дать возможность детям определить свою образовательную деятельность на данном занятии
Способ достижения: Организация выставки, письмо от мальчика Сема, беседа о снежинке, в ходе которой дети говорят о том, что уже знают и, чтобы они хотели еще узнать и сделать на занятии.
Результат: дети с помощью педагога определяют тему, цель и задачи занятия.
Ребята, скажите мне пожалуйста, а что вы уже знаете о снеге и снежинках.
- Ответы детей
- Правильно, мы должны сегодня на занятии рассмотреть снежинку.
- познакомиться с её происхождение;
- создать свою неповторимую снежинку.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Цель: активизировать знания детей о времени года зима.
Способ достижения: беседа с детьми по иллюстрации «Зимний пейзаж».
Результат: дети активизируются на получение новых знаний о снежинке в ходе : беседы, рассматривание иллюстраций со снежинками, экспериментирование.
Беседа о зиме.
- Какое время года у нас на улице?
- Ответы детей (зима)
- Внимательно посмотрите на экран, что вы видите?
- А какое время года изобразил художник в своей работе?
- Назовите приметы зимы, рассматривая картину
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой идёт снег, воет ветер)
- Что можно сказать о снеге?
- Какой он? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю
землю.)
- Ребята, на улице много снега, из него образовались целые сугробы.
-Сугробы состоят из чего?
- Ответы детей (из снега)
- А снег состоит из чего?
- Правильно, из снежинок.
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Гипотеза: мы предполагаем, что, снег растает быстрее в теплом помещении.
А что бы нам опровергнуть или доказать наши суждения, давай те проведем эксперимент.
Экспериментирование «Где быстрее растает снег?»
Цель: развитие исследовательской деятельности через экспериментирование.
Способ достижения: Берём два стакана набираем в них снег, один стакан мы оставим на столе, а другой уберем за окно.
Результат: Дети убедились в том, что снег, быстрее таит в теплом помещении.
Работа с графическим рисунком.
Цель: познакомиться со строение снежинки.
Способ достижения: увидеть строение снежинки с помощью графических рисунков.
Результат: дети учатся сравнивать, сопоставлять факты о снежинках и делать выводы, что на рисунках строение у всех снежинок одинаковое (в основе - льдинка-шестигранник). Понимание воспитанниками возможности различных позиций других детей, отличных от собственной.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Добывание нового знания.
Цель: просмотр видеоролика «Откуда берутся снежинки».
Способ достижения: подбирается видеоролик по соответствующей теме, педагог совместно с детьми смотрят видеоролик о происхождении снежинки.
Результат: дети знакомятся с тем как появляются снежинки.
Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию по изучению снега и снежинок.
Посмотрите и скажите, что же есть в нашей лаборатории? (ответы детей)
Смотрите, что же это такое? (показать кристалл, выращенный из соли)
Рассказ ребенка об опыте «Выращивание кристалла из соли»
Мы выдвинули гипотезу, кристаллы могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.
Кристалл - это твердое тело, лёд. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара.
Для выращивания кристалла нам понадобился поваренная соль, стеклянная баночка, горячая вода, шерстяные нитки, деревянная палочка. В баночку педагог налила горячую воду, добавили соль и размешали до полного растворения. Из шерстяных ниток мы сделали цветочек, который привязали на деревянную палочку и опустили в раствор. Раствор с цветочком мы вынесли в холодное помещение и оставили его охлаждаться.
Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась, а на дне баночки образовались отложения. Мы решили достать наш цветочек из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими, взяли линейку и измерили на сколько они выросли за три дня - около 3миллиметров. Через 7 дней мы увидели красивые кристаллы белого цвета.
Цель: сформировать умения детей выращивать кристалл из соли, через экспериментирование.
Способ достижения: для выращивания кристалла нам понадобился соль, стеклянная баночка и вода, шерстяные нитки, деревянная палочка. В баночку педагог налила горячую воду, добавили соль и размешали до полного растворения. Из шерстяных ниток мы сделали цветочек, который привязали на деревянную палочку и опустили в раствор. Раствор с цветочком мы вынесли в холодное помещение и оставили его охлаждаться.
Через три дня мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась, а на дне баночки образовались отложения. Мы решили достать наши ниточки из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были очень маленькими, взяли линейку и измерили на сколько они выросли за три дня - около 3 миллиметров. Через 7 дней мы увидели красивые кристаллы белого цвета.
Результат: мы получили кристаллы соли. В результате проведенной исследовательской работы дети пришли к следующим выводам: кристаллы - это твердое состояние вещества, они имеют разную форму; кристаллы окружают нас повсюду; дети расширили свои знания; форма кристаллов зависит от температуры; быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда раствор насыщенный; дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: умеют анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
Просмотр видеофильма «Откуда берутся снежинки»
Сегодня мы с вами узнаем, как появляются снежинки.
Снежинки – такие же кристаллы, как алмазы и изумруды. Только сделаны из снега и льда.
Кристаллы – твердые тела правильной формы, только изготовил их не человек, а природа.
Снежинка — одно из самых прекрасных созданий природы. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч, что и дождь. И вот совсем недавно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч, что и дождь. И вот совсем недавно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды.
Как же образуются снежинки.
Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительной красы звездочкой.
Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительной красы звездочкой.
Встречаются разные формы снежинок : игольчатые звезды; пластинчатые звезды; ежи, состоящие из нескольких столбиков; столбики с пластинками и звездами на концах. Встречаются также 12-лучевые звезды.
Снежинки часто соединяются между собой и выпадают в виде хлопьев. Упадет снежинка на руку - не почувствуешь. Ведь весит она всего около миллиграмма!
От чего зависит форма снежинки?
Японским ученым удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые кристаллы – звезды – появляются только при небольшом морозе (-14, -15, -16, -17 градусов). Снежинки растут, как растут кристаллы любого вещества, переходящего из жидкого состояния в твердое. Всего через несколько минут, упав на теплую поверхность, снежинка потеряет свой уникальный образ, который никогда снова не повторится.
После просмотра видеофильма. Педагог спрашивает.
- На все ли вопросы мы ответили?
- Нет?
- На какие вопросы мы не нашли ответа?
- Ответы детей (Почему снег скрипит под ногами)
Почему скрипит снег под ногами?
Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок – звездочек. А так как их очень, очень много, слышится треск. В лютый мороз самые маленькие снежинки прилетают погреться к нашим домам и остаются сказочными узорами на стеклах.
Цель: подвести итог по видеофильму «Откуда берутся снежинки», сделать выводы по опыту «Где быстрее растает снег».
Вывод: от тепла снег нагревается и тает, превращаясь в воду. Поэтому в помещении снег растаял.
Физминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой)
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
Продуктивная деятельность. «Снежинка -Чаровница»
Цель: формирование творческих способностей детей через прикладную деятельность, выполнение аппликации снежинки из соли и изготовление снежинки из ниток в технике «ниткография».
Способ достижения: дети, используя шаблон снежинки, клей, соль в баночках, белые нарезанные нитки кисточки, изготавливают аппликацию.
Результат: дети изготовили снежинку с помощью аппликации из соли.
Как вы думаете можем ли мы с вами отправить посылку со снегом мальчику из Африки?
А, мы можем создать волшебные снежинки, которые могут порадовать Сема в тёплой стране.
- Сейчас мы превратимся в юных изобретателей и приступим к изготовлению необыкновенных снежинок, но сначала подготовим наши пальчики, разомнём их.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами л. р., начиная с указательного по ладони пр. р.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Поменять руки.)
Но, где же снежинки? (Сжать кулаки.)
В ладошке вода! (Разжать кулаки.)
Куда же исчезли снежинки? (Сжать кулаки.)
Куда? (Разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Потряхивание расслабленными кистями рук.)
Как видно, ладошки мои горячи. (Потереть ладошкой об ладошку.)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Какие вы молодцы!
- Давайте рассмотрим ваши работы?
- Скажите, есть ли среди ваших снежинок одинаковые?
- Ответы детей.
- Правильно все снежинки разные.
- Чем они похожи? (шестигранные).
Ребята посмотрите, на столе лежат белые и синие снежинки, если вы считаете, что мы с вами ответили на все вопросы Сема, вы справились со всеми заданиями и опытами выберите себе снежинку синего цвета, если у вас остались какие-то вопросы вам было трудно и что-то не понятно, то возьмите снежинку белого цвета и прикрепите себе на свою работу внизу. А сейчас я предлагаю вам организовать выставку ваших работ на доске и выбрать самую лучшую снежинку, которую мы с вами отправим мальчику.
Что же мы можем написать мальчику Сему в электронном письме.
Рефлексия
Мне тоже понравилось с вами работать,и я тоже выбрала снежинку синего цвета.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Дома, с родителями найти ещё способы изготовления снежинок и пополнить музей новыми экспонатами.