Анна Кардашевская
Занятие «Ярмарка мастеров» в подготовительной группе. Народные промыслы России
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : «Ярмарка мастеров»
подготовительная группа «Сказка»
Цель: формирование представлений у детей о народных промыслах России.
Задачи:
1) Познакомить детей с разнообразием русских народных промыслов
2) Учить детей различать изделия народного промысла
3) Воспитывать интерес к работе народных мастеров
Публикация «Занятие „Ярмарка мастеров“ в подготовительной группе, Народные промыслы России» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
4) Развивать духовно-нравственные качества детей через привитие им уважения к людям труда
5) Продолжать развивать у детей логическое мышление
6) Развить эстетические чувства, интерес к народным промыслам.
7) Привить любовь к поэзии.
Словарь: старинному русскому обычаю, мастер, рукодельница, Город Мастеров, плотники, резчики по дереву, гончары, стеклодувы, кукла мотанка,
Оборудование: деревянные ложки, трещётки, бубен, барабан, свистульки, баян; конверты, карточки с заданиями, фломастеры; для девочек: лоскуточки ткани, резиночки, фломастеры; для мальчиков: гипс, клеенка, фартуки, нарукавники, ёмкости для разведения, мерные стаканчики, формочки для заливки, ложки, резиновые перчатки; карточки с изображением, мольберт, маркеры для доски; мнемосхема, графин, стаканы, молоко, ситечко, лимонная кислота, мерная ложечка, чайные ложки, сода, резиновые перчатки; кексы, взбитые сливки, мармелад, шоколад, кондитерская посыпка, фартуки.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории русского народного художественного промысла; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек иллюстраций, чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде, заучивание с детьми тематических стихотворений, работа с родителями – подборка изделий изготовленных своими руками.
Ход НОД
Организационный момент:
В спальне стоит воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети.
1 Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, как не обычно мы с вами сегодня одеты. Как думаете почему? (ответы детей) А давайте, сегодня попробуем даже поздороваться друг с другом по старинному русскому обычаю.
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
1 Хозяюшка: - У нас сегодня необычное занятие. Мы сегодня совершим путешествие в город Мастеров. Как вы понимаете слова Город Мастеров? (ответы детей). Какое место в городе нужно посетить, чтобы узнать какие мастера живут в городе (музей, ярмарка) Почему?
Нам пора отправляться. Попасть в город мастеров нам поможет волшебный ручеёк.
Встанем в круг для превращения и произнесем волшебные слова:
Мой волшебный ручеек, Много знаешь ты дорог. Быстро весело беги, к мастерам нас приведи
Игра «Ручеёк»
Под музыку входят в группу.
2 Хозяюшка: - Здравствуйте наши дорогие гости (встречает их низким поклоном).
2 Хозяюшка: - А вы знаете, куда привел вас ручеек в поиске мастеров? Ну, конечно же на ярмарку. Присаживайтесь скорее на наши лавочки, а я расскажу вам кто такие мастера и мастерицы-рукодельницы (в центре литературы включается презентация, звучит тихая спокойная музыка).
2 Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (деревянная игрушка)
- А для кого она? (ответы детей)
- Как вы думаете, где дети в старину игрушки себе брали? (ответы детей)
- А вы знаете, что в старину для детей была настоящая проблема купить себе игрушку, ведь в деревнях даже магазинов не было. Зато были мастера на все руки, которые могли изготовить не только любую игрушку, но и любое изделие для дома или огорода.
Мастер - это человек, который хорошо выполняет какую-либо работу. Мастера бывают разные : плотники, резчики по дереву, гончары, стеклодувы. Чем лучше работа, тем почетней мастер.
1 Хозяюшка: - А знаете кто такие мастерицы-рукодельницы? Это женщины, занимающиеся рукоделием мастерицы своего дела (Кто шьет, вяжет, вышивает.)
- Скажите у кого-нибудь мамы любят вязать, вышивать, рисовать или как-нибудь еще рукодельничать? (ответы детей).
- Давайте посмотрим работы наших мам рукодельниц. Посмотрите, какая красота! (выставка поделок/ презентация)
Вызывается ребенок для чтения стихотворения
1 ребенок:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
2 Хозяюшка: - Сегодня у нас с вами есть возможность попробовать себя в качестве мастеров и мастериц. Для этого мы с вами должны посетить наши центры активности.
(Показ центров активности на экране)
Вы сможем посетить:
*мастерскую музыкантов – где один ребенок, стоя за ширмой, будет по очереди играть на разных музыкальных инструментах, а другой угадывать, затем вы будете меняться местами
*мастерскую художников – где один ребенок будет аккуратно рисовать пальцем на спине впереди стоящего ребенка фигуры, изображенные на карточках, а другой ребенок в это время должен будет угадать эти фигуры и нарисовать их на мольберте
*мастерскую сыроварни – где дети, сначала процедят обычное молоко через ситечко, что бы посмотреть, на сколько оно жидкое. Затем добавят лимонную кислоту и соду, перемешают все хорошенько и снова процедят молоко через ситечко, чтобы вновь посмотреть, на сколько молоко изменилось
*мастерскую знаний – где дети находят конверты с заданиями, на которых написаны их имена. Затем с помощью фломастера, они должны будут решить все задания и вновь положить свои выполненные карточки обратно в свои конверты.
*мальчики смогут посетить мастерскую умельцев – где, они сначала смешают гипс с водой, затем тщательно перемешают его и только после этого выльют полученную смесь в формочки. Подождут пару минут, затем аккуратно вынут из формочки готовое изделие.
*девочки мастерскую рукодельниц – сначала, нужно будет свернуть трубочкой ткань, создав основу для куклы мотанки, затем поверх одной из сторон накинуть второй кусочек ткани закрепив его резиночкой, это будет голова куклы. После этого, вновь закрепляем два противоположных конца ткани резиночкой, создавая таким образом ручки у куколки и оставшийся конец второй ткани закрепляем по середине туловища куклы резинкой, обозначив тем самым передник куклы.
- Не переживайте, вы легко осилите каждое умение, ведь на столах вас будут ждать помощники – операционные карты, что бы правильно овладеть мастерским искусством и справиться с заданием.
1 Хозяюшка: - Но с чего же начать наше путешествие по ярмарке мастеров? А помогут нам в этом эмблемы, на которых изображены мастерские, с которых вы начнете своё путешествие, в дальнейшем вам нужно будет по очереди посетить все остальные мастерские.
И не забывайте о технике безопасности и аккуратности в работе «По работал – положи на место!»
2 Хозяюшка: - перед тем как отправиться изучать наши ремесла, нужно хорошенько размяться.
Физкультминутка (с изображением на экране) /
Добрый день,
Люди добрые!
Дуйте в дудки,
Бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
1 Хозяюшка: - Вы готовы? Тогда выбирайте по желанию эмблемы, с которых вы начнёте свое путешествие и приступайте к работе.
(Дети выбирают по желанию эмблемы, с которых начнут свое путешествие.)
Основная часть. Центры активности.
- Музыкальный центр: определение народных инструментов на слух (один ребенок за ширмой играет на музыкальных инструментах, другой их
отгадывает).
Атрибуты: операционные карты, деревянные ложки, трещётки, баян, бубен, барабан, свистульки.
- Познавательный центр и центр математики: именные конверты с логическими и математическими заданиями.
Атрибуты: операционные карты, конверты, карточки с заданиями, фломастеры.
- Центр ручного труда: гендерное разделение труда: девочки создают куклу мотанку, мальчики занимаются гипсомодельным ремеслом.
Атрибуты: для девочек: операционные карты, лоскуточки ткани, резиночки, фломастеры;
Для мальчиков: операционные карты, гипс, клеенка, фартуки, резиновые перчатки, ёмкости для разведения, мерные стаканчики, формочки для заливки, ложки.
- Центр творчества: нетрадиционное рисование «Рисунки на спине»
Атрибуты: операционные карты, карточки с изображением, мольберт, маркеры для доски.
- Центр экспериментирования: дети проводят опыт для наблюдения за коагуляцией (свертыванием) молока. Сначала дети процеживают обычное молоко через ситечко для визуального определения консистенции жидкости. Затем они с помощью лимонной кислоты и соды доводят молоко до коагуляции непрерывным помешиванием и лишь после полного свертывания молока, вновь процеживают его через ситечко. Проведя данный эксперимент, дети самостоятельно смогли из обычного молока создать творожный сгусток, т. е. испытать на себе сыроварное дело.
Атрибуты: операционные карты, графин, стаканы, молоко, ситечко, лимонная кислота, мерная ложечка, чайные ложки, сода, резиновые перчатки.
- Центр кулинарии: украшаем кексы
Атрибуты: операционные карты, готовые кексы, взбитые сливки, мармелад, шоколад, кондитерская посыпка, фартуки, поварские колпаки, резиновые перчатки.
Рефлексия.
1 Хозяюшка: -
Посмотрите, как красиво,
Сделано здесь всё на диво!
И не кем-нибудь, детьми!
Глаз порой не отвести!
2 ребенок:
Мастерами, увы, не рождаются,
И становятся ими не все!
Ведь к таланту и труд полагается,
Чтоб достигнуть вершин в мастерстве.
1 Хозяюшка: - С какими мы сегодня познакомились мастерами? (ответы детей) А какими промыслами мы с вами сегодня овладели? (ответы детей). Какой труд вам показался наиболее сложным и почему? (ответы детей)
2 Хозяюшка: - На Руси народ всегда был очень добрый и хлебосольный. И каждая хозяйка угощает своих гостей, и я хочу угостить вас за ваш труд, и пожелать всем вам мира и добра! Приходите еще на нашу ярмарку мастеров!
(раздача угощений и чаепитие с кексами собственного производства из центра кулинарии)