Ольга Быстровская
Проект «Юные огородники» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МК ДОУ № 7 «Ромашка» г. Комсомольск, Ивановская обл.
Быстровская О. Ю.
Информационная карта проекта
ПРОЕКТ «Юные огородники»
Автор проекта
Быстровская Ольга Юрьевна
Продолжительность проекта
Среднесрочный - (с 1 февраля по 1 мая 2021 г.)
Тип проекта :
Познавательно – исследовательский
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатель.
Публикация «Проект „Юные огородники“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная группа).
Природа! Она совершенна и вечно творит новое.
Она неиссякаемый источник всего живого и реального.
Всё в ней, она полнота бытия. Она всесильна и могуча,
постоянно сокрушает и непрерывно создаёт.
Все вещи в ней и она во всём, и всё одна и та же.
Она вечная и бесконечная, питающая дух одной только радостью.
Спиноза
Причина разработки проекта : У детей мало практических навыков посадки овощей, цветов, поэтому считаю целесообразным создать данный проект. Расширять знания детей о способах посадки овощей и цветов, об уходе за ними.
Цель: Прививать любовь к природе, формировать экологическую культуру у детей, желание участвовать в совместных мероприятиях по организации огорода. Прививать детям навыки труда в природе в процессе ухода за растениями. Расширять знания детей об окружающем мире. Воспитывать заботливое отношение к живой природе.
Задачи:
Учить детей сеять в грунт семена травы, цветов, высаживать в грунт лук и чеснок, пророщенные семена тыквы и кабачка. Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях. Воспитывать внимательное отношение, желание и умение ухаживать за растениями. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, умение добиваться результата. Формировать нормы правильного поведения во время работы с грунтом и водой. Обобщать знания детей о необходимости почвы, влаги, света, тепла для роста растений.
Развивать речь детей. Обогащать словарь детей словами : семена, луковицы, корень, растение, посадить, посеять, поливать, наблюдать, земля, грунт, вода, солнце. Поощрять детей при употреблении усвоенных слов, умении применять их в повседневной жизни. Способствовать проявлению у детей самостоятельности, активности в процессе ухода за растениями. Вызвать интерес детей к посаженным растениям через стихи, рассказы, загадки, проектно-исследовательскую деятельность. Учить выполнять индивидуальные трудовые поручения. Сформировать у детей понятие взаимосвязи природы и человека (человек сажает, выращивает и ухаживает за растениями; растения вырастают и радуют человека своей красотой и полезными свойствами). Помочь детям развивать свои познавательные и творческие способности.
Актуальность:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста становится неотъемлемой частью всего процесса воспитания. Создание на территории детского сада большой теплицы дало возможность организовать данный проект и создать все условия для приобщения детей подготовительной группы к труду в природе, к формированию у детей правильного экологического поведения.
Февраль последний месяц зимы. День становится длиннее, появляются первые солнечные лучи, света больше. Эти условия дают возможность посеять семена и посадить лук, чеснок, организовать мини огород на подоконнике. Занятие это очень увлекательное, интересное и полезное. Однако в условиях города дети не всегда могут иметь достаточно знаний о том, как взрослые готовят землю к посеву. Именно, в процессе проведения данного проекта можно самостоятельно вырастить полезный лук, провести наблюдение за его ростом. Узнать о нескольких видах посадки овощей (тыква, кабачок, огурец). Выращивая огород в коллективе, дети приучаются к ответственности, у детей формируется чувство коллективизма, развиваются трудовые навыки.
Работа над проектом с родителями :
- привлечь родителей к организации проекта (приобретение инвентаря, посевного материала для огородика);
- обсуждение с родителями плана проекта;
- консультация для родителей «Полезные свойства лука и чеснока»;
- рекомендации по созданию мини огородика в домашних условиях, предложить вести фото отчёт роста посаженных растений дома, дневник наблюдений с зарисовками;
- консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников»;
- конкурс «Лучший кроссворд про овощи и фрукты».
Работа над проектом с детьми :
Познавательно-исследовательская деятельность (НОД) :
Рассматривание инвентаря необходимого для посадки лука и чеснока, посева семян; луковицы в стаканчиках; наблюдение за первыми всходами, уход за растениями; ведение дневника наблюдений за огородом.
Коммуникативная деятельность:
Беседы «Что можно вырастить на подоконнике», «Чем полезны лук и чеснок», «Условия роста растений», «Пшеница. Как растёт»; чтение художественной литературы Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Ю. Тувим «Овощи», народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»; разучивание музыкальной игры «Огородная».
Игровая деятельность: Игры; игровые ситуации.
Продуктивная деятельность:
Рисование схемы роста растений; рисование комнатных растений и огорода на подоконнике.
Предполагаемый результат:
Дети закрепят знания о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают. У детей сформируется чёткое представление о росте растений в комнатных условиях. Дети научатся ухаживать за растениями и узнают последовательность посадки лука и чеснока. Дети с удовольствием будут наблюдать за природой, за красотой растительного мира. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия. Дети, воспитатель, родители получат положительные эмоции от выращивания зелени.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.
Информационное обеспечение: Иллюстрации, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование для ухода за растениями; стаканчики пластиковые, ёмкости для посева семян; семена, луковицы, рассада; фотоаппарат; технические средства.
Перспективный план реализации проекта «Юные огородники» :
1. Известные сведения о растениях: Растут в земле, имеют корневую систему. У растений есть цветы и листья. Условия для роста растений: вода, земля, свет, тепло. В грунте растения растут круглый год, а на улице только летом. Летом на огороде у бабушки растут морковь, лук, капуста, огурцы, помидоры. Из овощей варят суп, делают салат.
2. Что хотим узнать: Как растут растения. Какую пользу приносят растения. Как правильно ухаживать за растениями в комнатных условиях. Может ли растение вырасти в темноте и холоде.
3. Как мы это узнаем: Прочитать книги о растениях. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений. Провести опыты. Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей. Узнать у мамы и бабушки о полезных свойствах овощей и зелени. Нарисовать схему роста лука, чеснока, пшеницы, укропа, петрушки.
Мероприятия:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Размещение рекомендаций родителям по работе с детьми над проектом.
Цель: Заинтересовать родителей участвовать в проектной деятельности.
(Воспитатель).
2. Беседа с детьми : «Растительный мир».
Цель: Расширять знания детей об огороде и его назначении.
Эксперимент: Исследовательская деятельность. Состав грунта, знакомство с почвой.
Цель: Расширять кругозор детей.
(Воспитатель).
3. Поисковая деятельность: Работа по подбору иллюстраций, художественных произведений.
Начало проекта 19 февраля – практическая часть.
Для обустройства мини огорода дети с воспитателем собрали деревянный домик, покрасили лист картона в зелёный цвет. Дети подобрали жителей подворья: курица, петух, корова, телёнок, лошади. Для пруда выбрали уточек.
После обустройства самого уголка готовим все необходимые материалы для посадки.
Дети распределились по три человека и работали тройками. На столах клеёнки, стаканчики пластиковые и ёмкости для посадки. Для приготовления грунта: земля, песок, камушки мелкие. Лейки, вода. Маленькие луковицы, пророщенные семена тыквы и кабачка, семена пшеницы.
Цель: Учить взаимодействовать вместе с товарищами. Прививать дружелюбие, терпение.
Все вместе вспоминаем состав грунта. Дети готовят грунт, соблюдая чё ткую последовательность: камушки, песок, земля.
Дети самостоятельно распределяют обязанности в тройках: полить, посадить луковицу, засыпать землёй, уплотнить землю. Для посева семян пшеницы: полить, насыпать зерно, засыпать землёй.
Цель: Прививать трудолюбие, умение наводить порядок на рабочем месте после окончания работы.
Наблюдение 25 февраля.
Из земли от луковиц появились перья зелёного лука. Посеянная трава взошла на 3 см.
Провели дидактическую игру «Вершки и корешки»
Цель: Закрепить знания детей о растениях. Развивать внимательность, интерес к игре.
Наблюдение 26 февраля.
Появились ростки тыквы и кабачка. Огурцы ещё не взошли.
В огороде посадили в стаканчик с землёй большую луковицу, землёй не засыпали.
Провели дидактическую игру «Что растёт на огороде, а что в саду?».
Цель: Расширять знания детей о различных растениях, уметь классифицировать по определённому признаку. Развивать речь, мышление.
Поливали все растения через 2 дня на третий.
Наблюдение 9 марта.
Огурцы взошли. Тыква и кабачок вытянулись, подставили палочки, подвязали ростки. У большой луковицы появилось 5 перьев зелёного лука по 4 см. Дети сделали зарисовки роста тыквы, составили схему роста растений.
Творчество: лепили из пластилина овощи и фрукты, рисовали наши растения с натуры.
Цель: Закрепить умение детей лепить различными способами, рисовать карандашами, подбирать правильно цвет, правильно передавать форму.
Наблюдение 12 марта.
Зелёные перья выросли на 15 см. Срезали на обед. У кабачка добавились и выросли листья. Огурец вытянулся, листья стали больше и крепче. Посадили чеснок луковицей и отдельными зубчиками. Посеяли пшеницу и рожь.
Беседа «Откуда хлеб пришёл?».
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, с профессиями хлебороба, комбайнёра. Проследить весь путь хлеба от колоска до буханки. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Цель: Формировать представление детей о профессии продавца, учить детей самостоятельно распределять роли продавец – покупатель. Воспитывать дружелюбие, умение договариваться.
Наблюдение 19 марта.
У чеснока появились зелёные перья 5 см. Рожь и пшеница взошла на 4 см.
Повернули стаканчики другой стороной к солнышку, чтобы растения изменили направления роста. Растения тянутся к солнышку. Взрыхлили землю деревянными палочками, сделали небольшие дырочки, чтобы в грунт поступал кислород. Побеседовали о том, что в природе эту роль выполняют червяки. Вспомнили приметы весны. Нарисовали схему роста кабачка, огурца и тыквы. Зарисовали перья лука и отметили на схеме рост растений. Составили таблицу роста лука, чеснока.
Наблюдения 23 марта.
Посев семян астры. Готовим грунт, разравниваем землю, поливаем, рассыпаем семена, засыпаем землей. Делаем ярлычок с названием и датой посева. Заметили с детьми, что три дня не было солнца, и растения вытянулись не сильно. Провели анализ и выяснили причинно-следственную связь: мало света – растения растут плохо, медленнее.
Наблюдение 25 марта.
Посеяли бархатцы. Сравнили принцип посева семян овощей и цветов. Отметили, что принцип одинаковый. Вспомнили про условия роста растений и уходу за ними.
Провели дидактическую игру «Рецепты»
Рассматривали иллюстрации с цветами. Закрепили знания о составе растений - корень, стебель, листья, цветок.
Провели беседу какой цветок тебе нравится и почему?
Цель: Расширять знания детей о цветах. Учить составлять небольшой рассказ о любимом цветке. Формировать умение слушать товарища. Воспитывать дружелюбие. Развивать память, мышление, разговорную речь. Прививать заботливое отношение к природе.
Нарисовали схему роста цветов. Создали коллективный коллаж «Клумба с цветами».
26 марта
Познавательная деятельность.
Подобрали с детьми книги о природе. Нашли интересные иллюстрации. Воспитатель предложила прослушать высказывания учёных и писателей о природе. Обсуждение: как ты понимаешь эти высказывания.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё - природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сода, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. В. Смирнов
Чистое настоящее – залог чистого будущего!
В капле чистой воды – весь мир. А в море отходов – все человеческие пороки.
В грязи не вырастут цветы!
Чистота нам говорит: Путь к спасению открыт!
Чистое будущее – в чистом настоящем.
В чистой воде отражается лучшее.
Чистая природа – крепкое здоровье.
Чистая природа – здоровая планета.
Чистый лес – совесть туриста.
Бережёная природа нас бережёт.
Человек разумный убери за собой.
Чем чище мир, тем здоровее мы.
Твои усилия и действия на благо планеты.
Чистый дом, чистая улица, чистый город.
Сочинили с детьми сказку «Как чистюля поссорился с грязнулей».
2 апреля
Провели экологическую викторину «Верю – не верю».
Цель: закрепить знания детей об окружающем мире.
У детей в руках по два кружочка: зелёный и красный. Дети должны поднять зелёный круг, если они согласны с утверждением, которое зачитывает воспитатель или красный круг, если, по их мнению, утверждение не верно. Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, опираясь на свои знания по теме «Окружающий мир». Целесообразно спрашивать у детей, почему именно они подняли круг определённого цвета.
Вопросы:
- медведи любят есть мёд?
- у берёзы весной бывают серёжки?
- дельфин – это животное, а не рыба?
- подснежники растут в январе?
- тигры живут на Северном полюсе?
- черника растёт на дереве?
5 апреля
Посеяли огурцы и перец болгарский.
Дети самостоятельно насыпали в ёмкость землю, полили, сделали дырочки, разложили семена, засыпали землёй, полили, накрыли плёнкой.
Беседа с детьми о том, какая бывает почва?
Цель: учить различать почву (песчаная, чернозём, лесная, расширять представление о многообразии неживой природы.
Игра «Экологический светофор».
У детей на столах по три круга. Зелёный - «нет вреда природе»; жёлтый - «ситуация выбора» и красный, который означает «опасность природе».
Ситуации: мальчик взял нож и стал сдирать бересту с берёзы; ребята посадили по краю оврага кустики ивы и полили их; две девочки решили покататься на велосипеде в лесу, но там не было асфальтированных дорожек. Как быть? Можно ли кататься по траве и цветам?
Рассказ воспитателя о лесе. Наш лес очень разнообразный. Он никогда не бывает скучным, закрытым для взора человека. Тропка в лесу может привести в укромный уголок, который ты раньше не видел. Лес прекрасен в любое время года. Весной мы радуемся пробуждению растений, животных и насекомых. Пение птиц и появление листвы радует нас. Невозможно оставаться равнодушными.
В России преобладают хвойные леса, лиственные и смешанные. Хвойные леса называют так, потому что в них растут хвойные деревья – ёлка, сосна. Лиственные леса с широколиственными деревьями – тополь, дуб, берёза. Почему может загореться лес? Сколько нужно времени, чтобы выросли большие деревья? Какое значение имеет лес в жизни человека?
Всё остальное время проекта дети ухаживали за растениями и высаживали вместе с воспитателем цветы в грунт, кабачки, огурцы в теплицу.