Ирина Родионова
Проект «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Этот загадочный космос».
Автор проекта : воспитатель
Тип проекта : информационно - познавательный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : краткосрочный;
Сроки реализации: апрель 2019
Возраст детей: 5 – 6 лет
Публикация «Проект „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования является, развитие детского творчества, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в ФГОС к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д)
В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Проблема:
Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Гипотеза: через проектную деятельность доказать, что самое загадочное и завораживающее в мире – это космос
Цель проекта : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи.
1. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
2. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
3. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
4. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Обогащение словаря:
Созвездия, кометы, планеты, солнечная система, метеорит, звездное небо, космическое пространство, К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина, космодром «Байконур», черная дыра, телескоп, звездочет, млечный путь, спутник, горизонт, луноход, скафандр, иллюминатор.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- презентация проекта.
Название итогового мероприятия проекта : Открытое занятие «Меж звезд и галактик».
Продукты проекта :
- для детей:
Традиционные и комплексные занятия по образовательным областям:
Область познания «Социальный/ природный мир»
Конспект НОД «Космос, звезды, вселенная».
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Рисование:
Конспект НОД «Загадочный Космос».
Лепка:
Конспект НОД «Забавные инопланетяне»
Познавательное развитие «Математика»
Конспект НОД «Путешествие в сказочный мир космоса»
• Подборка методической и художественной литературы: картотека загадок о космосе, чтение произведений о космосе :
1. Всемирная детская энциклопедия «Космос»Л. Бурмистрова;
2. Н. Носов «Незнайка на Луне»;
3. К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»;
4. Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»;
5. Е. П. Левитан «Звёздные сказки».
• Подборка тематических бесед:
1. Беседа: «Человек поднялся в небо»;
2. Беседа: «Первый космонавт»;
3. Беседа: «Планеты Солнечной системы».
• Подборка раскрасок «Загадочный космос».
• Подборка материала для создания дидактических игр - пазлы «Математический космос».
• Подборка иллюстративного материала по теме проекта.
• Подборка картотеки игр по теме проекта.
• Создание мини – музея: «Вот он какой – этот загадочный космос».
• Разные виды игр по теме проекта :
Дидактические игры:
1. «Разложи планеты на орбитах»,
2. «Найди пару»;
3. «Подбери пришельцу ракету»;
4. «Космос»;
5. «Подбери словечко».
Подвижные игры:
1. «Ждут нас быстрые ракеты»;
2. «Маленькие планеты»;
3. «Соберем космический мусор»;
4. «Космостарт»;
5. «Возвращение в луноход».
Физкультминутки:
1. «Космодром»;
2. «Полет на Марс»;
3. «Созвездия»;
4. «Отправляемся в полет»;
5. «Космонавт»;
6. «Космос».
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Космонавты»,
2. «Космическое путешествие».
Пальчиковая гимнастика:
1. «Мы космический отряд»;
2. «Космонавт»;
3. «Комета»;
4. «Будем в космосе летать»;
5. «Раз, два, три, четыре, пять»;
6. «В космосе сквозь толщу лет»;
7. «Утро….»;
8. «Посмотрите, луноход».
Прослушивание музыкальных композиций:
1. «Я-Земля!».
2. "На пыльных тропинках далёких планет. ".
3. "Мы в космос улетаем на работу. ".
4. Александр Зацепин «Тайна третьей планеты».
5. Ксения Ларионова «Ключ на старт».
6. Земляне «Трава у дома».
• Выставка детского рисунка «Космос глазами детей».
- для педагогов: создание предметной среды, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;
Представление на педагогическом совете презентации по теме проекта.
- для родителей:
Просмотр с родителями мультфильмов:
1. «Тайна красной планеты»,
2. «Загадочная планета»,
3. «Незнайка на Луне».
Консультации для родителей:
1. «Знакомим детей с космосом»;
2. «Расскажи детям о дне космонавтики»;
3. «Космос»;
4. «12 Апреля – Всемирный день Авиации и Космонавтики»;
5. «День космонавтики»;
6. «Земля – наш космический дом»;
7. «Полет к звездам»;
Привлечь родителей к созданию мини – музея по теме проекта : «Вот он какой – загадочный космос».
Паспорт проекта
Название проекта «Этот загадочный космос».
Разработчики проекта Воспитатели
Участники проекта Педагог, дети старшей группы, родители
Тип проекта Информационно – познавательный
Вид проекта Групповой, краткосрочный
Цель проекта Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи проекта 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Гипотеза через проектную деятельность доказать, что самое загадочное и завораживающее в мире – это космос.
Этапы проекта I Предварительный – социологический опрос, формулирование целей и задач проекта, изучение литературы по теме проекта.
II Продуктивный – сбор и систематизация информации по теме: «Вот он какой – этот загадочный космос»
III Заключительный - Развлечение: «Меж звезд и галактик» и совместное изготовление интерактивной папки – Лепбука.
Методы реализации - метод одномоментности;
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий по теме проекта);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (совместно с воспитателем изготовление «Красной книги» для использования ее в группе);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- мотивационный (убеждение, поощрение);
Ожидаемые результаты усвоение детьми представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
-Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
-Появление желания быть смелыми, сильными и выносливыми, как космонавты.
-Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Сроки реализации Краткосрочный
Формы взаимодействия с семьей
- Помощь родителей в подборе материалов, книг, игр по теме проекта.
- Участие в совместном изготовлении интерактивной папки – Лепбука «Космос».
- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.
- Создание Мини-музея «Наш космос»;
- Изготовление альбома «Первые космонавты» с использованием детского творчества.
Ожидаемый результат
Для детей:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД. Так же дети получат представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.
Для педагогов:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
Для родителей:
Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Список используемых источников:
1. Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008, стр. 235
2. Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г., стр350.
3. Блинов Л. «Когда планета кружится», Москва, «Книголюб», 2004г, стр. 156.
4. Бороздин В. «Первый в космосе», Москва, изд-во «Малыш», 1991, стр. 287.
5. Гризик Т. И. «Я и мир вокруг» изд-во «Просвещение», Москва, 2006, стр. 95.
6. Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г. стр. 456.
7. Калашников В. О звездах и планетах.
8. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2018.
9. Левитан Е. П. «Твоя Вселенная, «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», изд-во «Просвещение», 20012, стр. 325.
10. Леонов А. «Человек вышел в космос», Санкт-Петербург, изд-во «Юна», 2011, стр. 158.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
12. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007