Тарасенко Марина
Проект «Экспериментирование в неживой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экспериментирование в неживой природе»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта состоит в том, что неживая природа это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, необходимо предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывает бережное отношение к природным ресурсам.
Публикация «Проект „Экспериментирование в неживой природе“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи проекта :
1. Расширять представления о свойствах окружающего мира
2. Знакомить с различными свойствами воды, песка и воздуха
3. Учить детей делать выводы на основе опытов
4. Участвовать в посильной практической деятельности
5. Воспитывать бережное отношение к природе
Цель проекта :
Научить:
- Видеть и выделять проблему;
- Принимать и ставить цель;
- Решать проблемы;
- Анализировать объект или явление;
- Выделять существенные признаки и связи;
- Сопоставлять различные факты;
- Выдвигать гипотезы, предположения;
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности;
- Осуществлять эксперимент;
- Делать выводы.
Структура детского экспериментирования :
1. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание (что нужно сделать).
3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается).
4. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).
Перспективный план экспериментирования
с детьми старшей группы
на июнь
Неделя Название эксперимента Программные задачи Ход эксперимента
1 «Откуда берется песок» Закрепить свойства и качества песка, его происхождение; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.
1. Обследование песка
2. Рассматривание песка через лупу.
3. Сравнение сухого и влажного песка.
4. Что можно слепить из мокрого песка? – конкурс для детей.
3 «Свойства воздуха» Познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, легкий и т. д.) и его значением для всего живого. 1. Загадывание загадок о воздухе.
2. Появление Карлсона.
3. Исследование воздуха на запах и цвет.
4. Физкультминутка «Ветерок».
5. Закрепление свойств воздуха и его значения для всего живого.
4 «Какой вода имеет цвет?» Определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.
1. Опускание в воду предметов.
2. Исследование холодной и горячей воды.
3. Исследование воды на запах.
4. Заключительные выводы.
Перспективный план экспериментирования
с детьми старшей группы
на июль
Неделя Название эксперимента Программные задачи Ход эксперимента
1 «Зачем строителям необходим песок» показать на примере эксперимента использование песка в получение строительного раствора; попробовать самим сделать раствор и применить его по назначению; развивать познавательный интерес к изучению первоначальных знаний о строительстве; научить ценить труд людей. 1. Откуда берётся песок? (беседа с опытами) 2. Д/Игры «Если бы я был….» (черепахой, ящерицей. как прятался, как питался, как бегал)
3.«Для чего человеку песок и глина»
2 «Кто как летает по воздуху?» -Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
1. Отгадывание загадок
2. Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».
3. Эксперимент №2. «Есть ли воздух».
4. Эксперимент №3. «Давление воздуха».
5. Игра «Мыльные пузыри».
3 «Какая бывает вода» Закрепить знания детей о том, что вода бывает разная; активизировать и обогащать словарь детей существительными и прилагательными; развивать интерес к изучению окружающего мира. 1. Д/и «Какая бывает вода»
2. Эксперимент «Какой формы вода?»
3. Эксперимент «Вода – растворитель»
4. Игра. «Кто больше назовет съедобной жидкости».
Перспективный план экспериментирования
с детьми старшей группы
на август
Неделя Название эксперимента Программные задачи Ход эксперимента
1 «Поиск воздуха» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь. 1. Эксперименты с воздушными шариками.
2. Игра «Воздушные шары».
3. Изготовление бумажных корабликов.
4. Эксперимент с корабликами на воде.
2 «Песок и глина – наши помощники» Закреплять представления о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их. Закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Формировать понятие о том, что песок и глина – это полезные ископаемые. 1. Рассматривание песка и глины.
2. Исследование сухой и мокрой глины.
3. Рассматривание крупинок песка и глины через лупу.
4. Исследование сухого и мокрого песка.
5. Заключительные выводы.
4 «Вода – помощница» Закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. 1. Закрепление правил безопасности при экспериментировании.
2. Опыт с воздушными шариками.
3. Опыт на определение запаха воды
4. Опыт на определение цвета воды.
5. Опыт на определение формы воды.
6. Игры с водой.
Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования
1. «Как и почему вода льется?» ( Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.)
2. «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?» (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.)
3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше.)
4. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
5. «Измеряем воду». ( Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Бутылки емкостью 0,5 л); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
6. Помоги умыть Хрюшу». (Вода, ее взаимодействие с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной.)
7. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах.)
8. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер.)
9. «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, не летает – мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)
10. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество.)
Что нужно делать
для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).