Екатерина Постевая
Проект экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Вот оно какое море! Разноцветно-голубое!»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Введение
1.1 Актуальность.
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь эко ценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях.
Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.
Публикация «Проект экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Вот оно какое море! Разноцветно-голубое!“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Окружающее нас пространство заселяют множество живых существ и для них это тоже родной дом. Окружающая природа может научить нас многому, может оказать помощь, скрыть от врагов. Она помогает, оберегает, дает пищу, кров и жизнь. Каждый обитатель заботится о своем окружении, устраивая свои особенные жилища. Необходимо научить детей понимать, что и у человека есть свои обязанности по отношению к общему дому. Для этого в своей работе педагоги применяют различные виды деятельности : игра, наблюдение, экспериментирование т. д.
Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка. Маленькие дети часто задают вопросы, выслушав вопрос, педагог может не ответить на него, а посоветовать ребенку самому ответить, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, что будет с кусочком сахара, если его положить в воду» и т. д. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод экологического воспитания, ведь знания, почерпнутые не из книг, а полученные самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными.
1.2 Условия реализации проекта.
Продолжительность проекта 1,5 недели
1.3 Цель.
Создание условий для воспитания экологической культуры через экспериментально-познавательную деятельность.
Задачи
- расширить знания и представления детей о морях и океанах;
- формировать бережное отношение к природе, воспитывать желание охранять окружающую среду;
- дать представление о том, что в природе всё взаимосвязано;
- обеспечить благоприятные условия для экологического развития детей;
- подвести родителей к пониманию важности и значимости выдвинутой проблемы через организацию различных форм работы (консультации по теме, участие родителей в подготовке к проекту)
1.4 Ожидаемые результаты
Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту живой и неживой природы.
- Планирование работы.
1.5 Разработки конспектов (приложение)
1.6 Взаимосвязь участников проекта.
Основные участники проекта дети старшей группы «Пчёлки», их родители, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
-Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляет позновательную активность.
-Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и не принужденной обстановке, особенно-путем обсуждения в малых группах.
1.7 Интеграция образовательных областей.
-социально-коммуникативное развитие
-речевое развитие
-познавательное развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
2 Этапы проведения проекта.
1 этап – Подготовительный
Подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры; подбор игрового материала.
2 этап – Основной
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
1 день
«Наша Планета»
-Чтение экологической сказки о земле
-Просмотр познавательного мультфильма и беседа «Как появилась Земля»
-п/г «Планета Земля»
-Эксперимент «Вулкан» с. 142
Подготовка атрибутов к проведению экспериментов
2день
«Как появилась вода на Земле?»
- Чтение рассказа В. Квашин «Океан»
- Просмотр познавательного мультфильма и беседа «Как появились океаны»
-Музыкальная п/и «От ручейка до океана»
-Нетрадиционное рисование «Дождик»
Консультация
«Экологическое воспитание дошкольников»
3 день
«Обитатели морей и океанов» -Чтение сказки «Медуза по имени Хрустальная бусинка»
- Просмотр познавательного мультфильма и беседа «Эволюция рыб» «Хочу знать всё. Обитатели моря»
- П/и «Море волнуется раз»
- Опыт «Медуза в банке» с. 32 Подбор игр по теме
4 день
«Обитатели морей и океанов»
- Чтение сказки про водоросли
- Просмотр познавательного мультфильма и беседа «О водных растениях и водорослях»
- Нетрадиционное рисование «Рисуем море зубной пастой»
- Эксперимент «Извлечение звука из воды»
Составление альбома «Как мы отдыхали на море»
5 день
«Необычное море» - Чтение сказки о Мёртвом море
- Просмотр познавательного мультфильма и беседа «Почему вода в море солёная?»
- опыт «Заставь яйцо плавать» с. 49
- опыт с пластилином «Почему корабли не тонут?»
- Просмотр позновательного м/ф «Путешествие капельки» Конкурс дидактических пособий «Подводное царство»
6 день
«Там, где всегда холодно»
- Просмотр познавательного мультфильма и беседа «Северный ледовитый океан (Уроки тётушки Совы)»
- Опыт «Почему океан не замерзает?» с. 115 Помощь в подготовке к итоговому мероприятию
7 день
«Опасности моря» - Просмотр познавательного мультфильма и беседа «Чем опасен океан»
- Опыт «Торнадо в банке» с. 83 Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома»
8 день -Итоговое мероприятие
-Подведение итога конкурса, вручение дипломов.
3 этап
- Презентация проекта
3. Результаты проекта.
У детей появились обобщеные знания о морях и океанах. Они познакомились правилами проведения различных экспериментов и применяют их на практике.
4. Конечный продукт.
-Методические разработки занятий
-Методические рекомендации
Приложение1
Сказки
Экологическая сказка о Земле.
В далёком, далёком космосе жила была семья по фамилии «Солнечная система». Это была очень дружная и весё лая семья: шесть братьев: Уран, Нептун, Сатурн, Меркурии, Юпитер, Марс. И две сестры: Венера и Земля. Братья были бравые, сильные, могучие, а сёстры, как и все девочки, были очень милые, и романтичные. Сегодняшняя наша сказка о самой младшей сестре, по имени Земля.
Она была очень красивая, чистая, голубая планета. На ней было много морей, озёр и рек в которых водилось огромное множество рыб. Так же было много лесов и полей, где обитали различные животные. Небо на этой планете было таким голубым, а солнце таким ярким, что каждый живущий на этой планете радовался каждому дню. Вся семья очень любила свою младшую сестру, и она любила их всех. Но больше всего она любила жителей своей планеты, людей.
Люди земли ловили рыбу в реках, охотились на животных в лесах, строили здания, дороги, производили машины, которые ездили по этим дорогам. День и ночь эти машины выбрасывали в воздух огромное количество вредных веществ. И вот однажды вредных веществ стало так много, что наша красивая, голубая планета заболела. С каждым днем ее здоровье только ухудшалось: начали вянуть цветы, гибнуть животные, сохнуть листья на деревьях, а голубое и чистое небо стало мрачным и серым. А люди так же продолжали ездить на своих шумных, дымящих машинах С каждым днем красота земли увядала.
И вот однажды люди наконец то заметили, что трава стала не такой зеленой, что птицы перестали петь, а некоторые животные вообще исчезли с лица земли. Да и самим жителям Земли стало трудно дышать. Тут то люди и задумались: «Что же случилось?», «Почему так произошло?», «Почему заболела их любимая планета?».
Жители Земли начали проводить различные опыты и исследования, в ходе которых выяснили что причина болезни их планеты в них самих. Проблема заключалась в том, что машины, на которых люди любили ездить, очень сильно загрязняют воздух и он становится непригодным для жизни. Люди начали думать как помочь своей прекрасной Земле, как ее вылечить, какое им изобрести лекарство. Долго они думали, совещались и наконец решили вместо автомобилей использовать такой вид транспорта, который не загрязняет воздух: экологический (электромобили, велосипеды, самокаты, а кто то решил стать просто пешеходом.
И через некоторое время Земля начала выздоравливать. Снова зацвели цветы, запели птицы, а в голубом небе появилась радуга. С тех самых пор каждый год 22 сентября люди всей Земли проводят акцию «День без автомобиля», призывают всех отказаться от своего «железного коня» хотя бы на один день, что бы их любимая, чистая, голубая планета снова не заболела.
«Океан»
Виктор Квашин
Океан был всегда. Лежал он себе спокойно, смотрел на звезды, на солнце и думал о вечности.
Небо тоже было всегда. Но ему неудобно было смотреть на светила, оно было повернуто в сторону Океана и смотрело на него, тоже думало.
Так прошла целая вечность.
Надоело Небу смотреть на всегда спокойный Океан, сколько можно?
- Давай, хоть что-нибудь изменим, хоть немного! – говорит Небо.
- Делай, что хочешь, - отвечает Океан, - только не мешай мне размышлять.
Еще целую вечность думало Небо и придумало: сделало сушу. Сначала маленький кусочек земли бросило в воду, Океан даже и не заметил. Потом земля расти стала, все больше и больше, все шире и шире, мешать Океану стала. Зашевелился Океан, волны появились, сушу размывать начали. Так пошевелится океан и снова задумается, успокоится.
А Небу опять скучно стало, придумало оно зверей диковинных зубастых и в чешуе, на землю пустило. Сначала все спокойно было, потом расплодились звери, стали друг друга пожирать, вой подняли, отвлекли Океан от мыслей о вечном. Рассердился Океан, поднял огромные волны и погубил всех зверей разом. Снова спокойно стало.
Еще много времени минуло, Небо других зверей придумало, тихих, пушистых и смирных, чтобы Океану не досаждали. Ходят себе, пасутся, только скучно с ними, они даже не задумываются, кто их создал. Тогда Небо человека сделало, чтобы думать умел. Вот тут стало Небу интересно: что не увидят люди, сразу вопрос «Откуда? Почему? Для чего?». А поскольку любопытные были, много чего познали и придумали, хорошо жить стали, детенышей у них много. Зверей повыбили, стали землю пахать. Потом воевать задумали по всей земле. И такой шум подняли, что все-таки доняли Океан, на самом важном месте мысль перебили. Рассердился Океан, разлился на всю землю и погубил всех людей и всю прочую живность. Так, некоторые на горах уцелели, но это мелочи, некогда Океану было за ними гоняться.
И успокоился Океан, и снова задумался о вечном. А люди потихоньку с гор спустились, понемногу плодиться стали. Небо думает:
- Теперь-то тихо себя вести будут. Такой потоп разве забудешь?
И правда, люди хорошо себя ведут, за каждую мелочь Создателя-Небо благодарят, Океану жертвы приносят.
Много времени еще пролетело, забыли люди о великом потопе, да и в Создателя верить перестали, говорят: «Сказки все это!». А еще смышленее стали: зверей всех поели, землю перепахали, перерыли, города свои понастроили, а грязи развели - и все в Океан норовят сбросить. Океан уже опять сердится, волны большие пускает. А Небо его уговаривает потерпеть, все надеется до каждого докричаться, чтобы вспомнили, кто их создал и что раньше было.
Но людям некогда, они о своем думают, забыли, что Океан был всегда, и Небо тоже было всегда…
«Медуза по имени Хрустальная бусинка»
Жили – были, в море – океане, медузы. Дружно жили, весело. Во всём они друг другу помогали!
И вот, однажды, родилась в их семье необыкновенно - красивая медузочка. Крохотная – крохотная!
Она была такой малюсенькой и прозрачной, что её назвали Хрустальной бусинкой!
Шляпка у неё была украшена красивейшим, затейливым узором. Такого ни у кого больше не было! А её полупрозрачная, кружевная юбочка так легко скользила по воде, что вызывала всеобщее восхищение!
Все очень любили Хрустальную бусинку и, не переставая, любовались её красотой.
Мама учила медузочку хорошо плавать: и вверх, и вниз; говорила, что можно кушать, а что нельзя; пела ей песенки и рассказывала сказки. Ведь, это была очень заботливая мама!
И вот, пришло время научиться Хрустальной бусинке, спрыгивать с волны и уплывать в глубину. Это, чтобы её на берег не выбросило и о камни не разбило. Ведь, все знают – без воды, медузы жить не могут!
Взяла мама её за маленький щупалец и выбрала волну поменьше, так как тренироваться надо начинать постепенно!
Подхватила их волна и понесла к берегу. Мама дочке объясняет, что делать нужно, а та не слушает. Как увидела она зелёные листочки на берегу, да яркие цветочки на солнышке – обо всём на свете забыла!
- Мамочка! – Воскликнула она. – Я хочу туда, на берег! Посмотри, как там красиво! Всё такое разное, всё такое интересное!
- Нельзя, милая. – Ласково предупредила её мать. – Там опасно, на воздухе ты погибнешь! Давай, спрыгивай с волны. Уже пора!
И они спрыгнули.
Всю ночь не спала Хрустальная бусинка, всё о береге мечтала. И решила она убежать от мамы и посмотреть на красивые цветочки, поближе!
Встала она утром, пораньше, и отправилась искать самую большую волну. Это, чтобы уж точно, на берег попасть.
Подхватила её волна и, что - есть силы, понесла к берегу. Закружилась вода, запенилась. Со всего размаха выбросила волна медузочку на большие, острые камни.
Ах, как же больно малышка ударилась! Даже заплакала.
Услышала её плач медуза – мама и испугалась.
Стала у дельфина помощи просить:
- Выпрыгни из воды, столкни Хрустальную бусинку в воду. Прошу тебя!
- Прости, не могу. – Отказался дельфин. – Я о камни разобьюсь!
Испугалась медуза – мама ещё сильнее. Вдруг, никто не поможет её доченьке?
Увидела она, тут, краба и стала его о помощи просить:
- Выползи из воды, столкни Хрустальную бусинку обратно, в море! Прошу тебя!
- Ну, ладно. – Недовольно закряхтел краб. – Но, только, первый и последний раз помогу! Я своей жизнью, из-за непослушных детей, рисковать не хочу!
Вылез краб, осторожно, из воды и столкнул медузочку обратно, в воду.
Так, Хрустальная бусинка и спаслась! С тех пор она, всегда – всегда, и маму, и папу слушалась.
И ты, малыш – кашу кушай
И маму с папой, слушай!
А не будешь слушаться,
Лишь беда получится!
Сказка про водоросли
В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли : зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.
Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.
Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.
Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.
Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.
С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.
Сказка о Мертвом Море
Шелестит сухими губами о беспощадный берег Мертвое Море. Вздыхает всем своим изможденным, дряблым телом. но, ни единой волны не пробегает по его мутным серым бокам. И лишь морские камушки кичливо отодвигаются от своих сухопутных собратьев, горделиво прячутся в грязной стоячей воде.
Много, много жизней назад Море было совсем иным. Ясные синие воды сверкали и золотились, волны в хмельном буйстве кружили и вальсировали с барашками, чье руно отливало на солнце. бриллиантовым кружевом. Чайки парили над самой водой, то и дело ныряя за серебристыми рыбками. Количество жизней внутри было таково, что иногда Море шутливо рычало во сне на своих обитателей:
- Тихо вы, тихо! Неугомонные.
И те, хихикая, умолкали на доли секунд.
Ветер. Ветер обожал Море. Все реки, речушки, ручейки и лужицы, какие только мог, он тащил к Морю.
- Посмотрите, какое оно у меня кра-сиии-во-е.
И они, зачарованные, шли, бежали, наполняя Море собой. Рыбки шли нереститься только в самые прекрасные воды. Море нежилось, и сладко жмурясь, принимало в свои счастливые объятия и Ветер, и речушки, и рыбок. и даже сиротливый камушек, робко скатившийся с берега в ласковые воды.
Но там, в глубине Моря, там, где не слышали даже самые глубокие течения, говорили между собой камушки:
- Конечно. Мы - элита. Нельзя рассматривать как везение, данное нам свыше, право родится в лучшем из морей.
- Да, это оправданная честь Высокородных. И это наше Море. Зачем оно принимает всех подряд? Это мы - его суть, мы - его жизнь. Оно не бережет себя и губит нас.
- Нужно ему сообщить, что мы, его Основные Камни, не согласны с сегодняшним положением вещей.
От камня к камню, по всему дну морскому прошел недовольный рокот. Испугалось Море. Ветер ветром, а камни-то свои, родные! Первым делом оно отказало в приюте рекам, речушкам, ручейкам и лужицам.
- Что ты делаешь! - Ведь они питают тебя! - воскликнул Ветер.
- Я самодостаточно, - сказало Море. - И лишь ты, пытаясь подчинить меня себе, убеждаешь в обратном.
- Глупое.
- Ах, так!
- Но ведь ты.
- Убирайся! - зло прорычало море и плеснуло в лицо Ветру соленым плевком.
Много жизней спустя, шелестело море сухими губами о беспощадный берег. И говорили камни:
- Это Море для избранных. Только для нас. Нас достаточно.
Имитируя жизнь, кто как умел. А Море было мертво много жизней назад.
Приложение 2
Пальчиковые игра
«Планета Земля».
В тёмном небе звёзды светят.
Сжимают, разжимают кулачки.
Космонавт летит в ракете.
Ладони соединены под острым углом.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Указательным и большим пальцем делают
«очки» возле глаз.
Видит сверху он поля,
Загибают по одному пальцу.
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
Ладонями изображают шар.
Подвижная игра для детей 5-7 лет
«От ручейка до океана»
Цель: Знакомить и закреплять знания детей о тех местах, где может находиться вода. Способствовать развитию воображения, фантазии, творчества.
Совершенствовать умение двигаться легко, изящно, самостоятельно менять движения. Побуждать детей самостоятельно придумывать движения. Создавать условия для обучения детей ориентировке в пространстве.
Музыкальное сопровождение по усмотрению музыкального руководителя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поиграем с вами в игру, но прежде чем мы начнём играть, я хочу загадать вам загадку:
Есть она в реке и в кране,
В океане, в ручейке,
В чашке, чайнике, стакане,
И в тумане, в ванне, в бане.
Есть везде, нужна всегда,
Очень свежая…
(вода)
- Правильно, вода! И игра наша называется :
«От ручейка до океана»
Звучит музыка, дети произвольно двигаются по залу, выполняя любые танцевальные движения. Воспитатель произносит слово:
Ручеёк – дети берутся за руки и двигаются змейкой по залу.
Лужа – сбегаются в одну кучу и садятся на корточки.
Река – берутся парами за руки и идут по залу друг за другом.
Озеро – становятся в тесный круг, руки опущены и плечи соприкасаются.
Море – становятся в обычный хоровод, взявшись за руки.
Океан – поднимают руки вверх, максимально расширяя круг, тем самым показывая величие и мощь океана.
Когда дети запомнят все названия и фигуры, можно чередовать. Например, начинать с «моря» или с «реки» и далее по желанию педагога. Можно предложить детям самим придумать фигуры, обозначающие ручей, лужу, речку и т. д. Предлагаю использовать игру к теме о водных ресурсах, свойствах воды.
Приложение 3
Эксперимент «Делаем облако»
На столе стоит все небходимое для проведения опыта: банка, железная крышка, лед и чайник с кипящей или горячей водой. Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Опыт проводит воспитатель и комментирует по ходу выполнения.
- Давайте попробуем сами сделать дождь. Нам понадобится большая стеклянная банка (мы взяли трехлитровую, металлическая крышка, чтобы закрыть ее, и что-то холодное (у нас это формочки со льдом).
-Наливаю горячую воду в банку. Лед положу на железную крышку, а крышку на банку.
(Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку).
-Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются).
Воспитатель подводит детей к сл. выводу:
- Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что происходит со льдом на крышке и спрашивает детей, почему лед тает, почему рядом со льдом появилась вода. (В тепле лед тает, лед-это замершая вода)
Фиксирование результатов эксперимента.
-Итак, давайте проговорим, что мы использовали для проведения опыта и что мы делали.
(Воспитатель показывает схему опыта).
Формулировка выводов
-Так откуда идет дождь?