Петрова Юлия Васильевна
Проект «Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект по теме :
«Экосистема.
Изучение проблем экологии и методов их решения».
(для детей дошкольного возраста)
2018 г. - 2019 уч. г.
Подготовила воспитатель
МАДОУ №10 Петрова Ю. В.
Московская область,
г. о. Балашиха, мкр. Ольгино
2019 г.
Природа не имеет органов речи,
но создает языки и сердца,
Публикация «Проект „Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения“» размещена в разделах
при посредстве которых говорит и чувствует.
Природа — единственная книга,
на всех своих страницах заключающая глубокое содержание.
Иоганн Вольфганг Гёте
На сегодняшний день проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, формировать чувства любви к родному городу, селу, краю, к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине - особое внимание уделяется в детских садах».
С. Н. Николаева в свой книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения. Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
Хорошо привлекать внимание дошкольников к теме экологического воспитания с помощью загадок, сказок, потешек, поговорок, стихов, которые легко входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений и животных. Широко используется специально подобранная литература, содержание которой сочетается с другими видами деятельности; углубляется знакомство детей с произведениями различных авторов, которые ярко отражают события в природе, глубоко ее понимая и творческое отражение в литературно-художественных произведениях.
Вид проекта : долгосрочный.
Продолжительность проекта : сентябрь – апрель.
Цель:
1. Формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста.
2. Формировать и обогащать знания об экосистемах нашего края.
3. Обогащать словарный запас.
4. Формировать основы деятельности по охране и защите природы.
5. Прививать любовь к своему краю, своей стране, своей Родине, через формирование экологических культур.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием экосистем, их видами, особенностями строения и функционирования.
2. Формировать представление о необходимости сохранения и защиты экологических систем.
3. Заинтересовать воспитанников и родителей данной темой и
привлечь их к расширению знаний об экосистемах родного края.
4. Воспитывать желание охранять и защищать природу.
5. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
6. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
7. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.
Ожидаемый результат:
1. Сформировать представление об экосистемах родного края и формах их существования.
2. Сформировать представление о необходимости охраны и защиты живой природы.
3. Формировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе.
4. Прививать детям любовь и гордость за свою страну, ее богатства, ее людей, через формирование основ экологического воспитания.
5. Улучшать предметно-развивающую среду.
6. Развивать интерес к явлениям и объектам природы.
7. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Познавательное развитие:
1. Знакомить детей с экосистемами родного края в естественных природных условиях.
2. Закрепить представление о формах их существования и функционирования.
3. Установить причинно-следственные связи между разными формами экосистем.
4. Закрепить знания о необходимости экосистем.
5. Познакомить с мероприятиями, которыми человек может беречь, охранять и защищать природу своего края.
Речевое развитие:
1. Активизировать в речи названия обитателей экосистем и их жизнедеятельности.
2. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
3. Учить составлять описательный рассказ о жизни экосистем с помощью схем.
4. Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о природе и пересказывать их, запоминать стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
5. Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
6. Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
7. Развивать у детей потребность в общении.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
2. Развивать ролевое взаимодействие.
3. Учить заботиться и защищать природу.
4. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
5. Формировать самостоятельность, целенаправленность в исследовательской и познавательной деятельности.
6. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
7. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
8. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
9. Формировать основы безопасности в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности окружающей среды своего края.
2. Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о природе. Передавать с помощью движений и голоса красоту и любовь к родному краю
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество детей.
4. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов.
Физическое развитие:
1. Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
2. Развивать физические качества (силовые, скоростные, в том числе гибкости, выносливости, координации.)
3. Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Схема осуществления проекта :
1 блок (осень) – знакомство с экосистемами родного края
2 блок (зима) – закрепление темы, меры по защите и охране природы
3 блок (весна) – закрепление, подведение итогов
Подготовительный период
Составление плана работы по достижению цели проекта.
Подбор познавательного материала, художественных произведений.
Разработка мероприятий, конкурсов, экскурсий, праздников.
Провели тематическую встречу с родителями, с обсуждением возможных путей решения задач проекта, каким образом лучше доносить материал до детей и какие мероприятия провести по привитию навыков охраны окружающей среды и бережному отношению к природе.
Дети вместе с родителями и воспитателями делали стенгазеты, поделки, участвовали в организации экскурсий в природу. Собирали литературу и иллюстрации по экосистемам нашего края.
1 БЛОК – ОСЕНЬ
1. Провести познавательное занятия с детьми «Понятие экосистема нашего края : «Что такое экосистема и какие экосистемы можно наблюдать в своем крае».
Цель: Закрепить знания об экосистемах, их разнообразии и необходимости. Формировать любознательность к окружающему миру.
2. Познавательное занятие о видах экосистем : «Луг», «Пруд», «Лиственный лес», «Болото», «Горная система» - их функционировании.
Рисунки детей «Луг», «Речные обитатели», «Как я провел лето», «Лиственный лес», «Обитатели болота», и др.
Цель: Закреплять знания о видах экосистем нашего края. Развивать умение переносить задуманное на бумагу. Развивать творческие способности детей. Организовать выставку рисунков.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Цель: Закрепить знания о взаимосвязях в экосистемах. Закрепить понятие «Пищевая цепочка». Развивать наблюдательность, внимание, речь.
4. Прогулка: «Наблюдение за экосистемой города : растения на нашем участке».
Цель: Выделить признаки экосистемы города. Наблюдения за сезонными изменениями.
Вызвать у детей желание проявлять заботу о природе и рассказать о мерах защиты и восстановления природы. Воспитывать трудолюбие и сплоченность в коллективе.
5. Изготовление поделок «Мини-экосистема» совместно с родителями и воспитателями. Прошел конкурс поделок. Учитывалась оригинальность в оформлении.
Цель: Привлечь детей и родителей к участию в конкурсе. Повышать творческие способности и активность родителей. Воспитывать любовь к живой природе.
6. Разучивание стихов о жителях леса, о природе. Отгадывание загадок о животных и растениях;
Цель: Развивать память, внимание, мышление. Учить эмоциональному отклику. Формировать патриотические чувства через чтение и разучивание стихов и русский народный фольклор.
7. Просмотр презентации «Экосистема нашего края. Охрана и восстановление»
Цель: Формирование наглядного образа и представления об экосистемах, существующих в природе.
8. Чтение художественной литературы: Бианки, «Подкидыш», М. Горький. «Воробьишко», В. Берестов «Птицы», «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; B.Бианки. «Сова», С. В. Образцов «Ничего особенного», А. Прокофьев «Снегири», М. Н. Богданова «Домашний воробей». К. Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона»., Л. Толстой. «Лев и собачка».
Цель: Продолжать знакомить с книгами. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
9. Вечер дидактических игр «Живое - неживое» : «Я знаю 5 названий….», «живая природа это.», «неживая природа это…»,
Цель: закреплять полученные знания, учить различать живу и неживую природу,выделить главные отличительные признаки растений и животных, развивать логическое мышление, память, внимание.
2 БЛОК – ЗИМА
1. Театрализованные игры: «В зимний лес за приключениями», «Животные нашего леса», «Как Лисенок в гости ходил», игра –пантомима «Медвежата», «Был у зайца огород», игры-пантомимы. Кукольный спектакль «Где и как зимуют насекомые?». «Кому и для чего зубы нужны?»
Цель: Расширять знания детей о взаимосвязи организмов в экосистеме. Закреплять навык бережного отношение к природе.
2. Дидактические игры «Назови ласково», «Узнай, чьи лапы», «Чем питается?» «Где живет. ?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?»,
Цель: Обобщать знания детей о природе. Развивать активность, внимание, память.
3. Пополнение библиотеки в группе. Знакомство с книгами о природе нашего края. Чтение рассказов. Рассматривание иллюстраций. Составление рассказов о природе нашего края. Создание лепбука «Экосистема».
Цель: Расширять знания детей о жизни экосистем зимой, в суровых условиях. Развивать речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Продолжать знакомить детей с пословицами и народными приметами о природе. Заучивание пословиц наизусть.
Цель: Познакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к природе родного края. Развивать память, мышление.
5. Составление рассказов и загадок о природных явлениях и жителях экосистем. (НОД)
Цель: Развивать у детей связную речь, умение составлять рассказы и придумывать загадки. Пополнять словарный запас детей.
6. НОД «Чтение письма из грустного леса?». Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга», о ее назначении, демонстрация рисунков, слайдов, таблиц, с изображением некоторых животных занесенных в Красную книгу.
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
7. Просмотр диафильма «Наша Красная книга». Рассказ о причинах сокращения видов животных и растений (вырубка, браконьерство, загрязнение воды, воздуха)
Цель: Развивать у детей чувство сопереживания природе. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры необходимые для их охраны.
8. Рассматривание иллюстраций «Природа родного края».
Цель: Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Воспитывать патриотические чувства. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
9. Экологическое мероприятие «Мы друзья природы» с участием родителей. Акция по сбору корма для птиц - крупа, зерно, семечки, орешки, кусочки хлеба.
Цель: Закреплять знания детей о животном мире. Формировать навыки охраны и защиты животного мира. Подведены итоги.
Дети и родители награждены грамотами за активное участие в проведении акции и экологическом мероприятии.
10. Конкурс на лучший рисунок-плакат: «Береги землю от мусора» с участием родителей.
Цель: Развивать творческие способности детей, умение действовать коллективно. Воспитывать активность и любовь к природе родного края.
11. Прослушивание музыкальных композиций: «Листопад», муз. Т. Потапенко, муз. С. Прокофьева; «Зима», «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц».
Цель: Развивать музыкальную память, приобщать к музыкальному искусству.
12. НОД «Будь природе другом» Беседа почему становятся редкими, исчезающими многие растения и животные. Знакомство с правилами друзей природы и с основными знаками-символами по охране природы. Цель: Развивать логику, внимание, память, мышление. Закрепить знания по материалу.
13. Провести КВН и викторину «Знатоки леса», «Путешествие в страну знаний», «Волшебная книга».
Цель: Обобщить и выявить знания детей о природе, о мероприятиях по охране и защите. Воспитывать коллективизм, командный дух, любовь к родному краю.
14. Творческие работы детей об окружающей природе по лепке, рисованию, аппликации (НОД)
Цель: Развивать творческие способности детей.
Учить работать коллективно. Закреплять знания детей об экосистемах, формировать желание заботиться и защищать живую природу.
Организована выставка творческих работ.
3 БЛОК – ВЕСНА
1. Экскурсия «В гости к весне». Наблюдение за неживой природой, за изменениями в живой природе.
Рисование на тему «Весна в природе», «Первоцветы». Ведение календаря погодных изменений в природе весной.
Цель: Систематизировать знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности изменений в экоцепочках.
2. Акция «Берегите землю».
Цель: Привлечь детей и взрослых к созданию газеты по акции. Воспитывать патриотические чувства. Повышать творческие способности и активность родителей. Воспитывать любовь к живой природе.
3. Творческие работы детей о живой и неживой природе на лепке, рисовании, аппликации (НОД)
Цель: Развивать творческие способности детей. Учить мыслить.
Закреплять знания детей о живой и неживой природе.
Выставка творческих работ.
4.«Праздник друзей природы». Участие в празднике. Исполнение песен, танцев.
Цель: Вызвать у детей праздничное настроение. Закреплять и обобщать основные знания и умения, полученные за год. Выявить степень усвоения знаний по основным темам.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Итоговая беседа: дети ответили на поставленные вопросы воспитателя и решили поставленную проблему проекта – «Что такое экосистема? Какие виды экосистем существуют, взаимосвязь и структура видов в экосистеме. Какие существуют глобальные проблемы загрязнения и уничтожения окружающей природы. Какие мероприятия нужно проводить по охране и защите. Была привлечена помощь родителей к совместному решению целей проекта.
Цель: Обобщить знания детей об экосистемах, о том, почему нужно заботиться о природе, о существовании глобальных проблем загрязнения окружающей среды и мерах ее восстановления. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Подготовка материала к презентации проекта.