Папки-передвижки

Проект «Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения»

Петрова Юлия Васильевна
Проект «Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологический проект по теме :

«Экосистема.

Изучение проблем экологии и методов их решения».

(для детей дошкольного возраста)

2018 г. - 2019 уч. г.

Подготовила воспитатель

МАДОУ №10 Петрова Ю. В.

Московская область,

г. о. Балашиха, мкр. Ольгино

2019 г.

Природа не имеет органов речи,

но создает языки и сердца,

Публикация «Проект „Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения“» размещена в разделах

при посредстве которых говорит и чувствует.

Природа — единственная книга,

на всех своих страницах заключающая глубокое содержание.

Иоганн Вольфганг Гёте

На сегодняшний день проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, формировать чувства любви к родному городу, селу, краю, к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине - особое внимание уделяется в детских садах».

С. Н. Николаева в свой книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения. Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

Хорошо привлекать внимание дошкольников к теме экологического воспитания с помощью загадок, сказок, потешек, поговорок, стихов, которые легко входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений и животных. Широко используется специально подобранная литература, содержание которой сочетается с другими видами деятельности; углубляется знакомство детей с произведениями различных авторов, которые ярко отражают события в природе, глубоко ее понимая и творческое отражение в литературно-художественных произведениях.

Вид проекта : долгосрочный.

Продолжительность проекта : сентябрь – апрель.

Цель:

1. Формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста.

2. Формировать и обогащать знания об экосистемах нашего края.

3. Обогащать словарный запас.

4. Формировать основы деятельности по охране и защите природы.

5. Прививать любовь к своему краю, своей стране, своей Родине, через формирование экологических культур.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием экосистем, их видами, особенностями строения и функционирования.

2. Формировать представление о необходимости сохранения и защиты экологических систем.

3. Заинтересовать воспитанников и родителей данной темой и

привлечь их к расширению знаний об экосистемах родного края.

4. Воспитывать желание охранять и защищать природу.

5. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

6. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

7. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Ожидаемый результат:

1. Сформировать представление об экосистемах родного края и формах их существования.

2. Сформировать представление о необходимости охраны и защиты живой природы.

3. Формировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе.

4. Прививать детям любовь и гордость за свою страну, ее богатства, ее людей, через формирование основ экологического воспитания.

5. Улучшать предметно-развивающую среду.

6. Развивать интерес к явлениям и объектам природы.

7. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Познавательное развитие:

1. Знакомить детей с экосистемами родного края в естественных природных условиях.

2. Закрепить представление о формах их существования и функционирования.

3. Установить причинно-следственные связи между разными формами экосистем.

4. Закрепить знания о необходимости экосистем.

5. Познакомить с мероприятиями, которыми человек может беречь, охранять и защищать природу своего края.

Речевое развитие:

1. Активизировать в речи названия обитателей экосистем и их жизнедеятельности.

2. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

3. Учить составлять описательный рассказ о жизни экосистем с помощью схем.

4. Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о природе и пересказывать их, запоминать стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

5. Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

6. Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

7. Развивать у детей потребность в общении.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

2. Развивать ролевое взаимодействие.

3. Учить заботиться и защищать природу.

4. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

5. Формировать самостоятельность, целенаправленность в исследовательской и познавательной деятельности.

6. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

7. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

8. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.

9. Формировать основы безопасности в быту, социуме, природе.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности окружающей среды своего края.

2. Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о природе. Передавать с помощью движений и голоса красоту и любовь к родному краю

3. Активизировать воображение, инициативу, творчество детей.

4. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов.

Физическое развитие:

1. Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

2. Развивать физические качества (силовые, скоростные, в том числе гибкости, выносливости, координации.)

3. Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Схема осуществления проекта :

1 блок (осень) – знакомство с экосистемами родного края

2 блок (зима) – закрепление темы, меры по защите и охране природы

3 блок (весна) – закрепление, подведение итогов

Подготовительный период

Составление плана работы по достижению цели проекта.

Подбор познавательного материала, художественных произведений.

Разработка мероприятий, конкурсов, экскурсий, праздников.

Провели тематическую встречу с родителями, с обсуждением возможных путей решения задач проекта, каким образом лучше доносить материал до детей и какие мероприятия провести по привитию навыков охраны окружающей среды и бережному отношению к природе.

Дети вместе с родителями и воспитателями делали стенгазеты, поделки, участвовали в организации экскурсий в природу. Собирали литературу и иллюстрации по экосистемам нашего края.

1 БЛОК – ОСЕНЬ

1. Провести познавательное занятия с детьми «Понятие экосистема нашего края : «Что такое экосистема и какие экосистемы можно наблюдать в своем крае».

Цель: Закрепить знания об экосистемах, их разнообразии и необходимости. Формировать любознательность к окружающему миру.

2. Познавательное занятие о видах экосистем : «Луг», «Пруд», «Лиственный лес», «Болото», «Горная система» - их функционировании.

Рисунки детей «Луг», «Речные обитатели», «Как я провел лето», «Лиственный лес», «Обитатели болота», и др.

Цель: Закреплять знания о видах экосистем нашего края. Развивать умение переносить задуманное на бумагу. Развивать творческие способности детей. Организовать выставку рисунков.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Цель: Закрепить знания о взаимосвязях в экосистемах. Закрепить понятие «Пищевая цепочка». Развивать наблюдательность, внимание, речь.

4. Прогулка: «Наблюдение за экосистемой города : растения на нашем участке».

Цель: Выделить признаки экосистемы города. Наблюдения за сезонными изменениями.

Вызвать у детей желание проявлять заботу о природе и рассказать о мерах защиты и восстановления природы. Воспитывать трудолюбие и сплоченность в коллективе.

5. Изготовление поделок «Мини-экосистема» совместно с родителями и воспитателями. Прошел конкурс поделок. Учитывалась оригинальность в оформлении.

Цель: Привлечь детей и родителей к участию в конкурсе. Повышать творческие способности и активность родителей. Воспитывать любовь к живой природе.

6. Разучивание стихов о жителях леса, о природе. Отгадывание загадок о животных и растениях;

Цель: Развивать память, внимание, мышление. Учить эмоциональному отклику. Формировать патриотические чувства через чтение и разучивание стихов и русский народный фольклор.

7. Просмотр презентации «Экосистема нашего края. Охрана и восстановление»

Цель: Формирование наглядного образа и представления об экосистемах, существующих в природе.

8. Чтение художественной литературы: Бианки, «Подкидыш», М. Горький. «Воробьишко», В. Берестов «Птицы», «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; B.Бианки. «Сова», С. В. Образцов «Ничего особенного», А. Прокофьев «Снегири», М. Н. Богданова «Домашний воробей». К. Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона»., Л. Толстой. «Лев и собачка».

Цель: Продолжать знакомить с книгами. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

9. Вечер дидактических игр «Живое - неживое» : «Я знаю 5 названий….», «живая природа это.», «неживая природа это…»,

Цель: закреплять полученные знания, учить различать живу и неживую природу,выделить главные отличительные признаки растений и животных, развивать логическое мышление, память, внимание.

2 БЛОК – ЗИМА

1. Театрализованные игры: «В зимний лес за приключениями», «Животные нашего леса», «Как Лисенок в гости ходил», игра –пантомима «Медвежата», «Был у зайца огород», игры-пантомимы. Кукольный спектакль «Где и как зимуют насекомые?». «Кому и для чего зубы нужны?»

Цель: Расширять знания детей о взаимосвязи организмов в экосистеме. Закреплять навык бережного отношение к природе.

2. Дидактические игры «Назови ласково», «Узнай, чьи лапы», «Чем питается?» «Где живет. ?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?»,

Цель: Обобщать знания детей о природе. Развивать активность, внимание, память.

3. Пополнение библиотеки в группе. Знакомство с книгами о природе нашего края. Чтение рассказов. Рассматривание иллюстраций. Составление рассказов о природе нашего края. Создание лепбука «Экосистема».

Цель: Расширять знания детей о жизни экосистем зимой, в суровых условиях. Развивать речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Продолжать знакомить детей с пословицами и народными приметами о природе. Заучивание пословиц наизусть.

Цель: Познакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к природе родного края. Развивать память, мышление.

5. Составление рассказов и загадок о природных явлениях и жителях экосистем. (НОД)

Цель: Развивать у детей связную речь, умение составлять рассказы и придумывать загадки. Пополнять словарный запас детей.

6. НОД «Чтение письма из грустного леса?». Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга», о ее назначении, демонстрация рисунков, слайдов, таблиц, с изображением некоторых животных занесенных в Красную книгу.

Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

7. Просмотр диафильма «Наша Красная книга». Рассказ о причинах сокращения видов животных и растений (вырубка, браконьерство, загрязнение воды, воздуха)

Цель: Развивать у детей чувство сопереживания природе. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры необходимые для их охраны.

8. Рассматривание иллюстраций «Природа родного края».

Цель: Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Воспитывать патриотические чувства. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

9. Экологическое мероприятие «Мы друзья природы» с участием родителей. Акция по сбору корма для птиц - крупа, зерно, семечки, орешки, кусочки хлеба.

Цель: Закреплять знания детей о животном мире. Формировать навыки охраны и защиты животного мира. Подведены итоги.

Дети и родители награждены грамотами за активное участие в проведении акции и экологическом мероприятии.

10. Конкурс на лучший рисунок-плакат: «Береги землю от мусора» с участием родителей.

Цель: Развивать творческие способности детей, умение действовать коллективно. Воспитывать активность и любовь к природе родного края.

11. Прослушивание музыкальных композиций: «Листопад», муз. Т. Потапенко, муз. С. Прокофьева; «Зима», «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц».

Цель: Развивать музыкальную память, приобщать к музыкальному искусству.

12. НОД «Будь природе другом» Беседа почему становятся редкими, исчезающими многие растения и животные. Знакомство с правилами друзей природы и с основными знаками-символами по охране природы. Цель: Развивать логику, внимание, память, мышление. Закрепить знания по материалу.

13. Провести КВН и викторину «Знатоки леса», «Путешествие в страну знаний», «Волшебная книга».

Цель: Обобщить и выявить знания детей о природе, о мероприятиях по охране и защите. Воспитывать коллективизм, командный дух, любовь к родному краю.

14. Творческие работы детей об окружающей природе по лепке, рисованию, аппликации (НОД)

Цель: Развивать творческие способности детей.

Учить работать коллективно. Закреплять знания детей об экосистемах, формировать желание заботиться и защищать живую природу.

Организована выставка творческих работ.

3 БЛОК – ВЕСНА

1. Экскурсия «В гости к весне». Наблюдение за неживой природой, за изменениями в живой природе.

Рисование на тему «Весна в природе», «Первоцветы». Ведение календаря погодных изменений в природе весной.

Цель: Систематизировать знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности изменений в экоцепочках.

2. Акция «Берегите землю».

Цель: Привлечь детей и взрослых к созданию газеты по акции. Воспитывать патриотические чувства. Повышать творческие способности и активность родителей. Воспитывать любовь к живой природе.

3. Творческие работы детей о живой и неживой природе на лепке, рисовании, аппликации (НОД)

Цель: Развивать творческие способности детей. Учить мыслить.

Закреплять знания детей о живой и неживой природе.

Выставка творческих работ.

4.«Праздник друзей природы». Участие в празднике. Исполнение песен, танцев.

Цель: Вызвать у детей праздничное настроение. Закреплять и обобщать основные знания и умения, полученные за год. Выявить степень усвоения знаний по основным темам.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Итоговая беседа: дети ответили на поставленные вопросы воспитателя и решили поставленную проблему проекта – «Что такое экосистема? Какие виды экосистем существуют, взаимосвязь и структура видов в экосистеме. Какие существуют глобальные проблемы загрязнения и уничтожения окружающей природы. Какие мероприятия нужно проводить по охране и защите. Была привлечена помощь родителей к совместному решению целей проекта.

Цель: Обобщить знания детей об экосистемах, о том, почему нужно заботиться о природе, о существовании глобальных проблем загрязнения окружающей среды и мерах ее восстановления. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Подготовка материала к презентации проекта.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Доклад-отчет.

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования «Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования» Одна из главных задач воспитания и развития.

Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка Игротерапия Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми,.

Информационно-реферативный проект «Изучение творчества сибирских писателей и поэтов» Этот проект занял 2 место в конкурсе. Возможно, кому-то пригодиться. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города.

Исследовательский проект «Изучение космоса»Исследовательский проект «Изучение космоса» Стенькина Н. В. Проект проводился в старшей группе Тип проекта: обучающий, исследовательский. Продолжительность проекта: 6 дней. Цель: Поддерживать.

Лэпбук «Экосистема» для младшей группыЛэпбук «Экосистема» для младшей группы Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№21 «Лесовичок» г. о. Балашиха, Московская обл. Лэпбук «Экосистема» (для младшей.

Мастер-класс для воспитателей «Экология и экосистема» Познавательно – исследовательская деятельность экологического содержания в условиях реализации ФГОС ДО. Экология и экосистема. Педагоги.

Проект «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития.

Психологический практикум для педагогов ДОУ «А из проблем мы свяжем коврик» Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о такой важной проблеме, как профессиональное выгорание педагога. Это волнует.

Театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, или наоборот, чрезмерно застенчив. Как правило, такие состояния возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения»
Опубликовано: 13 июня 2019 в 17:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения»» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Юлия Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД