Зульфия Курбаналиева
Мастер-класс для воспитателей «Экология и экосистема»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательская деятельность экологического содержания в условиях реализации ФГОС ДО.
Педагоги заходят в зал им раздают эмблемы с изображением животных.
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой их обитания. (Ареал)
Термин экология впервые был введен в 1886 году немецким биологом Эрнестом Геккелем.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Экология и экосистема“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Говоря об экологии невозможно не сказать о экосистеме они неразрывно связанны между собой
Экосистема (от греч. Oikos – жилище, местообитание) – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в которой все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.
Элементы окружающей среды, оказывающие непосредственное влияние на живые организмы и характер их отношений, называются экологическими факторами. Экологические факторы подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
Слайд 2
Абиотические факторы – это экологические факторы неживой природы. К абиотическим факторам относятся космические, планетарные климатические и почвенные элементы среды.
Биотические факторы – это экологические факторы живой природы. К биотическим факторам относятся количество, рост и возраст разных видов живых организмов, забота о потомстве, внутривидовая и межвидовая конкуренция, разные формы пищевых связей (например, взаимоотношения хищник – жертва или паразит – хозяин).
Антропогенные факторы складываются из прямого и косвенного воздействия человека на природу: вырубка лесов, распашка полей, истребление или переселение животных и растений, загрязнение воды, почвы и атмосферы. Наиболее ощутимое воздействие на природу связано с работой промышленных предприятий и применением тяжелой техники. В этих случаях антропогенные факторы называются техногенными. Природных комплексов на Земле много. Есть более крупные – это биосфера, географические пояса и зоны. Есть более мелкие природные комплексы, которые выделяются внутри, крупных. Например, в лесной географической зоне выделяются отдельные леса, луга, болота, реки и озера. Все эти крупные и мелкие природные комплексы являются экосистемами, которые тесно связаны друг с другом и образованы в результате эволюции биосферы. Океан и небольшой пруд, тайга и гнилое дерево представляют собой экосистемы.
Основное отличие природных и антропогенных экосистем заключается в биологическом разнообразии (биоразнообразии) видов. Биоразнообразие обеспечивает жизнеспособность (устойчивость) экосистем.
Слайд 3
Виды экосистем
Микроэкосистемы
ствол гниющего
дерева
-лужи
- пенек
- муравейник Мезоэкосистемы
- лес
- луг
- река Макроэкосистемы
- природные зоны
- океан
- биосфера
- географическая оболочка
Каждая природная экосистема имеет установившуюся структуру (строение) и состоит из двух основных частей – абиотической и биотической.
Абиотическая среда – часть экосистемы, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепло, питательные вещества. Она обеспечивает условия жизни живым организмам.
Биотическая среда – часть экосистемы, которая состоит из групп организмов. Представители живой природы в экосистемах подразделяются на категории (группы) в зависимости от типа их жизнедеятельности: (Абиотическая среда это условия для Биотическая среда)то есть без условий для жизни не может быть жизни.
Слайд 4
1. Продуценты (от латин. Producentis – производящий) – РАСТЕНИЯ - с помощью фотосинтеза они создают органическое вещество и выделяют кислород в атмосферу. К ним относятся зеленые растения (трава, деревья, синезеленые водоросли и фотосинтезирующие бактерии.
Слайд 5
2. Консументы (от латин. Consumo – потребляю) – ЖИВОТНЫЕ, питающиеся продуцентами (первичные консументы или травоядные) и консументами (вторичные консументы или плотоядные). Виды, употребляющие как растительную, так и животную пищи, относятся к всеядным. К консументам относятся звери, птицы, рыбы и насекомые. Если одно животное охотится за другим и съедает его, их взаимоотношения определяются как хищник - жертва (например, волк и заяц). А если одно животное длительное время существует за счет другого (будь то растение или животное, причиняя ему вред, их взаимоотношения определяются как хозяин – паразит (например, глисты).
Слайд 6
3. Детритофаги (от греч. Detritus – истертый и phagos – пожиратель) – ПАДАЛЬЩИКИ - питаются отмершими растительными остатками и трупами животных. К детритофагам относятся дождевые черви, крабы, муравьи, жуки навозники, крысы, шакалы, грифы, вороны, угри и др.
Слайд 7
4. Редуценты (от латин. Reducentis – возвращающий) – УТИЛИЗАТОРЫ - организмы, питающиеся мертвыми органическими остатками и разлагающие их до минерального вещества. К редуцентам относятся бактерии, низшие грибы.
Все эти сложные термины только для вашего понимания, с детьми мы используем понятия привычные для них. Важно, чтобы это понимал педагог и мог на более простом и доступном уровне объяснить детям.
Пищевые цепи.
В природной экосистеме не существует отходов. Все организмы потенциально являются пищей для других организмов. Питательные вещества, таким образом, переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи. Начало пищевым цепям дают продуценты (растения). Они усваивают из окружающей среды воду, неорганические (минеральные) вещества, углекислый газ, кислород и с помощью фотосинтеза строят свое тело. Пищевых цепей в сообществах бывают (коротких и длинных) Длинная цепь: ель, белка, лиса, медведь, ворона, низшие гриба. Короткая: малина, медведь, ворона, бактерии. – их великое множество. Пищевые цепочки в разные сезоны года различны. Важно знать, что есть формула пищевых цепочек
Слайд 8
Р - растения,
РЖ – растительноядные животные,
ХЖ – хищные животные,
ВЖ - всеядные животные,
П - падальщики,
У - утилизаторы.
Слайд 9
Рассмотрим примеры пищевые цепочек в лесном сообществе:
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ:
Следует обратить внимание на то, что некоторые виды изучаемого сообщества повторяются в разных пищевых цепочках. Простые и сложные пищевые цепи связаны между собой и образуют обширную сеть.
Давайте рассмотрим несколько, игр которые мы можем предложить детям для лучшего понимания пищевых цепочек. Надо дать детям возможность самим построить цепочки если у них не получиться тогда следует им помочь. Для того, чтоб помочь детям мы продолжим им угадать загадки, это будет хорошей подсказкой для них. (кто за кем стоит)
Игры малой подвижности, они полностью отвечают требованиям ФГОС ДО.
Слайд 10
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (Грибок)
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (Волк)
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь)
Хочу сразу сказать здесь вы можете подсказать ребенку.
Если я на колбасе -
стала та негодная.
Если я сижу на сыре -
То я благородная! (плесень)
Косою острой скошено,
горой высокой сложено. (Трава)
Ворует крошки
Боится кошки. (Мышь)
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове).
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
Всех букашек он сильней
Наш трудяга (муравей.)
Плесень
Трава
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (Синица).
Враг полевок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… Куница
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас. Бактерии
Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок (Гусеница)
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
Только, каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)
Вот мы и построили пищевые цепочки.
Игры малой подвижности, они полностью отвечают требованиям ФГОС ДО.
Ручеек,
Игра Пищевая сеть,
Игра кто за кем стоит. (пищевая цепь)