Наталья Багаева
Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»
Паспорт Проекта
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении
Обоснование актуальности Проекта Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б. Г. Ананьев, Л. И. БожовичЛ. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.).
Публикация «Проект „Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными, на огороде, в цветнике, на прогулках.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т. е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры. Методологический базис Проекта Проблема : как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста?Цель Проекта : создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;
• экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования;
• будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
• будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
• изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;
• разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста;
• сделать выводы по результатам реализации проекта;
• формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях;
• изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;
• исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов;
• развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
• отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
• изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.
Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт- (А. С. Арсеньев, П. П. Блонский, Л. А. Венгер, В. И. Вернадский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Головлев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, П. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин).
Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н. Д. Зверев, Н. Н. Кондратьева, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. Н. Николаева, на разработанную психологами теорию деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн).
Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГОС;
• в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;
• в разработке инновационной модели эколого-развивающей предметной среды ДОУ на модульно-компетентностной основе;
• в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность.
Участники Педагоги, дети, родители
Срок реализации Весенне-летний период (март-апрель-май-июнь)
Функции проекта Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания.
Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего).
Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира.
Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Рейтинговая – показывает диапазон способностей и компетенций детей дошкольного возраста.
Интеграция познавательных областей Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.
Предполагаемые результаты
• повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
• у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
• формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
• дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.
Реализация проекта
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки :
Цветник Кустарники Деревья Птицы Альпийская горка
«Цветник» - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Многолетние и однолетние
цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.
«Кустарники»
«Деревья» -закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Сирень;
черноплодная рябина;берёза;сосна;клён;каштан;тополь;осина.
«Птицы» -углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;
-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к птицам. Птицы:голуби, воробьи, вороны, сороки. Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.
«Альпийская горка»-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;
- воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга.
Цветы: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, лилейник,лесная фиалка,клевер.
Травы, насекомые.
1 этап. Подготовительный Задачами реализации проекта на первом этапе являются:
• вхождение в проблему,
• вживание в игровую ситуацию,
• принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.
Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире. Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами. Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы.
2 этап. Содержательный
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность Задачи
Познавательная беседа «Весна пришла»
Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Наблюдение за первоцветами в цветнике Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки».Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря. Грамзапись П. И. Чайковского «Вальс цветов» Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа) Обучение детей передавать характерные особенности цветов, используя технику оригами. Развитие воображения Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной. Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок» Составление сказки «О дереве» Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков. Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года» Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево» Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа» «Праздник русской берёзки» Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края. Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке» Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида Наблюдение за птицами на территории д/c.
Беседа «Какую пользу приносят птицы» Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению» Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья» Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями М. Пришвин,Н. Сладков
Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации Беседа «Как зимуют птицы» Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки»
Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки» Развитие способности к имитации движений, координации движений Наблюдение за растениями на лугу. Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения. Закрепление названий луговых и садовых растений. Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер» Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов Наблюдение за насекомыми. Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.
Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки. Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.
Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники. Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга» Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы. Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,«Летает, не летает» Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях Лепка «Стрекоза и муравей»,
«Гусеница на листке», «Улитка», «Божья коровка» Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию Продуктивная деятельность: «Нарисуй муравейник»,
«Построй сам муравейник» Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые»
3 этап. Итоговый
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Проектная деятельность Задачи
Путешествие по экологической тропе (итоговое) Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.
Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. Оформление фотогазеты
Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции.
Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.
Анализ результативности поставленных задач
Литература
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5
3. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7
4. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
6. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / подред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
7. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
8. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М. : Просвещение, 2009.
11. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.
12. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
13. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
14. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
15. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детскомсаду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
16. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Просвещение, 1981.
17. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб. : ЛОИУУ,1996.
18. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Владос, 2000.
19. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М. : Баласс, 2001.
Приложение к проекту «Экологическая тропа»
Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, Н. А. Рыжова предлагает использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Можно выделить три основных типа экологических тропинок :
• на территории дошкольного учреждения;
• в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);
• в здании детского сада.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.
Этапы создания и оформления тропинки
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т. п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.)В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.
План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, можно сделать лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички тех объектов, которые будут посещаться сегодня с детьми.
Паспорт экологической тропинки
Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). В приложении приводится ряд примеров таких описаний, составленных для некоторых деревьев экологической тропинки. (См. Приложение)