Светлана Игнатенко
Проект «Экологическая ситуация в поселке» для детей старших и подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
СЕРПУХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МДОУ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАНИЕ»
ПРОЕКТ :
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В ПОСЕЛКЕ»
Составила:
Игнатенко Светлана Юрьевна,
Воспитатель.
2012 - 2013 уч. год.
Содержание проекта «Экологическая ситуация в поселке»
Образовательная область «Познание»
1. Введение.
2. Актуальность.
3. Цели и задачи.
4. Этапы реализации проекта.
Публикация «Проект „Экологическая ситуация в поселке“ для детей старших и подготовительных групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Подготовительная группа
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Перспективный план работы по проекту.
6. Планируемые результаты.
7. Методическое обеспечение.
8. Система мониторинга.
9. Используемая литература.
10. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Для развития таких отношений был создан проект «Экологическая ситуация в поселке», разработанный Светланой Юрьевной Игнатенко, воспитателем ДОУ.
Проект представляет собой экологические занятия, беседы, экскурсии, праздники и
характеризуется разнообразием экологически направленной деятельности,
вовлеченностью всех участников образовательного процесса: педагогический коллектив, воспитанники и их родители, нетрадиционными формами взаимодействия детей и взрослых.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании : рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до экологического мировоззрения; сложилась определённая система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования экологически осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
В условиях экологического кризиса экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то, чтобы открыть личности модели возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное представление взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы.
Экологические проблемы в нашем посёлке Оболенск Московской области актуальны, как и в любом регионе нашей страны (грязь и мусор на улицах, вырубка деревьев в лесу, загрязнение водоёмов). Это нарушает экологическую безопасность населения посёлка и близлежащего природного окружения. Поэтому в нашем детском саду на протяжении четырнадцати лет экологическое воспитание дошкольников считается приоритетным направлением работы. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
Проект «Экологическая ситуация в поселке» создан на основе опыта В. А. Сухомлинского, который считал основой развития личности экологическое образование. По его мнению, ребенок улучшает окружающую среду, когда занимается исследовательской деятельностью, когда трудиться когда путешествует, совершает прогулки. При этом он развивается эмоционально и духовно, пропуская через руки, через чувства и переживания мир природы. Методики Н. П. Подьякова, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Т. В. Шпотовой помогли определить и сформировать практические задачи экологического воспитания в соответствии с возрастными категориями дошкольников.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
• Заложить основы природоохранных навыков;
• Обогатить жизненный опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой;
• Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
• Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта «Экологическая ситуация в поселке» все участники образовательного процесса:
* приобретут потребность в положительных эмоциях от общения с природой;
* будут использовать накопленные знания, умения и навыки по охране природы в повседневной жизни;
* смогут проявлять умение целесообразно и бережно использовать дары природы;
* вовлеченность родителей в педагогический процесс;
* заинтересованность всех участников педагогического процесса в сохранении и приумножении природы родного края;
* позитивные и теплые взаимоотношения всех участников образовательного процесса.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников;
• Высокий профессиональный уровень педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ, возможность участвовать в региональных и федеральных конкурсах;
• Комната краеведения «Русская изба»;
• Уголки природы в группах;
• Уголки экспериментирования в группах;
• Площадка для наблюдений и предсказаний погоды;
• Огород на территории ДОУ;
• Цветники на территории ДОУ;
• Плодово – ягодный сад на территории ДОУ;
• Зеленая зона на игровых площадках детского сада;
• Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений (поле, лес, луг, водоем;
• Зимний огород на окне в каждой возрастной группе;
• Коллекция природного материала;
• Телевизор для просмотра видеофильмов о природе;
• Фильмы о природе из серии: «Времена года».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вераксы Н. Е. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Москва. Мозаика-Синтез, 2012г.
2. КондратьеваН. Н. и др. Программа экологического образования детей «Мы» – СПБ: Детство-Пресс, 2003.
3. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Грехова. Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. «Сервисшкола» Москва-Ставрополь, 2002г.
5. Иванова А. И. Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
7. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Корнилова. В. М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
9. Масленникова. О. М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2009г.