Oльга Краева
Проект «Эх валенки, валенки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Эх валенки, валенки»
Для детей подготовительной группы.
Введение:
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца. Каждый из нас в детстве носили обувь под названием валенки, которые считалась самой удобной и теплой обувью. Дети с большим удобством катались на горках, валялись в снегу, строили снежные лабиринты. и. т. д., а морозы были не почем. В старину на Руси валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Это считалось признаком достатка.
Публикация «Проект „Эх валенки, валенки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой теплой обуви. В валенках не страшны самые лютые морозы и холода, поэтому лучшей обуви на Руси не найти. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой. В них не страшны морозы, метели и поэтому лучшей обуви для гулянья на Руси не было.
Проблемма:
Многие дети и взрослые носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, и материал из чего изготавливается этот предмет обуви. У детей недостаточно сформированы представления о народном промысле (валяние валенок) которое знакомит детей с одной из самых распространенных промыслов России.
Цель проекта:
Знакомство с историей и традициями валяния валенок их изготовлением.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей русской обуви-валенки.
2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания.
3. Исследовать этапы производства валенок.
4. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать,
делать выводы.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
2. У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
3. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.
Сроки проведения проекта:
Краткосрочный 1 неделя.
Ожидаемый результат:
1. У дошкольников развивается познавательный интерес к истории народного промысла и национальным традициям.
2. У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
3. Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная
Основные формы работы над проектом:
- создание альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,
- Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение, рисование, аппликация).
- организация выставки» Арт-Валенок»
- Украшение валенок детьми совместно с родителями.
- вставка поделок из валенок.
- Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.
- Практические занятия – «Знакомство с шерстью» «Валянием валенок - шептунов».
- Разучивание песен, частушек про валенки, чтение сказок М. М Пришвин «Дедушкин валенок».
-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.
Работа с родителями:
1. Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Арт- Валенок»)
2. Помощь в сборе информации:
- история возникновения валенок;
-процесс изготовлении валенок.
Формы реализации проекта:
1. Подготовительный:.
• Изучение литературы.
• 2. Разработка познавательно-исследовательского, творческого, детско-родительского педагогического проекта гражданско-патриотического воспитания детей «Русские валенки» (воспитатель)
• 3. Подбор и заготовка дидактического материала, пособий, литературы, фото и видеоматериала, изобразительного материла
2. Основной:
1. Разработка сценария «Праздника русского валенка» (воспитатели)
2. Разработка проекта
«Как изготавливают валенки» (воспитатели)
3. Разработка конспектов ООД, бесед на тему «Русские валенки»,
1. Выставка художественной литературы с иллюстрациями, картинок, стихов, загадок, игр.
2. Оформление выставки «Арт - Валенки»
3. Заключительный:
1. Мастер-класс для детей «Валяние мини-валенок-сувениров».
2. Праздник «Русского валенка».
-Стих, песни, танцы,
Частушки
Литература:
1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
4. Источник: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/obychai-i-narodnye-traditsii
5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Развивающий мультфильм «Шерстяной мир» АБВГДейка
Сценарий развлечения в детском саду
«Праздник русского валенка»
Под русскую народную песню «Валенки» в зал входят дети и садятся на места.
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие гости!
Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!
Ведущая:
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей,
На праздник русского валенка!
1-й ребёнок
Для больших и маленьких,
Есть обувка - валенки.
Чтоб по снегу мы гуляли,
Их из шерсти нам сваляли.
2-й ребёнок
Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит
3-й ребёнок
По морозу, по зиме
Взрослым или маленьким,
Чтобы быть всегда в тепле,
Обуваем валенки!
4-й ребёнок
Русский валяный сапог,
Победить века все смог.
У него есть свой музей -
Сам сходи, своди друзей.
Ведущая:
Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь!
Ведущая:
У кого там хмурый вид, вот и музыка звучит!
Я грустить не разрешаю, мы играть здесь, начинаем!
Музыкальная игра «А на улице мороз»
После игры дети садятся на стульчики.
Под народную песню выходит Емеля.
Ведущая:
-Здравствуй, Емеля, что случилось, как ты оказался у нас в детском саду?
Емеля:
- Надоело мне дома сидеть на горячей печке, жарко! Захотел я оказаться на улице, вот я и сказал волшебные слова: «По – щучьему велению, по моему хотению окажись я на улице», а оказался у вас. Но мне надо на улицу, на мороз, мне жарко! Да как я пойду на улицу, там же холодно. В одной рубашке я замёрзну. Может, кто-нибудь подскажет, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть?
Дети: Одеться!
Емеля:
-Но мой полушубок остался дома. Эй, по щучьему велению, по моему хотению появись мой полушубок!
Из ширмы выбрасывают полушубок.
Емеля (одевает полушубок)
-Так то, потеплее, будет. А голова, то замёрзнет. Что же попросить у щуки?
Дети: Шапку.
Емеля:
- По щучьему велению, по моему хотению появись моя шапка!
Из ширмы выбрасывают шапку.
Емеля:
-Как здорово и голове и ушам тепло будет!
Емеля:
-Где же вы мои тёпленькие? Где же вы мои красивенькие? Где же вы мои хорошенькие? Как я теперь без вас жить буду? В чём же я гулять буду? В чём я теперь за водой ходить буду? Ой, мои же ножки окоченеют!
Ведущий:
-Что ты потерял, что ты ищешь?
Емеля:
-Я потерял валенки, поставил их на печку сушиться. А печка – баловница решила побегать наперегонки с курами! Вот валенки и свалились с печки! Теперь не знаю где их искать.
Ведущий:
- Емеля, тебе помогут волшебные слова, которые помогают тебе по жизни.
Емеля:
- Попробую, авось и помогут! По щучьему велению, по моему хотению появитесь мои валеночки!
Из ширмы выбрасывают валенки поочерёдно.
Емеля:
-Вот я и готов идти гулять теперь я точно не замёрзну в таких тёплых валеночках!
Ведущая:
-Знаешь Емеля, а чтобы тебе на улице не замёрзнуть, надо двигаться и играть. Наши дети знают очень много игр с валенками.
Емеля:
- А научите меня играм!
Ведущая:
- Научим, ребята?
Дети: ДАААА
Ведущая: Оставайся Емеля с нами. У нас здесь проходит праздник русского валенка, будет очень весело.
Ведущая:
А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя
Больше страсти, больше смеха,
Пусть вовсю идет потеха!
В круг широкий вы вставайте, друг другу валенки передавайте.
Проводится игра “Передай валенок”
Дети передают под музыку валенок, как только музыка остановилась, танцует тот у кого валенок в руках. (прим. : можно предавать несколько валенок в разных направлениях)
Дети садятся на стульчики
Емеля:
-Ой, как хорошо с вами играть! Давайте еще поиграем
Ведущая:
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!
эстафета – «Пробеги в валенках»
Один участник команды бежит в валенках до ориентира (стульчика, садится снимает валенки, бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Следующий участник бежит до стульчика, садится, обувает валенки, обратно бежит в валенках. Снимает валенки и передаёт следующему участнику. Выигрывает команда, первой закончившая испытание.
Ведущая:
-В старину на валенках гадали. Выйдут за околицу и подбросят валенок вверх. Куда валенок упадет носком из той деревни и сватов ждать нужно. Интересно, кто из вас дальше забросит валенок.
Игра «Метание валенка с ноги»
Три участника встают в шеренгу у стартовой линии. На правой ноге каждого надет один валенок. По сигналу дети сбрасывают с ноги валенок так, чтобы он «улетел» как можно дальше. У кого дальше, тот и победил.
Емеля:
Вот это, ребята была потеха,
Мне даже жарко стало от смеха.
Вот молодцы, не растерялись.
Видел, как вы старались.
Ведущая:
А для следующей игры,
Будьте ловки и смелы,
И себя вы покажите
С самой лучшей стороны
Эстафета «Береги свой валенок»
Валенок, зажатый между коленями, прыжками донести до финишной отметки, обогнуть ее и бегом вернуться обратно, передать валенок следующему игроку.
Ведущая:
Эй, ребята да девчушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Дети исполняют частушки (в валенках).
Все.
Начинаем петь частушку,
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
Вот и зимушка пришла,
Наступили холода.
А я валенки обула –
И пойду я хоть куда.
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!
Моя Милка маленькая,
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
Мальчики
Наши девки меленьки –
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят –
Всех в округе удивят.
Девочка
Охоньки да аханьки –
Какие парни махоньки!
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Мальчики
А мы валенки наденем
Выпьем простокваши,
Вся душа истосковалась
По подружкам нашим!
Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
Ведущая:
Спорит с ветром быстрый бег
Мы бежим быстрее всех
эстафета «Вешки» (обуй, разуй)
Каждый участник команды на пути к линии финиша надевает валенки на лежащего посреди дистанции с поднятыми ногами вверх ассистента. Одна пара обувают, другая разувают.
Ведущая: А сейчас пришла пора на лошадке поскакать
эстафета «Быстрые лошадки».
Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на палке вокруг ориентира и передать «лошадку» следующему.
Емеля:
- Как вы хорошо играли, пели, танцевали. Какие вы быстрые и ловкие и очень весёлые. Попрошу-ка я у Щуки для вас угощения. «По - щучьему велению по моему хотению появитесь угощения для ребят.
Закидывает в прорубь ведро и вынимает валенок.
-Ой, видно щука что-то напутала. Попробую ещё раз.
Снова закидывает ведро и вытаскивает угощения - «Русский леденец»
Ведущая:
- Ну. Вот и подошёл к концу наш замечательный праздник русского валенка. Но зимы не кончаются, они приходят к нам каждый год, дарят нам новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной русской обувью!
Дети под весёлую народную мелодию выходят из зала.
Мастер класс
«Валенки-шептуны»
Мастер класс для детей подготовительной группы.
Цель: познакомить детей со способом валянием «валенок- шептунов»
Издревле на Руси люди верили в магическую силу валенок. Человек считал, что они принесут в дом достаток и богатство, главное, все правильно сделать: положить в них, что надо, повесить в нужное место.
Что такое валенки-шептуны? Почему они так называются, какое имеют значение, читайте в статье. Что такое валенки-шептуны? Это зимняя обувь в миниатюре. Валенки могут послужить оберегом, подарком для души или просто сувениром. Их часто дарят гостям, которые живут в теплом климате, как символ, напоминание о русском народе с холодной зимой.
Валенки назывались «шептунами», так как в них люди нашептывали свои самые заветные желания и свято верили, что они обязательно сбудутся. Неверующий человек может купить их в качестве сувенира или оберега, повесить на елку, как игрушку, или на связку ключей, как брелок. В любом случае это интересная вещица. В шептуны клали монетки, зернышко хлебного злака. Для них отводили место у двери при входе в дом или в уголке между печкой и стеной.
Что нужно для изготовления валенок?
Чтобы шептуны получились на «славу», нужно продумать все до мелочей. Для работы понадобятся следующие материалы и инструменты:
1. Достаточное количество шерсти натурального происхождения. Традиционный цвет валенок – серый. Но не стоит этим ограничивать фантазию. Сырье всегда можно покрасить в желаемый оттенок.
2. Важно запастись пузырчатой пленкой. Данный материал с гладкой поверхностью не годится для работы.
3. Для изготовления шаблонов нужен кусок вспененной резины.
4. Приготовить емкость с водой, мыло или любую жидкость, используемую при мытье посуды.
5. Обязательно нужен пульверизатор и мелкая сетка. Несколько хлопчатобумажных полотенец, чтобы не заниматься их сушкой в процессе работы.
6. Для декорирования своего изделия следует приготовить фетр, много различных шнуров и ленточек.
Технология изготовления
Валенки-шептуны своими руками сделать несложно, главное – огромное желание и старание. Пошаговая инструкция:
1. Сначала делается шаблон. Затем на его основе – заготовка. Для этого шаблон прикладывается к резине, по краю обводится и вырезается острыми ножницами, в противном случае на полотне будут заусенцы.
2. Кладем шаблон ступней к себе и укладываем шерсть небольшими пучками в горизонтальном направлении так, чтобы ее края выходили за форму валенка. 3. После укладки первого слоя приступаем ко второму. Шерсть нужно равномерно распределить в вертикальном направлении.
4. Затем берем пульверизатор, заполненный мыльным раствором, и брызгаем на шерсть. Поверх мокрого слоя кладется сетка и хорошо прижимается пальцами для равномерного распределения влаги.
5. Далее шерсть с шаблоном вместе переворачивается на другую сторону, а выступающая за края шерсть заворачивается внутрь. Сверху снова укладывается шерсть в два слоя, как в первом случае.
6. Все это опять смачивается раствором из пульверизатора и прижимается руками. Сетка снимается, а шаблон вместе с шерстью переворачивается.
7. Края снова заворачиваются, кусочки шерсти прижимаются к шаблону очень плотно. Заготовка заворачивается в сетку, настало время уваливать шерсть. Для этого нужно долго тереть поверх сетки, примерно 15 минут.
Следует уделить внимание углам и ребрам.
8. Затем заготовка разрезается пополам, шаблон вынимается.
9. Процесс валяния продолжается. Для этого валеночек надевается на руку и вся его поверхность изнутри и снаружи трется пальцами, но не сильно, чтобы края изделия не деформировались.
10. Валяние миниатюрной обуви закончено.
Остается проверить длину обоих шептунов. Если она разная, сравнять ножницами. Предпоследний этап – промывание валеночек под проточной водой для смывания мыльного раствора. После этого изделия промокаются полотенцами, хорошо впитывающими влагу, расправляются и сушатся вдали от батареи.
Украшение сувенира:
Последний этап – самый ответственный. Украсить творение рук своих нужно очень аккуратно и красиво. Здесь можно применить всю свою фантазию. Поставить заплатки, подшить подошву тонким фетром, сделать аппликации, нашить кружева в виде рисунка или в хаотичном порядке, использовать разного цвета и фактуры тесьму. В конце работы оба валеночка нужно связать декоративной нитью. Валенки-шептуны готовы. Такой подарок удовлетворит самого привередливого гостя на празднике.
Валенки-шептуны: значение:
Любые поделки, которые создаются самостоятельно с использованием ручного труда, люди любят и бережно их хранят, особенно дети. И это не случайно. Речь идет о шептунах. С ними в доме создается атмосфера комфорта и индивидуальности хозяев. А самое главное - миниатюрная поделка, сувенирные валенки-шептуны, имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. При создании сувенира используется определенная техника изготовления, вышивки, аппликации, узора. Это все – народное творчество, с которым познакомится ребенок в процессе работы. А если учесть, что такой подарок готовится к Новому году, который приходится на зимнее время, когда хочется много тепла и уюта, он вдвойне дорог. Создать праздничную атмосферу в доме помогают валенки-шептуны, которые будут в радость детям и взрослым в качестве подарка. Даже летом такой сувенир создает контраст в интерьере, что выглядит очень привлекательно.