Гульсина Рахматуллина
Проект «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»
Актуальность. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. Без участия родителей в формировании у детей знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения воспитательно - образовательный процесс в детском саду невозможен. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста в обучении дошкольников Правилам дорожного движения.
Публикация «Проект „Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по работе с родителями : «Знатоки ПДД»
Каковы причины обращения к этой теме?
1. Слабая мотивационная основа развивающей среды по формированию представителей по правилам дорожного движения.
2. Особенности нервно-психологического развития детей дошкольного возраста предопределяют непроизвольность поведения и внимания детей на улицах и дорогах города.
3. Низкая компетентность родителей об их роли в воспитании привычки соблюдать правила дорожного движения в согласовании с детским садом.
Цель проекта : создать условия для обеспечения систематической и последовательной работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил дорожного движения.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах города в условиях совместной деятельности с взрослыми.
2. Систематизировать работу по взаимодействию с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
3. Расширить предметно-развивающую среду по ПДД в группах.
4. Повысить уровень компетентности родителей по этой проблеме.
Ожидаемые результаты:
1. Закрепление знаний детей о безопасном поведении на улицах и дорогах города в условиях совместной деятельности со взрослыми.
2. Систематизация работы по взаимодействию с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
3. Расширение предметно – развивающей среды в группах.
4. Повышение уровня компетентности родителей по этой проблеме.
Продолжительность проекта : краткосрочный (январь 2022-май 2022 гг.).
Тип проекта : информационный, познавательно-продуктивный.
Основные направления работы по профилактике ДДТТ с субъектами образовательного процесса:
Субъект Задачи Формы работы
Дети Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация, беседы, выставки, тематические недели по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях "Дети Югры за автокресло", игровая деятельность (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. Использование мультимедийных разработок, слайдовых презентаций, компьютерных игр, интерактивного оборудования.
Родители Создание основ развивающего взаимодействия с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, обеспечение необходимыми знаниями о гуманистической ориентации воспитания детей в семье. Родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов. Решение проблемных задач семейного воспитания. Ролевое проигрывание ситуаций. Тренинговые игровые упражнения и задания. Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
Педагоги Повышение профессионального мастерства педагогов по формированию безопасного поведения на дорогах и улицах у детей дошкольного возраста Информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства, обсуждение разных точек зрения, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание ситуаций, тренинговые игровые упражнения.
План мероприятий по развитию проекта
Этапы реализации проекта Дата
I этап - информационно - аналитический
- изучение состояния работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в группе;
-анкетирование родителей с целью выяснения отношения родителей к проблеме;
-анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию ДДТТ;
- постановка цели, задач;
- написание проекта;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала. с 01.10. – 15.11.2021 г.
II этап – основной
Ежедневно:
- закрепление знаний детей о безопасном поведении на дороге через наблюдение (с родителями);
- обсуждение с ребёнком различных дорожных ситуаций (с родителями);
- собственный пример родителей безопасного поведения на улице. 15.11 – 30.12.2021 г.
- инструктаж по соблюдению правил дорожного движения;
- создание уголков по ПДД в группах «Азбука безопасности»;
- общее родительское собрание по теме «Безопасность детей в наших руках»
- открытые занятия: «Знаки на дорогах», «Транспорт нашего города»
- изготовление родителями дорожных макетов, светофоров и знаков;
- консультации для родителей «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения»,
«Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге»,
«Минутки ПДД»
«Автокресло для ребенка».
- семейная викторина «Что вы знаете о дорожном движении?»
- - целевые прогулки и экскурсии по улицам города с
участием родителей
- совместные развлечения и досуги:
Квест – игра «Дети и ГИБДД за соблюдение»,
«Грамотный пешеход»,
«В стране дорожных знаков»;
-встречи с инспектором ГИБДД.
-тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
-конкурсы рисунков:
«Моя улица»,
«Дорога глазами детей»,
«Нужные знаки».
-Совместный просмотр детьми и родителями детских развивающих видеороликов и мультфильмов по ПДД.
-просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
- создание памяток, папок-передвижек на дорожную тематику : «Как научить ребенка безопасному поведению на дороге», «Внимание – переходим улицу»,
«Родителю – водителю»,
«Как ездить в общественном транспорте»,
«Помните ли вы?»
- тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
- составление с родителями плана- схемы своей улицы и зарисовать ее, составление небольшого рассказа о том как дети будут играть в своё м дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч.
III этап – заключительный:
- анализ состояний работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в группе;
-анкетирование родителей с целью выяснения отношения родителей к проблеме;
-анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию ДДТТ;
-представление проекта на муниципальном уровне.
10.01.-30.01.22
Программа мониторинга: диагностика составлена на основе материалов книг: В. А. Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников», М., 2006г., Т. И. Данилова «Программа «Светофор»» - СПб., 2009г.
Результативность проекта : в октябре 2021 года в группе проведен анализ состояния работы по профилактике детского дорожного транспортного травматизма. В процессе анализа проведены анкетирование родителей, опросы детей, анализ предметно-развивающей среды.
С целью выяснения знаний правил дорожного движения проведен опрос детей старшего дошкольного возраста на первом этапе развития проекта и на заключительном. Из 27 опрошенных детей:
Диаграмма 1. Сравнительный анализ опроса детей.
№ Уровни развития детей I этап III этап
1 Высокий уровень 24% 70%
2 Средний уровень 33% 30%
3 Низкий уровень 43% 0%
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика. У детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте». Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. Анализируя результаты, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком». Поэтому главная задача педагогов и родителей – доступно разъяснять правила ребенку, донести их смысл, и в чем заключается опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
С целью выяснения знаний правил дорожного движения проведен опрос родителей на первом этапе развития проекта и на заключительном. Из 27 опрошенных детей:
В ходе опроса родителей выяснилось, что далеко не все родители уделяют внимание систематическому обучению детей правилам дорожного движения, при этом о необходимости такого обучения заявили все 100% опрошенных.
Кроме того, выяснилось, что лишь 28% родителей постоянно следят за изменениями в правилах дорожного движения, 50% - делают это периодически, а 22% - не обращают на это внимания.
Диаграмма 2. Сравнительный анализ анкетирования родителей.
№ Уровни развития детей I этап III этап
1 Высокий уровень 33% 70%
2 Средний уровень 40% 30%
3 Низкий уровень 27% 0%
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика: у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте». Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. Дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города. Повысился процент заинтересованности родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь позитивные результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения и только благодаря совместной деятельности ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников.
Используемая литература:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. ,1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002.
3. Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров и Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» методическое пособие - изд. «Дрофа» 2008 г.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
5. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
6. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
7. Т. Гарнышева «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры» Изд: Детство-Пресс 2010г.
8. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
9. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
10. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
11. Маркина Н. И. «Безопасность на дорогах. Что мы видим?» Изд: НЦ ЭНАС, Энас-класс 2007г.
12. Улашенко Н. «Правила дорожного движения. Нестандартные занятия». Изд: «Корифей», 2011г.)
13. Хавилова В. А., Калина И. Л., Оривенко Л. П и Н. Б. Кондратенко «Правила дорожного движения для всей семьи!» и учебное пособие «Учись быть пешеходом». Изд: «Паршет», 2002г. Е. М. Т. А.
14. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет», издательство Сфера, 2014 года
15. Черепанова С. Н. «Правила дорожного движения дошкольникам», 2008 года выпуска, издательство «Скрипторий»