Наталья Воложанина
Проект «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Дошкольники прирожденные исследователи. И тому в подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Задача каждого педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Публикация «Проект „Вулканы“» размещена в разделах
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Наше знакомство с вулканами началось, когда Аня принесла в группу энциклопедию для дошкольников. Дети с большим интересом рассматривали иллюстрации, задавали вопросы. На групповом сборе мы продолжили беседу. Я инициировала общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о вулканах. По мере того как дети отвечали на вопрос, я записывала их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Затем я задала вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей определили задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети высказались, я спросила: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в приемной, то родители приняли самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: интересовались каким способом изготовить макет вулкана, где посмотреть иллюстрации макетов, предлагали литературу.
В течение недели у нас реализовывался исследовательский проект : «Извержение вулканов»
Реализация проекта : Сбор информации: чтение детской энциклопедии «Всё обо всём», беседы, рассматривание иллюстраций с различными вулканами. Просмотр видеофильма «Самые большие вулканы». Художественная деятельность детей: - изготовление макетов «вулканов» разными способами: картон, пластилин, соленое тесто (совместно с родителями) - рисование вулкана. Игровая деятельность: - дидактические игры: «Найди лишнее», «Определи свойства». - Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» Исследовательская деятельность: эксперименты. Итоговое мероприятие. Презентация.
Итоговое мероприятие (познавательно – исследовательская деятельность)
«Извержение вулкана»
Цель: закрепить представление о таком явлении природы как вулканы.
Задачи:
1. Содействовать формированию научной картины мира, первоначального представления о вулканах, а также их пользе и опасностях вулканических извержений.
2. Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности, самостоятельности и умению работать в коллективе.
3. Активизировать в речи детей слова: вулкан, лава, извержение, пепел,
пемза, вулканолог.
Материал: проектор, ноутбук, макет вулкана, лупа, камень, пемза, стаканчики с водой, салфетки, тарелочки, подкрашенная вода, сода, уксус (лимонная кислота, средство для мытья посуды.
Ход:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй лавой,
Как зовут меня? (Вулкан)
– Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?
(ответы детей)
На космическом корабле можно попасть в космос, откуда хорошо видно нашу планету. Она огромна и похожа на шар.
Глубоко под нами, внутри нашей планеты, земля такая горячая, что похожа на кашу. В некоторых горах на Земле есть глубокие трещины и эта горячая каша, которую называют лава, выливается наружу. Такие горы называют вулканами. И говорят, что они извергаются.
Когда извергается вулкан, то вытекает наружу огненная и кипящая лава, она взрывается, дымится, бурлит. На поверхности лава остывает и становится твердой.
Кусочки застывшей лавы - пемза. Посмотрите, какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и, а потом так и застыла.
Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.
Люди не всегда могут добывать из глубины земли природный материал. Вулканы выбрасывают тучи пепла, много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги. Вулканический пепел- удобрение для растений. Вулканический туф (горная порода)- возводят здания.
Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов, постоянно следят ученые – вулканологи.
С помощью специальных приборов вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснётся». Они изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха, - с самолётов и вертолётов; сами поднимаются с рюкзаком к вершинам вулканов; прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.
Ребята, а вы бы хотели побывать в лаборатории «интересных открытий у вулканологов»? (проходят в лабораторию)
Ребята, сейчас мы посмотрим, как происходит извержение вулкана.
Опыт «Извержение вулкана»
Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
Надо работать аккуратно:
- осторожно насыпать порошок
- осторожно наливать воду
- «лаву» не трогать
- использовать салфетку
Чтобы разбудить вулкан, нам понадобится:
Ложка зеленой жидкости – символ
1 ложку белого порошка из мензурки - символ
1 ложка порошка из красной тарелки - символ
добавить пол стакана воды - символ
- Занимаем рабочие места. У каждого свой макет вулкана, мерные ложки и мензурки. Начинаем будить вулкан.
«Извержение вулкана» вызвало бурю эмоций. Дети наблюдали за «извержением» своего вулкана и за «извержением» вулканов других детей.
Эксперимент с пемзой и камнем (групповая работа в парах)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а что выбрасывает вулкан?
- Камни.
- Кто из вас знает, как называется этот материал? (показываю)
- Это пемза.
- Пемза – это кусочки застывшей лавы.
- Возьмите в руки кусочки пемзы, какая она на ощупь?
- Шершавая, твердая.
- Рассмотрите пемзу через лупу, какая она?
- В пемзе много дырочек.
- Как выдумаете, а что легче камень или пемза?
- Пемза.
- Почему?
- Потому что в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень.
- А как это можно проверить?
- Нужно пемзу и камень опустить в воду.
- Предлагаю опустить пемзу и камень в воду. Что произошло?
- Камень утонул, а пемза плавает.
- Почему пемза не тонет?
- Потому что, в ней скапливается воздух.
- Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
- Почему камень утонул?
- Потому что тяжелый.
- Молодцы, ребята, из вас получились хорошие исследователи.
Использование технологии Плюс. Минус. Интересно. В конце занятия я использовала мыслительный инструмент P.M.I. – Плюс. Минус. Интересно.
Положительные «уроки» - Вулкан - это хорошо, почему? Лиза - Поднимает на поверхность много полезных веществ. Артем - Почва вокруг них плодородная. Глеб - Из вулканической пыли делают удобрения. Аня - Из затвердевшей лавы строят дома.
Отрицательные «уроки» - Вулкан - плохо, почему?
Артем - Из-за лавы может начаться пожар.
Наталья Анатольевна - Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.
Глеб - Когда течет лава, она может повредить электрические провода и у людей отключится свет.
Диана - Вулкан уничтожает животных, птиц.
Предполагаемые интересные моменты
Дима - Хорошо, чтобы всегда был полезным.
Ребята, теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, может кто-то станет ученым; будет изучать вулканы и вспомнит наше занятие.
Результат: Думаю, что такое интересное занятие помогло детям приобрести первоначальные знания о вулканах. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в детях жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.