Разифа Фахретдинова
Конспект опытно-экспериментальной работы в старшей группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. Познакомить с профессией ученого-вулканолога.
2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной работы в старшей группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытной и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ:
Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, жерло, гора.
ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек".
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Ноутбук, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота, сода, моющая жидкость, уксус, макет вулкана, ложка.
Ход занятия:
1 часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!
Дети: Здравствуйте!
2 часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта).
Дети: карта.
Воспитатель:На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Как изучишь все бока,
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где- Китай.
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что такое глобус? И что на нем изображено?
Дети: Наша Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, про них я загадаю вам загадку.
Ребенок:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
И зовут меня
Дети: Вулкан!
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
3 часть
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)
4 часть
Воспитатель: Ребята, как мы можем отличить вулкан от горы?
Ребята: Из вулкана извергается лава.
Воспитатель: А как образуются вулканы?
Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
Воспитатель: Почему он извергается?
Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А это как называется?
Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана
Дети: Лава
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?
Дети: Потому что магма — это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Воспитатель: Как именно лава может извергаться?
Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.
Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая, земля- например, Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Воспитатель: Какие виды вулканов вы знаете?
Дети: Потухшие-это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Алмазная голова – Гавайи.
Дети: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Тейде – Испания.
Дети: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.
5 часть
Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
- А что происходит обычно перед извержением?
Дети: землетрясение.
-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
Дети: вулканологи
Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.
6часть
Проведение опыта.
Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Воспитатель: Для этогомы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
Достаю соду, жидкость, «Фейри» и уксус.
- А теперь внимание! Уксус это жидкость,которую детям трогать нельзя.
Воспитатель: Уксус, наливать можно только взрослому.
Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, а теперь я добавлю уксус.
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.
(Дети наблюдают извержение вулкана)
Яна: «Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
По склонам лава потекла. И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул.
И на десятки лет уснул».
7 часть
Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу.
Молодцы ребята, вы были внимательными.
8 часть
Воспитатель: Ребята, а где расположена наша планета земля?
Дети: В космосе.
Воспитатель: А теперь мы с вами на ракете полетим, на планету где живут роботы.
— Ждут нас быстрые ракеты
для полёта на планеты.
На какую захотим, на такую полетим!
Игра «Роботы и звездочки».
Цель: обучить детей восприятию разнохарактерной музыки посредством соответствующей смены движений.
Музыкальный материал: «Контрасты» музыка неизвестного автора.
Движения, используемые в игре: легкий бег, широкий шаг.
Методика организации игры:
Воспитатель: Ребята мы с вами поиграем в игру «Роботы и звездочки», мальчики превратились в роботов, а девочки в звездочек.
• Под 1 часть музыки двигаются мальчики-роботы тяжелыми, неуклюжими резкими движениями.
• Под 2 часть музыки двигаются девочки лёгким бегом на носочках, кружатся, выполняют руками плавные движения.
• Музыка все время меняется, а музыкальные движения для роботов и звездочек все короче.
• Как только характер музыки меняется, нужно остановиться и принять какую-нибудь позу.
• Двигаться нужно по всему залу. Роботы ходят между звездочек, а звездочки танцуют между роботами.
Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с гостями, скажем спасибо.
Дети: Спасибо, до свидания!