Наталья Логинова
Проект «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Вулкан»
Руководители проекта : Логинова Н. Д., воспитатель,
Воспитанник Геринг Саша, подготовительная группа.
Содержание
Введение…3 Основная часть исследовательской работы ….5
Заключение…. 9 Используемая литература ….….10
Введение
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Проект „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Проблема: существует много чудес на Земле. Многие природные явления загадочны, и необычны. Посмотрев мультфильм о вулкане, ребенку стало интересно это явление природы.
Тема: «Вулкан»
Актуальность проекта : в природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Извержение вулканов — это опасные природные явления. Поэтому нами был решено разработать исследовательский, кратковременный проект (2 недели).
Цель: формирование у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан.
Гипотеза допустим, что в группе возможно создание искусственного вулкана.
Новизна исследования: заключается в том, что дети не только узнают интересные факты о вулканах, но совместно с воспитателем создадут макет вулкана и проведут эксперимент, моделирующий извержения вулкана.
Задачи исследования:
- дать детям представление о вулканах, их строении, причинах возникновения;
- создать необходимые условия для проведения в группе опыта «Извергающийся вулкан»;
-активизировать в речи детей слова: очаг, жерло, кратер, лава, извержение;
- развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- подготовить презентацию проекта.
Основная часть
Литературный обзор
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука, изучающая вулканы - вулканология.
Вулканы – геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней).
Вулканы бывают действующие и спящие. Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль.
Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия.
Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим.
Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.
Как образуются вулканы? Вулкан – это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел. Вулканическая кора состоит из гигантских плит и появление вулканов вызвано их движением. Вулканы обычно встречаются в местах, где тектонические плиты сталкиваются или разбиваются. Плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Расплавившись, горная порода вновь устремляется вверх. Она растапливает твердые слои и наверху прорывается лавой.
Строение вулкана. Величественный конус на поверхности Земли - лишь верхушка вулкана. Каким бы большим ни казался вулкан, его наземная часть очень мала по сравнению с подземной, откуда поступает магма. Конус вулкана сложен продуктами его извержения. На вершине располагается кратер - чашеобразное углубление, иногда заполненное водой.
Вулкан «питается» через отверстие, называемое главным каналом, или жерлом. Через жерло выходят газы, а также обломки пород и расплавы, поднявшиеся с глубин, которые постепенно формируют рельеф на поверхности вулкана. С жерлом связана целая система вулканических трещин, боковых каналов и магматических очагов, расположенных от одного до десятков километров от поверхности Земли. Первичный магматический очаг находится на глубине 60-100 км, а вторичный магматический очаг, который непосредственно питает вулкан, - на глубине 20-30км.
Виды вулканов. Вулканы бывают щитовые вулканы, стратовулканы, лавовые пики. Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Стратовулканы – это высокие конусообразные вулканы. Их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком – мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней. пики – незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз.
Вулканы бывают подводные и прибрежные. Извержения прибрежных вулканов могут вызвать гигантские волны – цунами. Многометровая стена воды надвигается на берег и опустошает его. Иногда извержения подводных вулканов приводят к образованию новых островов.
Извержение вулканов. Извержение вулкана - активная деятельность вулкана, опасная для любых форм жизни, выбрасывание на земную поверхность раскаленных обломков, пепла, излияние лавы. Извержение вулкана может продолжаться от нескольких часов до многих лет. При взрывных извержениях выбрасывается большое количество обломочного материала: вулканических бомб (размером от горошины до 2-3 метров, пепла.
В результате, выброс пепла на большую высоту в атмосферу сказывается на погоде Земли в течение долгого времени. Извержение может повлечь за собой гибель людей и животных, а также нанести и ущерб хозяйству. Раскаленная лава разрушает все, что находится на ее пути, нанося значительный ущерб. загрязнены открытые источники водоснабжения населения. Опасны почти все проявления вулканической деятельности. Само собой понятна опасность кипящей лавы или бомбочек. Но не менее страшен и пепел, который проникает буквально всюду. Пепел приводит к гибели животных, накапливаясь в их дыхательных путях.
Методика исследования
Оборудование для макета и опыта извержение вулкана :
- поддон;
- пластиковая бутылка;
- пластилин;
- сода пищевая;
- лимонная кислота;
- вода;
- красная краска;
- жидкое мыло;
- мерный стаканчик;
- мерная ложка;
- воронка;
- фартук и нарукавники.
Изготовление макета «Вулкан»
1. обрезали пластиковую бутылку до нужного размера;
2. склеили бутылку скотчем;
3. облепили ее пластилином и придали окраску и фактуру вулкана.
Ход эксперимента (опыта) :
1. берем модель вулкана;
2. растворяем 1 ст. л. лимонной кислоты в стаканчике в 50-70 мл воды;
3. наливаем 1 ст. л. жидкости для мытья посуды;
4. красим в красный цвет гуашью;
5. насыпаем в «кратер» 2ст. ложки соды;
6. при необходимости перемешать палочкой;
7. наблюдаем «извержение вулкана».
Результаты исследования:
Дошкольники узнали о возникновении природных образований, получили первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Узнали о профессии вулканолог.
Совместно с воспитателем создали макет вулкана и провели опыт «Извергающийся вулкан»
Выводы: пузырьки (газ, образовавшиеся при воздействии лимонной кислоты на соду, поднимаются вверх - это «лава» и происходит «извержение». Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно в группе создать искусственный вулкан.
Заключение
В результате нашего исследования, мы не только узнали интересные факты о вулканах, но и доказали, что можно в группе создать искусственный вулкан (макет вулкана) и получить его «извержение».
В ходе проекта, мы узнали много нового:
- о разнообразии видов и форм вулканов на планете Земля
- о внутреннее и внешнее строение вулканов
- о причинах возникновения вулканов
- о пользе и разрушительной силе вулканов
Так же мы, научились анализировать, делать выводы, подготовили презентацию проекта, которую проведёт Геринг Александр.
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе исследовательской деятельности по теме: Вулкан», можно сделать следующие выводы, у детей повысился уровень умений и навыков. Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, дети совместно с воспитателем выполняли эксперимент и наглядно видели результат деятельности.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
Используемая литера
1. Годен, К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы [Текст]/ К. Годен - М. : Азбука-Аттикус,2008 – 130с.
2. Дыбина, О. В. Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]/ О. В. Дыбина – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192с.
3. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст]/ О. В. Дыбина. –М. : ТЦ Сфера, 2005. –64 с.
4. Скиба, Т. В. Большая детская энциклопедия «Про все на свете» [Текст]/ Т. ,Скиба, Ю. Феданова М. : ТЦ Сфера, 2016 .- 416с.
5. Тугушева,Г. П. Чистякова, А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» [Текст]/ Г. П. Тугушева - Санкт Петербург. Детство Пресс 2008г. -115с.