Марина Катасонова
Проект «Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10
Проект
“Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора”
г. Рыбинск
2023
Творческое название: “Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора”
Типология проекта : педагогический, индивидуальный исследовательский с элементами творчества. Длительность 2 недели.
Участники: Иванов Максим 6 лет, родители, воспитатель Катасонова М. В.
Публикация «Проект „Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: “Откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор?” и т. д. Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект ” Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора”. Этот проект помогает частично решить проблему мусора. Используя бытовой мусор для поделок, я с детьми помогаю сохранить чистоту окружающей среды.
Цель: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний и практических действий.
Задачи:
Обучающие:
- Создать условия для формирования представлений о необходимости сохранять чистоту окружающей среды.
- Развивать монологическую связную речь, пополнить словарный запас по теме.
- Стимулировать использование представлений и умений для изготовления поделок из вещей после их основного использования.
Развивающие:
- Создать условия для развития у ребенка способности принимать проблему и самостоятельно находить способы ее решения.
- Развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
Воспитательные:
- Повышать у ребенка уверенность в собственных силах в процессе реализации проекта.
- Создавать условия для воспитания положительной самооценки.
Основополагающий вопрос: Что можно сделать, чтобы мусора в природе стало меньше?
Проблемный вопрос: Можно ли мусору дать “ вторую жизнь”?
Частный вопрос
Что нужно сделать, чтобы мусора в городе стало меньше?
Тема исследования
Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора
Этапы проекта
Подготовительный этап
Цель: создание мотивации для участия ребенка, родителей, педагога в проектной деятельности. Определение итогового продукта проекта (1-2 дня)
Педагог:
Изучение информации по теме проекта, подбор материала для ребенка и родителей.
Определение готовности ребенка и родителей к проектной деятельности (беседа)
Проведение консультации с родителями по теме “О вреде бытовых отходов для окружающей среды”
Родители:
Обсуждение целей и задач с ребенком, продуктов деятельности
Результат: создана мотивация для участия ребенка и родителей в проектной деятельности. Определен итоговый продукт – игры и пособия для группы из бросового материала, презентация проекта.
Проектировочный этап
Цель: определить тему детского исследования, методы и приемы работы над проектом
(2 дня)
Педагог:
Подбор материала для использования родителями в целях повышения интереса к проекту (детская литература, журналы, слайды, интернет-ресурсы)
Организация исследования: определение темы, методов, приемов, планирование исследования
Консультация для родителей “Изготовление поделок из бросового материала”
Родители:
Просмотр с ребенком иллюстративного материала, подобранного воспитателем
Результат: определена тема детского исследования, методы и приемы работы над проектом
Практический этап
Цель: создание условий для самостоятельного проведения детского исследования. Оформление продукта детского исследования (7 дней)
Педагог:
Координирует работу ребенка и родителей при решении проектной задачи.
Оказывает консультативную помощь по мере необходимости.
Создает условия для проведения детского исследования.
Направляет и контролирует деятельность ребенка.
Оказывает помощь в оформлении продуктов проекта (презентация детского исследования, игры и пособия из бросового материала для группы)
Ребенок:
Собирает информацию самостоятельно и с помощью взрослых проводит самостоятельное исследование “Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора”
Планирует изготовление игр из бросового материала.
Изготавливает с помощью взрослых игры в “Уголок физкультуры”, в ”Театральный уголок”, ”Музыкальный уголок”, для сюжетно-ролевой игры ”Пожарные”.
Оформляет презентацию самостоятельного исследования.
Родители:
Организуют самостоятельную деятельность по теме проекта в домашних условиях.
Помогают в поиске и сборе информации.
Сопровождают ребенка в исследовательской деятельности.
Совместно с ребенком изготавливают игры и пособия из бросового материала.
Оказывают помощь в оформлении детского исследования.
Результат: создание условий для самостоятельного проведения детского исследования. Оформление продуктов детского исследования.
Заключительный этап
Цель: организация итогового мероприятия, публичная презентация и защита детского исследования. Подведение итогов проекта (3 дня)
Педагог:
Организует защиту проекта “ Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора”
Вносит информацию на родительскую страничку сайта детского сада, где информирует родителей о результатах проектной деятельности.
Подводит итоги проекта.
Ребенок:
Публичное представление и защита продукта самостоятельного исследования
Родители:
Знакомятся с результатами проектной деятельности.
Помогают в подготовке итогового мероприятия.
Результат: организована защита детского проекта “ Вторая жизнь вещей или полезные вещи из мусора”. Игры, пособия и театры внесены в развивающую предметно-пространственную среду группы.
Планируемые результаты:
- Сформированы представления о необходимости сохранять чистоту окружающей среды.
- Созданы условия для использования представлений и умений при изготовления поделок из вещей после их основного использования.
- В процессе проектной деятельности у ребенка появится способность определять проблему и самостоятельно находить способы ее решения.
- У ребенка будет сформирована положительная самооценка.
Риски:
- Противодействие родителей.
Использованная литература:
1. Детские журналы “Коллекция идей” №6/2010, №8/2015, №12/2015.
2. Детский журнал “Веселый художник”№14, №15.
3.”Поделки из бросового материала" книга для родителей под ред. Л. А. Топорковой.
4.”Обучение детей конструированию и ручному труду” под ред. Т. Ф. Тарловской.
5. Ральф Бучков “Водитель мусоровоза” (из серии “знакомство с профессиями”) Пер. с нем. – М. : Альпина Паблишер, 2021
6. Агапова И. А. Поделки из природных материалов – м. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006г.
7. Гульянс Э. К. Что можно сделать из природного материала: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд; до раб. –м. : Просвещение, 1991.
8. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. м. : Издательский дом «Карапуз», 2008.
9. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. –м. ; Илекса, Народное образование; 2006.
10. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб "Детство- Пресс", 2008г.
11. Николаева С. Н. Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г. СПб "Детство- Пресс", 2008г.
12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, М: Издательский дом "Карапуз", 2001г.
13. 56 идей из бросового материала / идеи для поделок с детьми. https://imom.me/podelki-iz-brosovogo-materiala/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=podelki-iz-brosovogo