МААМ-картинки

Проект «Время первых». Организация предметно-пространственной среды в ДОУ

Отинова Елена
Проект «Время первых». Организация предметно-пространственной среды в ДОУ

Создание стимулирующего пространства, предназначенного для полноценного развития интеллектуальных

и психологических процессов детей с ОВЗ.

«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ»

Подготовила:

старший воспитатель: Отинова Елена Анатольевна

Липецк, 2024

Содержание:

Введение (пояснительная записка, актуальность, цель, задачи…. … 2

Организационно-подготовительный этап…. 6

Практический этап …. 8

Заключительный этап …. 11

Приложение …. 13

Публикация «Проект „Время первых“, Организация предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

Введение.

Тип проекта : информационно-исследовательский, ориентированный, познавательно-творческий.

Вид проекта : внутренний, групповой, долгосрочный.

Целевые участники проекта : педагоги группы, родители (законные представители, дети с ОВЗ.

Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-пространственной среды в детском саду для детей с ОВЗ.

Продукт проектной деятельности : создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей в себя стимулирующее пространство, предназначенные для полноценного развития интеллектуальных и психологических процессов детей с ОВЗ.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.)

Обеспечение проекта : материально-техническое, учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.

Место проведение: г. Липецк, проезд Осенний, д. 6 А, МБДОУ № 42.

Пояснительная записка.

«На развитие личности ребёнка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой прибывает ребёнок». Английский психолог Д. Шаттлеворт.

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ОВЗ необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ОВЗ.

Процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиции системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах:

- дистанции, позиции при взаимодействии;

- активности, самостоятельности, творчества;

- стабильности – динамичности;

- доступности;

- комплексирования и гибкого зонирования;

- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;

- принцип открытости – закрытости;

- принцип учета индивидуальных особенностей детей.

Учитывая, что у дошкольников с ОВЗ снижена общая мотивация деятельности и познавательная активность, к среде предъявляются следующие дополнительные требования:

- принцип занимательности облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а также стремление к достижению конечного результата.

Именно этими принципами должны руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.

Окружающий ребёнка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовывать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребёнку возможность проявить себя.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что развивающая предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы с целью учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их возрастных особенностей.

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Проект разработан в соответствии с:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»

• Приказ Министерства образования науки РФ от 30 августа 2013 г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года №03-51-5ин/23;

• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.11.2013 г. №6241);

• Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 об утверждении федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП).

Актуальность.

Вопрос создания развивающий предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особенно актуально. Это связанно с новыми требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразна создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Процесс преобразования содержания образовательного процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в группах с ОВЗ является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей и имеет существенное отличие от развивающей среды нормотипичных групп, так как она решает задачи коррекционной помощи и организаций условий, соответствующих задачам ля детей с ОВЗ.

На современном этапе актуализируется необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Проанализировав многообразие методов и технологий по созданию предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ, был разработан проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ», позволяющий использовать пространство групп с ОВЗ для повышения интеллектуального, речевого, психического развития детей, исходя из поставленных задач федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП, а также поставленных программных задач специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога).

Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детей с ТНР и ЗПР для развития каждого ребёнка с ОВЗ с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования проекта «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».

Задачи:

- изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей с ОВЗ.

- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с ОВЗ с учетом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов.

- создать условия для обеспечения разных видов детей с ОВЗ (игровой, интеллектуальной, самостоятельной, их интеграция в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

- стимулировать детей с ОВЗ на разные виды деятельности, развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- стимулировать сенсорную интеграцию;

- расширить кругозор, формировать познавательные интересы детей;

- развивать психофизические качества, интеллектуальные, сенсорные способности;

- повышать уровень концентрации внимания;

- развивать речь, а также навыки чтения.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

- педагогами изучены подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающее полноценное развитие детей с ОВЗ;

- организована развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует гармоничному развитию детей с ОВЗ с учетом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;

- успешное развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

-улучшение звукопроизношения;

- улучшение моторно-зрительной координации;

- развитие пространственного воображения;

- развитие мелкой моторики, мышления, логики, всех видов памяти, концентрации внимания, её переключаемости;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация эмоционально-волевой сферы ребёнка;

- создание положительных мотиваций к занятиям, к режимным моментам;

- нормализация поведения;

- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Этапы реализации проекта :

Первый этап Организационно-подготовительный 1. Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу;

2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения;

3. Определить недостающие компоненты, и составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости;

4. Изучить интересы, предпочтения и особенности детей с ОВЗ;

5. Вовлечь всех участников образовательного проекта в обновление развивающей среды группы.

Второй этап Практический 1. Реализовать запланированные мероприятия по созданию РППС

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в помещении группы для детей с ОВЗ и дополнить недостающие компоненты.

3. Привлечь родителей к созданию развивающей среды группы.

Третий этап Заключительный 1. Проведение итогов в реализации проекта.

2. Презентация для педагогов по теме проекта.

3. Проведение мастер-классов для педагогов по использованию группового пространства с помощью проекта «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».

1. Организационно-подготовительный этап.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что детская деятельность не может быть полноценной только на вербальном уровне, вне предметной среды. В противном случае у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая, и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира ребёнком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Одно из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную игровыми и познавательными материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей.

Работая над созданием развивающей предметно-пространственной среды необходимо исходить из того, что важным условием полноценного воспитания, особенно детей с ОВЗ, является специально организованная РППС, включающая в себя стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов.

Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков психическом развитии детей, а также и в самостоятельной деятельности. Содержание должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи, возможности освоения детьми Программы и их интеграции в ОУ. Для реализации данной коррекционной работы с учетом ФГОС ДО необходимо создать в группе детского сада такую предметно-развивающую среду, которая позволяла бы размещения её в ограниченном пространстве.

Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с понимание и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями, возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Процесс обновления всегда проходит непросто, но личные профессиональные качества воспитателей, интерес к проблеме, желание идти в ногу со временем помогают овладеть новыми подходами в педагогической деятельности. Внедряя новые подходы, важно также не забывать и бережно сохранять богатые традиции воспитания и опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей с психическими нарушениями, в большинстве случаев наблюдается отклонение в познавательной деятельности (восприятие предметов окружающей действительности, пространственная ориентировка и сенсомоторные действия, что существенно снижает возможности ребёнка при ознакомлении с окружающим предметным миром. А это, в свою очередь, снижает мотивацию к познанию окружающего мира.

Вышеизложенные особенности обусловили необходимость создания данного проекта предметно-развивающей среды (или РППС) для детей с ОВЗ, с помощью проекта «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».

Цель данного проекта является создание и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в помещении группы для развития каждого ребёнка с ОВЗ с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

На первом этапе при проведении оценки и анализа РППС группового помещения – перед нами стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям, т. к. воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова.

Основная проблема – нехватка пространства. Эту проблема была решена путем переноса образовательного пространства группы из горизонтали в вертикаль в коридор группы.

Проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» - инструмент, который позволяет необычным способом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразная «интерактивная стена» (живой экран).

«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» - это:

- познавательная активность;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- положительный эмоциональный комфорт;

- творческое самовыражение;

- мотивационная готовность.

Проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» решает следующие задачи:

• Создает условия для познавательной, творческой активности детей.

• Позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации.

• Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление.

• Обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

• Повышает мотивацию к познанию окружающего мира.

Изучив ФАОП, рабочие программы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, Программу воспитания, был составлен план по наполнению проекта, определив пространственное размещение оборудования.

Проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» рассчитан на старшие и подготовительные группы детей с ТНР и детей с ЗПР и условно делится на блоки:

- первый блок «Познавательное развитие».

- второй блок «Развитие эмоционального интеллекта».

- третий блок «Межполушарное развитие».

- четвертый блок «Формирование элементарных математических представлений»

- пятый блок «Фонетическое развитие».

Для реализации данного проекта не обошлись без родителей. Стал вопрос: «Как мотивировать родителей на помощь в реализации нашего проекта

Для решения этого вопроса был создан «Круглый стол», где родителей познакомили с актуальными на данный момент потребностями детей, обсудили возможные варианты закрепления изученного материала, развитие фонетической составляющей речи, автоматизации поставленных звуков, отработки навыков чтения, и как результат, у родителей появился интерес к жизни группы и приняли активное участие в создании условий для комфортного развития детей.

2. Практический этап.

Работа по созданию предметно-развивающей среды

«Познавательное развитие» • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

«Развитие эмоционального интеллекта» • сформированность готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

• развитие умения договариваться;

• развитие умения устанавливать контакт и поддерживать его;

• развитие понимания собственного эмоционального состояния;

• развитие умения сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои эмоции;

• повышение психолого-педагогической компетентности родителей к пониманию мира эмоций ребёнка;

• оптимизация детско-родительских отношений;

• гармонизация внутрисемейных отношений.

«Межполушарное развитие»предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, задействуют речевые центры коры головного мозга;

• способствуют улучшению запоминания;

• улучшают восприятие речи собеседника (родителей, педагога и других детей) и собственной речи;

• вызывают стойкий интерес у ребёнка, активно концентрируют его внимание;

• помогают развивать моторику пальцев, мышление и логику;

• позволяют быстро переключится с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребёнка в занятие.

«Формирование элементарных математических представлений» • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;

• овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);

• стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления;

• развитие представлений детей о числе, счете, множестве, освоение детьми прямого и обратного счета.

• развитие представлений детей о величинах, способах их сравнения и измерения (толщине, весе, высоте, времени);

• развитие представлений о времени суток их частях, месяцах и временах года;

• освоение ориентировки в отношении собственного тела, относительно самих себя, другого человека, расположенных вокруг себя предметов, учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т. ч. на стене и в движении.

«Фонетико-фонематическое развитие» • формирование правильного звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;

• развитие голосового аппарата (умения регулировать громкость голоса при произнесении слов и фраз);

• выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания;

• развитие навыков умелого использования интонационных средств и выразительности речи.

В течение дня от утреннего приема до выхода на вечернюю прогулку коллективом детей под руководством педагога оценивается деятельность каждого ребёнка в разных режимных моментах (приход в сад, одевание на прогулку, раздевание с прогулки, активность на занятии, сон) и расставляют свои фотографии в зависимости от занимаемого рейтинга.

«Места» рейтинга соотнесены с объектами окружающего мира в зависимости от их личных качеств (скорость, величина, высота, временные характеристики и т. д.»

В конце дня при уходе домой ребёнок с родителями оценивают результативность своей деятельности в течении дня.

Во время режимных моментов дети несколько раз подходят к «интерактивной стене» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ», педагог в это время организовывает коррекционно-развивающую деятельность детей с помощью блоков «Межполушарное развитие», «Фонетическое развитие», «Познавательное развитие». Эти игры доступны и для самостоятельной деятельности детей в течение дня.

3. Заключительный этап.

По итогам продолжительной по времени и по содержанию работы создания предметно-пространственной среды были достигнуты следующие результаты:

1. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды позволило повысить степень активности детей, педагогов, родителей.

2. У детей улучшилась саморегуляция и контроль за собственной деятельностью.

3. Наблюдается более успешная автоматизация звуков в самостоятельной речи детей.

4. Произошли личностные изменения (повысилась самооценка, уверенность в себе, мотивация к познанию окружающего мира).

5. Оптимизировались навыки чтения.

6. Повысилась инициативность и активность детей и родителей в организации режимных моментов.

7. У детей сформировалось позитивное отношение к участию в творческой, познавательной, игровой деятельности.

8. У детей появилась возможность демонстрировать личностные достижения, успехи себе, сверстникам, педагогам, родителям.

9. У детей появилось желание идти в детский сад, т. к. группа наполнилась интересным, увлекательным материалом.

«Интерактивная стена» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» представляет интерес не только для детей, но и для педагогов и позволяет изменять наполняемость не только в рамках реализуемых Программ, но и с учетом индивидуальных планов развития детей. При этом самостоятельная деятельность детей может не регламентироваться педагогом. Педагог не руководит ребёнком, а уважает его выбор и интересы, наблюдает, а не вмешивается. Это обеспечивается вариативностью, мобильностью и трансформируемостью «интерактивной стены» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».

Результативность и эффективность «интерактивный стены» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» для развития у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, фонетико-фонематического восприятия, моторно-зрительной координации, пространственного воображения, эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы ребёнка, создания положительных мотиваций к занятиям, к режимным моментам, нормализации общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказалась настолько высокой, что педагогами детского сада было принято решение внедрить в реализацию данную разработку на постоянной основе не только в группах для детей с ОВЗ, но и в группах для детей с нормотипичным развитием.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной среды в первой младшей группе В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно - пространственная среда, которая.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Время первых». Организация предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 15:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД