Руденко Светлана Николаевна
Проект «Времена года» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Теремок» пос. Северный – филиал МБДОУ –
д/с «Сказка» с. Первомайское
Проект
для детей средней группы (4-5 лет)
Воспитатель: Руденко С. Н.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Срок реализации: октябрь 2021 г. – май 2022 г.
Публикация «Проект „Времена года“ в средней группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность: Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля, Зимой отдыхает и дремлет земля.
Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность событий.
Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания, обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.
Проблема: У детей не достаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети не достаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители не достаточно уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы.
Цель проекта : Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
• Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
• Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы.
• Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
• Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.
Ожидаемые результаты проекта :
- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают отличительные признаки каждого времени года;
- у детей развит познавательный интерес к миру природы;
- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы;
- у детей и родителей развиты творческие способности;
- родители являются активными участниками образовательного процесса;
- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.
Итоговые продукты: Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ.
Формы работы:
- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада
- Экскурсии по поселку
- НОД
- Тематические беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижные и дидактические игры
- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)
- Выставки
- Экспериментальная деятельность
Этапы работы над проектом :
1 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
- ввод участников проекта в проблемную ситуацию
- составление тематического планирования мероприятий
- подбор познавательной, художественной литературы
- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап: Практический (с 1 октября – по 15 мая)
Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.
План мероприятий представлен в приложении 1. Содержание мероприятий представлено в приложении 2. 3 этап. Заключительный (с 15 мая – 31 мая)
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
-защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;
-ознакомление родителей с результатами проведения проекта;
-фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;
- выставки детских работ по теме проекта;
- итоговое мероприятие по проекту.
Мероприятия Задачи Работа с родителями
Октябрь
1 неделя Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней)
Д/и «Овощи и фрукты»,
«Ягоды», «Грибы»,
«Чудесный мешочек», «От какого дерева лист», «В саду или в огороде», «Узнай на вкус» Формировать представления об осенних изменениях.
Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания. Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей»
- Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания.
Лепка «Овощи на грядке», «Яблоки на яблоне».
Закреплять знания об овощах и фруктах. Совершенствовать умения лепить круглые и овальные формы.
2 неделя. Изготовление дидактических игр по экологии. Пополнять развивающую среду играми по экологическому воспитанию. Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок из
природного материала.
Раскрашивание осенних листьев Дать представление о разнообразии листьев по форме.
Выставка поделок из природного материала "Лесное царство, огородное
государство" Развивать творческие способности участников проекта
3 неделя. Целевая прогулка «Деревья нашего двора» Учить узнавать и называть несколько деревьев, отмечать их состояние осенью. Привлечение родителей к созданию части макета "Осень"
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»
Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений.
Создание картотеки игр по экологии.
П/и "Ветерок", "Листопад". Пополнить развивающую среду картотекой игр для познавательного развития детей. Учить выполнять движения
согласно тексту.
4 неделя. Рассматривание календаря природы «Времена года» Формировать представления о природных изменениях по сезонам.
Папка-передвижка на тему "Осень"
Рассказ воспитателя «Чем занимаются люди осенью» Дать представления о жизни и особенностях труда в осенний период.
Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему» Формировать представления об осенних изменениях.
Работа с календарем погоды
Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.
Ноябрь
1 неделя. Набл юдения за природой и погодой, за птицами в ноябре.
Учить замечать и называть изменения в природе. Продолжение работы по макету "Осень".
Рисование «Осенние деревья». Учить отражать в рисунках собственные наблюдения.
Д/и «Оденем куклу на прогулку» Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды. Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей.
Чтение стихотворений
"Заглянула осень в сад" В. Степанов, "Осень" М. Ходякова. Развивать интерес к художественному слову.
2 неделя. Рассматривание картинок
«Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах.
Изготовление кормушек для птиц к празднику Зиновий Синичник. Дать представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц). Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам. Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом.
Загадывание загадок об осени, осенних явлениях. Закреплять осенние признаки.
3 неделя. Чтение стихотворений Е. Благинина «Улетают, улетели…», "Листопад" И. Бурсов. Развивать интерес к слову в литературном произведении. Закреплять с детьми названия осенних месяцев
Аппликация «Оденем детей на прогулку» Закрепить названия одежды и изменения одежды в связи с изменением времени года.
Просмотр презентации «Как животные в лесу готовятся к зиме» Знакомить с особенностями жизнедеятельности диких животных в осенний период
Работа с календарем погоды Учить замечать состояние
погоды, отображать его схематично.
4 неделя. Музыкальное развлечение "Праздник осени" Обобщить представление детей о времени года осень, доставить радостное настроение.
Лепка «Грибочки для белочки» Закреплять приёмы лепки (раскатывание колбаски, шара, сплющивание, вдавливание).
Квест на тему «Осень» Закрепить знания детей по теме «Осень».
Декабрь.
1 неделя. Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей.
Сюжетно-ролевая игра "Прогулка в зимний лес". Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре искусства - пейзаж.
Расширять знания детей о зимнем лесе. Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время.
Наблюдения за погодой и природой в декабре. Учить замечать и называть изменения в природе, обратить внимание на "засыпание"природы с наступление зимы.
2 неделя. Д/и "Бывает – не бывает?" Д/и "Какой, какая, какое?" Закреплять особенности времен года.
Учить подбирать прилагательные к словам. Привлечение родителей к созданию макета "Зима".
Рисование "Первый снег" Закрепить умение передавать в рисунке снег приемом примакивания кисти.
Аппликация «Ёлка» оригами. Формировать умение создавать объёмные игрушки из готовых полосок.
Работа с календарем погоды. Учить замечать состояние
погоды, отображать его схематично.
3 неделя. Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года".
Составление рассказов по картинкам «Праздник Новый год». Дать представление о символах и атрибутах Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и т. д.)
Упражнять в умении составлять рассказ по картине. Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми дома "К нам опять пришла
зима" М. Дружинина, "Зима" И. Суриков.
Изготовление новогодних игрушек с детьми. Развивать творческие способности детей.
П/и "Снежинки", "Два мороза" Развивать двигательную активность детей, ловкость, внимание, речь.
4 неделя. Чтение художественной литературыЯ. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок). Развивать интерес к слову в литературном произведении. Помощь в подготовке к конкурсу на "Лучшее оформление группы к новому году".
Экспериментальная деятельность "Цветные льдинки". Развивать первичные навыки исследовательской деятельности.
Рисование "Морозные узоры". Вызвать интерес к зимним явлениям природы.
Новогодний утренник Доставить детям радостное настроение
Январь
Каникулы
2 неделя. Чтение художественной литературы Э. Успенский "Проказы старухи зимы".
Просмотр презентации «Зимние виды спорта». Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Знакомить детей с зимними видами спорта. Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Зимние забавы».
Ц:приобщать родителей к жизни группы и интересам детей
Коллективная работа "Зимнее дерево"
Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.
Развлечение "Зимние забавы" Доставить детям радостное настроение, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
3 неделя Д/и «Когда это бывает»,«Времена года», "Найди ошибку"
Рисование "Мои волшебные снежинки" Закреплять знания признаков времён года и явления природы.
Познакомить со способом изображения снежинок с помощью восковой свечи и акварели. Папка-передвижка "Зима".
Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега.
Закреплять с детьми названия зимних месяцев.
Зимние постройки из снега. Вызвать желание оказывать посильную помощь.
Экспериментальная деятельность "Свойства снега". Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега (холодный, белый, легкий, пушистый, тает).
4 неделя. Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы Предложить родителям в выходные прогуляться по зимнему лесу, понаблюдать за красотой природы зимнего леса.
Подвижные игры "Белые снежинки", "Два Мороза" Развивать координацию движения, ловкость.
Аппликация "Снеговик" Закреплять умения детей вырезать детали для аппликации, развивать аккуратность в выполнении работы.
Беседа "Одежда людей зимой". Закрепить название зимней одежды людей, устанавливать взаимосвязь выбора одежды людей с сезоном.
Февраль
1 неделя. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Наблюдения за погодой, за одеждой людей,за играми детей. Упражнять в составлении рассказа по картине.
Учить замечать и называть изменения в природе,
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Предложить родителям пополнить демонстрационным материалом папки по временам года.
Лепка сюжетной композиции «Зайчики катаются с горы».
Д/и "Чем накормим птиц зимой?" Закреплять умения лепить предметы из нескольких частей.
формировать у детей знания о зимующих птицах, и помощи человека природе
2 неделя. Опыты по замораживанию воды в разных формах. Подвести к понятию, что происходит с водой с понижением температуры. Продолжение работы по изготовлению макета "Зима"
Рисование «Заснеженные деревья» Продолжать формировать умение рисовать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов.
Рассматривание стенгазеты «Зимние забавы». Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе.
Д/и "Что было бы, если. " Закреплять знания о взаимосвязи
в природе, развивать логическое мышление, воображение.
3 неделя. Чтение художественной литературы В. Калинина
«Про снежный колобок», "Белокрылые метели"
Т. Керстен. Развивать интерес к слову в литературном произведении. Закреплять с детьми названия зимних месяцев.
Рассматривание плаката "Времена года" Формировать у детей представление о цикличности времен года.
Работа с календарем погоды Учить осуществлять наблюдение за погодой, схематично фиксировать данные в календаре.
4 неделя. Чтение загадок о зиме. Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать описание предметов и явлений.
Экспериментальная деятельность "Тающий лед" Выяснить, что лед в тепле тает и превращается в воду.
Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?». Уточнить знания о зимнем времени года.
П/и "Снежная баба". Развивать двигательную активность.
Март
1 неделя. Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья» Дать представление детям о празднике, упражнять в рассказывании по картине.
Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.) Учить замечать и называть изменения в природе,
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года" Развивать внимание, умение понимать смысл, активизировать
речь детей.
2 неделя. Чтение художественной литературы "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. Леонтьев.
П/и «Перепрыгнем через ручеёк», «Гори, гори ясно»,
Аппликация "Мимоза" к празднику 8 марта. Учить внимательно слушать произведение, понимать его смысл.
Развивать организованность, инициативность, поддерживать дружеские взаимоотношения.
Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук. Папка-передвижка "Весна".
3 неделя. Посадка семян цветов для клумбы. Поощрять желание детей помогать взрослым. Помощь в оформлении уголка природы к весне.
Д/и "Бывает - не бывает"
Учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание, слуховое восприятие.
Беседа "Куда делся снег? Продолжать знакомить со сменой времен года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы.
4 неделя. Наблюдение за рассадой цветов в уголке природы Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.
Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова. Развивать интерес к художественной литературе, закреплять приметы весны.
Д/и "Что было бы, если. " Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.
Прослушивание песни "Весенняя капель" (Любознайки) Вызвать интерес к музыкальным произведениям, учить внимательно слушать, понимать смысл.
Апрель
1 неделя. Наблюдения за погодой, объектами природы, птицами, одеждой людей и т. д. Учить замечать и называть изменения в природе,
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми "Весна" Е. Карганова.
Чтение художественной литературы и заучивание стих. -я "Весна" Е. Карганова Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Д/и "Когда это бывает?" Продолжать закреплять знания характерных признаков времен года.
2 неделя. Конструирование из бумаги «Кораблик»
Беседа "Солнышко- колоколнышко" (с потешками)
Рисование "Подснежники" Упражнять конструированию из бумаги, приклеивать к основной форме детали.
Уточнить значение солнца для всего живого на земле, развивать мышление, активизировать речь.
Развивать творческие способности, закреплять приемы рисования красками. Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной»
Ц: познакомить родителей как знакомить детей с природой
3 неделя. Уход за рассадой цветов для клумбы.
Чтение художественной литературы: Л. Аким
«Апрель», Е. Изнаирская «Последняя льдинка». Поощрять желание детей помогать взрослым.
Развивать интерес к слову в литературном произведении. Предложить родителям оказать помощь в пополнении рассады цветов в группе.
Беседа с детьми "Весна. Что ты знаешь о ней?". Уточнять представления о явлениях весны
Рисование "Ветка вербы" Закреплять приемы рисования красками, закреплять характерные признаки прихода весны.
Труд в природе: уборка на участке мусора, опавших
листьев. Воспитывать трудолюбие, желание содержать свой участок
в чистоте.
4 неделя. Д/и "Угадай весенний цветок". Закреплять названия весенних цветов, учить внимательно слушать загадки до конца, развивать логическое мышление. Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов.
И. Беляков «Подснежник проснулся» Развивать интерес к литературному слову.
П/и "Медведь проснулся". Вызвать желание играть в совместные игры, развивать двигательную активность.
Опыт с веточками березы с почками. Показать значение воды в жизни растений, воспитывать гуманное отношение к объектам природы.
Май
1 неделя. Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми, цветами и т. д. в мае. Учить замечать и называть изменения в природе;
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Предложить родителям закрепить с детьми названия весенних
месяцев.
Рассматривание альбома «Первоцветы». Расширять представления о некоторых цветах.
Чтение художественной литературы "Весной" Т. Шорыгина, Г. Скребицкий "Счастливый жучок". Развивать интерес к слову в литературном произведении.
Лепка "Цветы". Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета.
2 неделя. Уход за рассадой цветов для клумбы.
Целевая прогулка по территории детского сада. Поощрять желания детей
помогать взрослым ухаживать за растениями.
Развивать наблюдательность путём выявления признаков весны Консультация для родителей «Осторожно, насекомые»
Ц: знакомить с профилактическими мерами от укусов насекомых»
Просмотр презентации "Мир насекомых"
Расширять представление о насекомых.
3 неделя. Лепка "Жук". Учить передавать в лепке образ насекомого, закреплять приемы работы с пластилином. Помощь в оформлении части макета "Лето".
Д/и "Придумай рассказ" закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и сюжетные картинки; развивать связную речь.
Рассказ о труде людей весной. Дать детям знания о труде взрослых в весенний период, воспитывать уважение к
человеческому труду.
4 неделя. Работа с макетом "Времена года". Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения работать с макетом; развивать связную речь.
Коллективная работа "Поляна с цветами" Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.
Итоговое мероприятие по временам года - Викторина. Обобщить и закрепить знания детей о временах года, об их отличительных особенностях.
Стихи.