Татьяна Доценко
Проект «Времена года» по познавательному развитию (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно - практикоориентированный проект
«Времена года».
Автор проекта :
Доценко Т. А. -воспитатель МБДОУ № 8 «Зоряночка».
Целевая группа :
Проект предназначен для детей от 3 до 4 лет.
В работе по проекту участвуют :
- дети от 3 до 4 лет;
- воспитатели;
Публикация «Проект „Времена года“ по познавательному развитию (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- родители (законные представители) воспитанников.
Цель: Формирование у дошкольников начальных представлений о временах года.
Задачи:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Актуальность проекта : В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Масштаб: группа детей от 3 до 4 лет (43 воспитанника).
Длительность проекта : Долгосрочный проект с июня 2019г. по май 2020 г.
Этапы реализации:
1 этап –организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
Условия необходимые для реализации проекта :
1. Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе учитываю психологию детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические требования в образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала и эстетику оформления наглядных пособий.
2. Предметно-развивающая среда : Групповое помещение подразделено: «Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».
3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.
Формы работы с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
заучивание стихов, пословиц, поговорок;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения;
конкурсы;
театрализованная деятельность;
сочинение рассказов и сказок о природе;
видеопросмотры.
Формы работы с родителями:
Наглядная пропаганда;
беседы и консультации;
дни открытых дверей;
круглый стол;
конкурсы.
Методы и приё мы:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения.
элементарный анализ
метод эксперимента
метод моделирования и конструирования.
метод проектной деятельности.
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют
желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
4. Владение связной речью, как средством общения.
Ожидаемый результат:
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят
полученные знания на практике.
План работы по проекту
«Осень разноцветная» : сентябрь – ноябрь.
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации
Тема
Взаимодействие педагога
с детьми
Взаимодействие
родителей
с детьми
Взаимодействие
педагога с семьёй
Сентябрь
Рисование (нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик».
Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад»,
Беседа: «Осень в гости к нам пришла».
Аппликация: «Осеннее дерево».
Д/ игра: «Что нам осень принесла».
П/ игра: «Листья»
Разучивание стихотворений об осени.
Консультация
«Витамины с грядки».
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени».
Октябрь
Экскурсия в осенний парк.
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик».
Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».
Аппликация: «Дождик
дождик – кап, кап, кап».
П/ игра: «Солнышко и дождик».
Сбор гербария
Фото выставка
«Осень золотая».
Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень».
Ноябрь
Животные
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картины: «Зайчиха с зайчатами».
Раскрашивание: «Морковка для зайчика».
П/ игра: «Зайка беленький….».
Совместное ухаживание за домашними животными дома.
Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе».
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью».
«Волшебница – зима» : декабрь – февраль.
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации
Тема
Взаимодействие педагога
с детьми
Взаимодействие
родителей с детьми
Взаимодействие
педагога с семьёй
Декабрь
Пришла зима
Беседа на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).
Рисование: «Падает, падает снег».
Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица».
Д/ и: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
П/ и: «Два Мороза», «Мороз красный нос».
Работа детско- родительская на тему: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».
Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».
Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник.
Январь
Зимующие птицы
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».
Чтение худ. литературы: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег».
Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».
П\ И: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».
Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек.
Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»
Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов ДОУ «Зоряночка» № 8.
Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».
Февраль
Зимние забавы
Беседа: «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».
Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».
Эксперимент с водой:
«Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает».
П/ И: «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки», «Игра в снежки».
Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница - зима».
Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?».
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение в зале.
«Весна-красна» : март– апрель.
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации
Тема
Взаимодействие педагога
с детьми
Взаимодействие
родителей с детьми
Взаимодействие
педагога с семьёй
Март
Весна пришла
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; за птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.
Чтение худ. литературы:
В. Берестов «Март». Рисование: «Вот какие у нас сосульки».
Словесно-речевые игры: «Вот пришла весна», «Какие сосульки?».
П/ И: «В гости к нам весна пришла».
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд».
«Чем же занять ребенка на прогулке весной?».
Итоговое мероприятие: утренник, посвящённый 8 марта.
Апрель
Прилёт птиц
Словесно-речевые игра: «Что весной бывает».
Пальчиковая игра: «Возвращение птиц».
Д/ игра: «Перелётные птицы. П/ игра: «Птички, раз! Птички, два!».
Изготовление скворечника с ребёнком дома.
Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!».
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы весной».
Май
В мире животных и растений
Беседа: «Хорошо у нас в лесу».
Аппликация: «Весенний букет».
Д/ игра: «Чудесный мешочек», «Времена года».
Экспериментирование:
«Соберём водичку», «Тень».
Презентация: «Звери весной».
П/ И: «Скворечники», «У медведя во бору», «Через ручеёк».
Чтение художественной литературы о весне.
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе».
Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года».
«Ах, лето» : июнь – август.
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации
Тема
Взаимодействие педагога
с детьми
Взаимодействие
родителей с детьми
Взаимодействие
педагога с семьёй
Июнь
«Здравствуй, Лето»
Дидактическая игра: «Что бывает летом?». Словесно-Речевая игра: «Лето к нам пришло».
Рисование: «Божья коровка».
Потешка: «Травка муравка».
Труд: полив цветов.
П/ и: «Солнышко и дождик».
Экскурсия в летний лес.
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!".
Июль
«Расцвело цветами
лето»
Беседа: «Цветы – краса земли».
Д/ игра: «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
Хороводная игра: «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».
Труд: полив цветов.
Раскрашивание раскрасок: «Цветы». Опыт: «Нужна ли цветам вода».
Уход за огородом и цветником с детьми дома.
Консультация «О летнем отдыхе детей».
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.
Август
«Насекомые»
Д/ игра: «Кто летает, а кто ползает». Чтение худ. литературы: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха».
Лепка: «Бабочка».
Наблюдение: «Стрекоза, стрекозка».
П/ игра: «Пчелки и медведи».
Рассматривание насекомых.
Консультация «Если ребенка ужалила пчела».
Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето».
Литература:
1. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
2. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.