Пятачкова Наталья
Проект «Вот такие бывают буфеты» (старшая группа)
«ВОТ ТАКИЕ БЫВАЮТ БУФЕТЫ»
Авторы: воспитатель группы №5 Пятачкова Наталья Николаевна, МБДОУ детский сад№4 МО, Солнечногорского района, д. Подолино
Вид проекта: познавательный, речевой, творческий, продуктивный.
Направление реализации проекта: конструктивно-модельная работа с элементами интеграции (аппликация, рисунок, познавательное развитие, ФЭМП, развитие речи, пластилинография).
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Вот такие бывают буфеты“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, нежность, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.
Цель проекта:
Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели, посуде и их значении. Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа. Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. Формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка.
Задачи проекта:
Образовательная:
• Учить различать и называть детали мебели, виды посуды.
• Развитие умения определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов быта.
• Знакомство с материалами (дерево, стекло, бумага, металл, пластик, глина, керамика, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).
• Формирование умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда - мебель) хорошо знакомые предметы.
• Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи: ее колорит, основные элементы.
• Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства.
• Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
Воспитательная:
• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.
• Совершенствование стиля партнерских отношений между детьми и воспитателем.
• Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги и других материалов, а также работать в команде, создавая совместную поделку.
• Формирование у детей положительного эмоционального отзыва при восприятии произведений народных мастеров.
• Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать патриотические чувства.
Развивающая:
• Развитие у детей способности к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, конструирования, изобразительной деятельности, аппликации, пластилинографии.
• Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, пластилином, ножницами, сыпучими материалами. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
• Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.
• Совершенствовать навыки вырезания, приклеивания элементов работы в правильной последовательности и композиционно верно.
• Развивать пространственное воображение, память, речь, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Предполагаемые результаты:
1. Сформировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
2. Повысить эмоциональное, психологическое благополучие.
3. Рост компетентности педагогов в организации проектной деятельности.
4. Появится интерактивный буфет для занятий и театральных постановок.
5. Родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг («Мы за чаем не скучаем», «В гости к бабушкам на чай»).
Реализация проекта: неделя (04.02.2019 – 08.02.2019 г)
Тип проекта: Краткосрочный;
Участники проекта: Воспитатель, дети старшей группы в количестве: 20 человек
Формы работы с детьми:
1. Беседа на тему: «Посуда. Мебель»
Цель: Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении.
2. Худ. эстетическое развитие (рисование): «Роспись силуэтов гжельской посуды»
Цели: Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные цвета.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 ВОТ ТАКИЕ БЫВАЮТ БУФЕТЫ Авторы воспитатель группы Пятачкова Наталья Николаевна МБДОУ детский сад МО Солнечногорского района д](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1384070-1577997360.jpg)
3. Познавательное развитие (целостность мира): «Новоселье»
Цели: Обобщать и уточнять знания детей о мебели, посуде, доме; расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, обращая внимание на умение различать посуду кухонную, столовую, чайную; мебель: столовую, кухонную и мебель для гостиной.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
Совершенствовать навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением.
Развивать творческое воображение, общую и мелкую моторику пальцев рук; речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие.
Воспитывать умение работать в коллективе, контролировать свое поведение. Воспитывать культурно- гигиенические навыки поведения за столом.
4. Слушание музыкальных произведений по тематике Проекта (песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры»).
Цель: Научить грамотно слушать музыкальное произведение;
При анализе прослушанной музыки, привлечь внимание к наиболее важным её элементам, влияющим на характер, жанр, содержание музыкального произведения.
5. Беседа о художниках: «Купчиха за чаем» — Борис Кустодиев, «Натюрморт с баклажанами», Сезанн, Поль.
Цели: Познакомить детей с картинами Б. Кустодиева и П. Сезанна. Вызвать желание всматриваться в картину, выделять элементы содержания, помогающие раскрытию образа. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Подолино Вид проекта познавательный речевой творческий продуктивный](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1384070-1577997444.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Направление реализации проекта конструктивно модельная работа с элементами интеграции аппликация рисунок познавательное развитие ФЭМП развитие речи пластилинография](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1384070-1577997461.jpg)
6. Конструкт. модельная деятельность (из строительных материалов:
Совместная конструктивно-модельная работа «Волшебный буфет» с элементами интеграции (аппликация, рисунок, познавательное развитие, ФЭМП).
Цели: Научить создавать из картона, ткани, пластика, сыпучих продуктов предметы мебели и посуды. Совершенствовать навыки вырезания, приклеивания элементов работы в правильной последовательности и композиционно верно.
Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели, виде посуды и их назначении. Учить различать и называть детали мебели, посуды. Развивать пространственное воображение, память, речь, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.
Закреплять знание о величине предмета. Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги, а также работать в команде, создавая совместную поделку.
7. Заучивание стихотворений:
«Дашин буфет»
К празднику мама купила конфет
И убрала их подальше в буфет.
Праздник настал, но исчезли конфеты.
Вот ведь какие бывают буфеты!
Цели:
•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;
•Обеспечить запоминание;
•Научить выразительно читать перед слушателями;
•Воспитывать любовь к поэзии.
8. Художественно-эстетическое развитие (лепка):
Пластилинография «Баночки с сюрпризами».
Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;
Обучать приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Познакомить с приемом «соединение двух цветов». Развивать мелкую моторику рук. Осуществление знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
9. Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Цель:
Образовательные: -познакомить с русской народной сказкой «Три медведя»
-формировать умение слушать сказку, не перебивая взрослого, дослушивать до конца.
-отвечать на вопросы
Коррекционно- развивающие:
-развивать связную речь, восприятие
-учить ориентироваться в величинах:
Большой, средний, маленький
Воспитательные:
-Воспитывать умение подражать
-формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
10. Сюжетно-ролевые игры:
«Чаепитие»
Цель: Формировать у детей представление о чайной посуде.
Развивать умение понимать обобщающие слова.
Учить принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
Учить объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
«Кафе «Пиццерия».
Цель: Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
11. Чтение стихотворений по теме:
В нашей мастерской чистота, уют, покой.
В печке обжигаются, на весь мир прославятся
Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…
Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки разноцветных птиц.
Машут лепестками волшебные цветы.
Гжельские картины чудесной красоты!
Н. Кутузова.
* * * * *
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…Гжель.
* * * * *
За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из Гжели часто, много лет.
Чайник, чашки, кружки согревали нас,
Милые зверушки радовали глаз.
Но пришёл с подружкой внук к себе домой.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…
Может, и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он чаю для неё налил.
Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!
* * * * *
Нищева Н.
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
* * * * *
Нищева Н.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
* * * * *
12. Развитие речи: Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»
Цель. Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.
13. Познавательное развитие (ФЭМП):
Цели: Познакомить с количественным составом чисел 7 и 8 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1384070-1577997923.jpg)
14. Чтение легенд-сказок «Откуда в Гжели синий цвет».
15. Игровая деятельность:
• дидактические игры: «1-2-5», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Из чего сделана мебель?», «В нашей квартире», «У куклы в комнате», «Подскажи словечко».
• настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки».
• сюжетно-ролевые игры: «Мой дом», «Магазин мебели», «Новоселье».
• подвижные игры: «Чья команда быстрее соберет сервиз», «Столяры».
Литература:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа.
4. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Интернет ресурсы.
Приложение: