Пятачкова Наталья
Проект «Вот такие бывают буфеты» (старшая группа)
«ВОТ ТАКИЕ БЫВАЮТ БУФЕТЫ»
Авторы: воспитатель группы №5 Пятачкова Наталья Николаевна, МБДОУ детский сад№4 МО, Солнечногорского района, д. Подолино
Вид проекта: познавательный, речевой, творческий, продуктивный.
Направление реализации проекта: конструктивно-модельная работа с элементами интеграции (аппликация, рисунок, познавательное развитие, ФЭМП, развитие речи, пластилинография).
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Вот такие бывают буфеты“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, нежность, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.
Цель проекта:
Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели, посуде и их значении. Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и быту русского народа. Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. Формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка.
Задачи проекта:
Образовательная:
• Учить различать и называть детали мебели, виды посуды.
• Развитие умения определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов быта.
• Знакомство с материалами (дерево, стекло, бумага, металл, пластик, глина, керамика, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).
• Формирование умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда - мебель) хорошо знакомые предметы.
• Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи: ее колорит, основные элементы.
• Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства.
• Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
Воспитательная:
• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.
• Совершенствование стиля партнерских отношений между детьми и воспитателем.
• Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги и других материалов, а также работать в команде, создавая совместную поделку.
• Формирование у детей положительного эмоционального отзыва при восприятии произведений народных мастеров.
• Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать патриотические чувства.
Развивающая:
• Развитие у детей способности к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, конструирования, изобразительной деятельности, аппликации, пластилинографии.
• Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, пластилином, ножницами, сыпучими материалами. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
• Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.
• Совершенствовать навыки вырезания, приклеивания элементов работы в правильной последовательности и композиционно верно.
• Развивать пространственное воображение, память, речь, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Предполагаемые результаты:
1. Сформировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
2. Повысить эмоциональное, психологическое благополучие.
3. Рост компетентности педагогов в организации проектной деятельности.
4. Появится интерактивный буфет для занятий и театральных постановок.
5. Родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг («Мы за чаем не скучаем», «В гости к бабушкам на чай»).
Реализация проекта: неделя (04.02.2019 – 08.02.2019 г)
Тип проекта: Краткосрочный;
Участники проекта: Воспитатель, дети старшей группы в количестве: 20 человек
Формы работы с детьми:
1. Беседа на тему: «Посуда. Мебель»
Цель: Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении.
2. Худ. эстетическое развитие (рисование): «Роспись силуэтов гжельской посуды»
Цели: Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные цвета.
3. Познавательное развитие (целостность мира): «Новоселье»
Цели: Обобщать и уточнять знания детей о мебели, посуде, доме; расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, обращая внимание на умение различать посуду кухонную, столовую, чайную; мебель: столовую, кухонную и мебель для гостиной.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
Совершенствовать навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением.
Развивать творческое воображение, общую и мелкую моторику пальцев рук; речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие.
Воспитывать умение работать в коллективе, контролировать свое поведение. Воспитывать культурно- гигиенические навыки поведения за столом.
4. Слушание музыкальных произведений по тематике Проекта (песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры»).
Цель: Научить грамотно слушать музыкальное произведение;
При анализе прослушанной музыки, привлечь внимание к наиболее важным её элементам, влияющим на характер, жанр, содержание музыкального произведения.
5. Беседа о художниках: «Купчиха за чаем» — Борис Кустодиев, «Натюрморт с баклажанами», Сезанн, Поль.
Цели: Познакомить детей с картинами Б. Кустодиева и П. Сезанна. Вызвать желание всматриваться в картину, выделять элементы содержания, помогающие раскрытию образа. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
6. Конструкт. модельная деятельность (из строительных материалов:
Совместная конструктивно-модельная работа «Волшебный буфет» с элементами интеграции (аппликация, рисунок, познавательное развитие, ФЭМП).
Цели: Научить создавать из картона, ткани, пластика, сыпучих продуктов предметы мебели и посуды. Совершенствовать навыки вырезания, приклеивания элементов работы в правильной последовательности и композиционно верно.
Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели, виде посуды и их назначении. Учить различать и называть детали мебели, посуды. Развивать пространственное воображение, память, речь, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.
Закреплять знание о величине предмета. Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги, а также работать в команде, создавая совместную поделку.
7. Заучивание стихотворений:
«Дашин буфет»
К празднику мама купила конфет
И убрала их подальше в буфет.
Праздник настал, но исчезли конфеты.
Вот ведь какие бывают буфеты!
Цели:
•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;
•Обеспечить запоминание;
•Научить выразительно читать перед слушателями;
•Воспитывать любовь к поэзии.
8. Художественно-эстетическое развитие (лепка):
Пластилинография «Баночки с сюрпризами».
Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;
Обучать приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Познакомить с приемом «соединение двух цветов». Развивать мелкую моторику рук. Осуществление знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
9. Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Цель:
Образовательные: -познакомить с русской народной сказкой «Три медведя»
-формировать умение слушать сказку, не перебивая взрослого, дослушивать до конца.
-отвечать на вопросы
Коррекционно- развивающие:
-развивать связную речь, восприятие
-учить ориентироваться в величинах:
Большой, средний, маленький
Воспитательные:
-Воспитывать умение подражать
-формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
10. Сюжетно-ролевые игры:
«Чаепитие»
Цель: Формировать у детей представление о чайной посуде.
Развивать умение понимать обобщающие слова.
Учить принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
Учить объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
«Кафе «Пиццерия».
Цель: Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
11. Чтение стихотворений по теме:
В нашей мастерской чистота, уют, покой.
В печке обжигаются, на весь мир прославятся
Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…
Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки разноцветных птиц.
Машут лепестками волшебные цветы.
Гжельские картины чудесной красоты!
Н. Кутузова.
* * * * *
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…Гжель.
* * * * *
За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из Гжели часто, много лет.
Чайник, чашки, кружки согревали нас,
Милые зверушки радовали глаз.
Но пришёл с подружкой внук к себе домой.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…
Может, и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он чаю для неё налил.
Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!
* * * * *
Нищева Н.
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
* * * * *
Нищева Н.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
* * * * *
12. Развитие речи: Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»
Цель. Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.
13. Познавательное развитие (ФЭМП):
Цели: Познакомить с количественным составом чисел 7 и 8 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
14. Чтение легенд-сказок «Откуда в Гжели синий цвет».
15. Игровая деятельность:
• дидактические игры: «1-2-5», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Из чего сделана мебель?», «В нашей квартире», «У куклы в комнате», «Подскажи словечко».
• настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки».
• сюжетно-ролевые игры: «Мой дом», «Магазин мебели», «Новоселье».
• подвижные игры: «Чья команда быстрее соберет сервиз», «Столяры».
Литература:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа.
4. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Интернет ресурсы.
Приложение: