Татьяна Кулешова
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Условия возникновения проекта.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности. Выражается нравственность на индивидуальном уровне в мировоззренческом целомудрии, на социальном- в милосердии. В личности любого человека сплетены две стороны- рационально-логическая и эмоционально-душевная. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Это значит, что при всей важности школьного возраста начинать необходимо все-таки с детсадовского, так как исправлять всегда труднее, чем заложить сразу правильно. Да и многие потенции личности, прекрасно проявляемые у дошкольников, к школьному возрасту притупляются, утрачивают гибкость, обрастают ограничителями в виде вредных мировоззренческих и социальных стереотипов. Результаты воспитания духовности, нравственности,целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих условий реализации комплексного подхода к воспитанию. Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию мы находим в русской народной традиции.
Публикация «Проект „Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа“» размещена в разделах
Актуальность.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовнонравственному образованию и воспитанию детей. Данная тема не нова, однако многие педагоги работая над этой проблемой, к сожалению, допускают две значимые ошибки. Первая-это распространенная вульгаризация русской культурной традиции, сведение к выхолощенному концертному фольклору. Вторая-это сведение ее только к народно-крестьянским традициям. Но ведь русская народная культура-это еще и русская классика в поэзии, литературе, музыке, это и открытость к восприятию шедевров культур соседних народов. Поэтому русская культура, оставаясь русской,оказывается универсальной в таких полиэтнических коллективах, как многие наши детские сады и школы. Беря за основу народные методы воспитания и образования, я постаралась ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры,работу по приобщению детей к народной культуре системно, по всем направлениям с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и их родителей,а также с установлением внешних связей. Тема моего проекта выбрана не случайно, это не просто возврат к российской старине, тем более это не дань моде. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те, традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря котором он стал великим народом.
Основная цель проекта.
• приобщение к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей и патриотических чувств через народный фольклор.
Задачи.
• знакомить детей с различными формами культуры;
• воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;
• поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;
• формировать чувство любви к своей Родине;
• приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
• совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
• формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
• воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
• знакомство с народными инструментами и их звучанием
• ознакомление с народными музыкальными играми
• ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Приоритетная область :
• Художественно – эстетическое и социальное развитие: - формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- способствование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.
Актуальным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие: - формирование любознательности; развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. -формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Речевое развитие: -воспитывать интерес к устному народному творчеству. -формирование грамматически правильной устной речи. -обогащение активного словаря. -знакомство с книжной культурой.
• Художественно-эстетическое развитие: -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). -развитие эмоционального отклика на произведения прикладного искусства.
Тип проекта : Творчески-поисковый
Участники проекта. -педагоги ДОУ, дети, родители, педагоги доп. образования, сотрудники детской библиотеки, сотрудники местного краеведческого музея.
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа» разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта. Информационный, творческо-практический, музыкально-театрализованный.
Этапы реализации проекта.
1 этап Анкетирование родителей. Подбор соответствующей литературы. Подбор дидактического материала.
2 этап Проведение цикла занятий. Посещение городской библиотеки.
3 этап Повторный мониторинг. Планирование работы по проекту на будущее.
Предварительная работа. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:
• иллюстрированный материал;
• подборка фольклорного материала;
• фотоэкспозиции предметов русского быта;
• подборка дидактических игр;
• атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
• макеты русской избы, русской деревни.
1этап-подготовительный.
• -определение цели и задач проекта, его мотивации;
• -анкетирование (опрос) среди родителей;
• - обсуждение проекта с родителями;
• -выбор возможных источников информации;
• -изучение информационных источников по вопросам;
• - подготовка консультаций для родителей;
Мониторинг сформированности представлений о культуре и традициях русского народа : -проводился в форме опроса (анкетирования). -творческих заданий.
2 этап- основной.
Реализация проекта. o -подготовка ряда занятий, конспектов; o -чтение художественной литературы; - осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
• -работа с памятниками культуры;
• -создание презентаций;
• -разработка тематических недель;
• -разработка календарно-обрядовых праздников;
• -посещение детьми городской библиотеки,
• -посещение детьми краеведческого музея.
3 этап- заключительный.
Повторный мониторинг освоения детьми данной образовательной области. Оценка уровня усвоения образовательной области детьми
Предполагаемые результаты проекта. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Миф 5: 15)
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я надеюсь достичь следующих результатов:
• - устойчивости навыков поведения;
• - сформированности основ ценностных сфер личности;
• - целостности восприятия мира;
• - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• - формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
• - развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
• -усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
• - знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.