МААМ-картинки

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Татьяна Кулешова
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Условия возникновения проекта.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности. Выражается нравственность на индивидуальном уровне в мировоззренческом целомудрии, на социальном- в милосердии. В личности любого человека сплетены две стороны- рационально-логическая и эмоционально-душевная. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Это значит, что при всей важности школьного возраста начинать необходимо все-таки с детсадовского, так как исправлять всегда труднее, чем заложить сразу правильно. Да и многие потенции личности, прекрасно проявляемые у дошкольников, к школьному возрасту притупляются, утрачивают гибкость, обрастают ограничителями в виде вредных мировоззренческих и социальных стереотипов. Результаты воспитания духовности, нравственности,целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих условий реализации комплексного подхода к воспитанию. Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию мы находим в русской народной традиции.

Публикация «Проект „Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа“» размещена в разделах

Актуальность.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовнонравственному образованию и воспитанию детей. Данная тема не нова, однако многие педагоги работая над этой проблемой, к сожалению, допускают две значимые ошибки. Первая-это распространенная вульгаризация русской культурной традиции, сведение к выхолощенному концертному фольклору. Вторая-это сведение ее только к народно-крестьянским традициям. Но ведь русская народная культура-это еще и русская классика в поэзии, литературе, музыке, это и открытость к восприятию шедевров культур соседних народов. Поэтому русская культура, оставаясь русской,оказывается универсальной в таких полиэтнических коллективах, как многие наши детские сады и школы. Беря за основу народные методы воспитания и образования, я постаралась ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры,работу по приобщению детей к народной культуре системно, по всем направлениям с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и их родителей,а также с установлением внешних связей. Тема моего проекта выбрана не случайно, это не просто возврат к российской старине, тем более это не дань моде. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те, традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря котором он стал великим народом.

Основная цель проекта.

приобщение к традициям жизни русского народа, к истокам народной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей и патриотических чувств через народный фольклор.

Задачи.

• знакомить детей с различными формами культуры;

воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;

• поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;

• формировать чувство любви к своей Родине;

• приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

• совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

• формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;

• знакомство с народными инструментами и их звучанием

• ознакомление с народными музыкальными играми

• ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Приоритетная область :

• Художественно – эстетическое и социальное развитие: - формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

- способствование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.

Актуальным является интегрированный подход, при котором русские народные праздники рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: - формирование любознательности; развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. -формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие: -воспитывать интерес к устному народному творчеству. -формирование грамматически правильной устной речи. -обогащение активного словаря. -знакомство с книжной культурой.

Художественно-эстетическое развитие: -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). -развитие эмоционального отклика на произведения прикладного искусства.

Тип проекта : Творчески-поисковый

Участники проекта. -педагоги ДОУ, дети, родители, педагоги доп. образования, сотрудники детской библиотеки, сотрудники местного краеведческого музея.

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа» разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта. Информационный, творческо-практический, музыкально-театрализованный.

Этапы реализации проекта.

1 этап Анкетирование родителей. Подбор соответствующей литературы. Подбор дидактического материала.

2 этап Проведение цикла занятий. Посещение городской библиотеки.

3 этап Повторный мониторинг. Планирование работы по проекту на будущее.

Предварительная работа. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:

• иллюстрированный материал;

• подборка фольклорного материала;

• фотоэкспозиции предметов русского быта;

• подборка дидактических игр;

• атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;

• макеты русской избы, русской деревни.

1этап-подготовительный.

• -определение цели и задач проекта, его мотивации;

• -анкетирование (опрос) среди родителей;

• - обсуждение проекта с родителями;

• -выбор возможных источников информации;

• -изучение информационных источников по вопросам;

• - подготовка консультаций для родителей;

Мониторинг сформированности представлений о культуре и традициях русского народа : -проводился в форме опроса (анкетирования). -творческих заданий.

2 этап- основной.

Реализация проекта. o -подготовка ряда занятий, конспектов; o -чтение художественной литературы; - осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);

• -работа с памятниками культуры;

• -создание презентаций;

• -разработка тематических недель;

• -разработка календарно-обрядовых праздников;

• -посещение детьми городской библиотеки,

• -посещение детьми краеведческого музея.

3 этап- заключительный.

Повторный мониторинг освоения детьми данной образовательной области. Оценка уровня усвоения образовательной области детьми

Предполагаемые результаты проекта. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я надеюсь достичь следующих результатов:

• - устойчивости навыков поведения;

• - сформированности основ ценностных сфер личности;

• - целостности восприятия мира;

• - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

• - формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

• - развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

-усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

• - знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 20:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кулешова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД