Арискина Анастасия
Проект «Волшебный песок» в рамках кружка естественно-научной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети подготовительной группы «Фантазёры», воспитатели, родители.
Руководитель проекта: Анастасия Сергеевна Арискина
Тип проекта: научно -исследовательский.
Вид проекта: групповой, долгосрочный
Цель проекта: развитие познавательной активности воспитанников, ознакомление со свойствами песка, через исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о происхождении и свойствах песка, обогащать и развивать речь детей.
Темочки:
• Обеспечить через опытно-экспериментальную деятельность развитие умения детей определять свойства песка.
• Формировать у детей знания о значении песка в жизни человека.
• Побудить интерес к познавательной деятельности.
Актуальность:
Удивительные слова о песке сказал К. Д. Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка – куча песка». Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться. Возникла необходимость расширения знаний и представлений о свойствах песка.
Дети старшего дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. У них возник интерес к песку. А проект дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания о песке, его свойствах.
Продукт проектной деятельности.
• Изготовление буклета «Проводим опыты с песком».
• Коллекция творческих работ с применением песка.
Обеспечение проектной деятельности.
Методическое
• Информационная папка для родителей.
• Консультация педагога-психолога «Песочная анимация».
Материально-техническое обеспечение.
• Мини-лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, стаканчики, формочки для песка и т. п.).
• Песок: речной, морской, цветной, кинетический.
• Цветной мел.
• Емкости для проведения опытов.
• Набор иллюстраций.
• Сборник мультфильмов о песке.
• Видео.
• Микроскоп.
Место проведения:
Подготовительная группа «Фантазеры», групповой участок.
Сроки проведения: июль-сентябрь 2019г.
Форма проведения: групповая, подгрупповая.
Вид деятельности:Образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная опытно-экспериментальная деятельность.
Ожидаемый результат.
Развитие интереса детей к исследованию песка, его свойств, ценности и использовании человеком.
Развитие речевой активности, расширение словаря.
Гипотеза исследования.
Развитие познавательных потребностей ребенка с развитым и сформированным осознанным отношением к природе, будет эффективно, если исследовательская деятельность старших дошкольников стимулирует творческий подход и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, инициативы и желаний.
Объект исследования – песок.
Предмет исследования: свойства песка.
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
- Изучение информации, беседы
- Постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдение.
- Подбор материалов и оборудования для исследования.
- Использование художественной литературы.
- Анализ просмотра познавательных мультфильмов.
- Анализ познавательной литературы.
- Экспериментальная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Рассматривание.
- Творческая деятельность.
- Игровая деятельность.
Этапы работы над проектом:
• Подготовительный этап
2. Основной (практический) этап
3. Заключительный этап
Подготовительный этап.
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель и задачи для экспериментирования; подобрали познавательную, научную и художественную литературу по теме проекта; рассматривали иллюстрации пустынь, морских побережий, мест добычи песка. Собрали коллекцию разновидностей песка (морской, речной, кварцевый, кинетический, цветной). Прочитали сказку «Песочные часы» Вениамина Каверина. Н. Носова «На горке»
После просмотра мультфильмов о песке интерес к этой теме у ребят повысился. Им захотелось провести опыты и эксперименты с пеком. С этого и начались наши исследования.
Основной (практический) этап
Сначала мы с детьми узнали откуда берётся песок, мы взяли по два камешка постучали, потёрли их друг о друга, то что получилось рассмотрели под лупой.
Потом мы изучили состав песка. Для этого мы в микроскоп рассмотрели песок. Выяснили, что песчинки бывают белые, желтые, коричневые, зеленые и даже черные. Все они разной формы. В ходе экспериментальной деятельности выяснили свойства сухого и мокрого песка.
Изготовление рисунков и аппликаций из песка для эстетического оформления детского сада и групп
Проведение опытов и экспериментов было интересным для детей. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, делали выводы.
Заключительный этап.
Продуктом нашего проекта было художественно-эстетическое творчество. Дети познакомились со способом рисования картин песком, сделали поделки из кинетического песка для украшения группы. Оформили альбом опытов для детей других групп. Оформили материалы для родительского уголка.
Изготовили песочные часы для творческой лаборатории.
Результаты:
В результате реализации проекта, дети расширили и обобщили знания о песке, кратко описав его свойства, места добычи и использование человеком. Расширили знания о том, какие виды песка бывают. Выросла речевая активность детей.
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами различного песка, создание альбома опытов.
В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:
Существует несколько видов песка.
Песок – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Осмысление элементарных естественно - научных представлений о песке, как ископаемом.
Узнали свойства и качества песка.