Eлена Бобкова
Проект «Волшебный мир оригами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Волшебный мир оригами» (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Публикация «Проект „Волшебный мир оригами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу
Актуальность:
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами :
• Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
• развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
• концентрацию внимания,
• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Цель: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.
- научить «читать» пооперационную карту;
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой деятельности;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Гипотеза: занятия оригами будут способствовать развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.
Участники проекта : дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации:
Краткосрочный 21.09.2020 –02.10.2020 г.
Тип проекта : информационно –практико– ориентированный.
Основные форма реализации проекта :
Беседы, организация ОД, мини-выставки, консультации, буклеты для родителей.
Ожидаемые результаты:
- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
В проекте выделены три этапа :
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».
5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6. Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности
Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста
8. Диагностика детей.
Второй этап – основной.
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами
3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь»,
«треугольник», «блин», «воздушный змей», «рыба», «караблик», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
2. Для сюжетно-ролевых игр: кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
3. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
4. Изготовление в технике оригами героев сказок.
5. Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Содержание (перспективный план)
21 сентября
Беседа «Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги»
Дидактическая игра: «Калейдоскоп»
Цель: Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ
22 сентября
Беседа «История возникновения техники оригами»
Чтение художественных произведений: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Творческая деятельность: «Лисичка»
Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.
Презентация: «Базовые формы оригами»
23 сентября
Беседа «
Уголок Худ. лит-ры: подобрать художественную литературу про домашних животных.
Творческая деятельность: Оригами «Мордочка щенка и кошки» Забавные животные.
Цель: Развивать творческое воображение Воспитывать аккуратность при работе с бумагой «Кораблик» Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»
26 сентября
Беседа «Беседа о труде взрослых, создающих предметы из бумаги»
Творческая деятельность: «Лягушка»
Цель: Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги
Чтение художественной литературы: Сказка «Царевна-лягушка»
27 сентября
Уголок творчества: Рассматривание схем оригами.
Чтение художественной литературы: Оригамская сказка «Крестьянин»
Творческая деятельность: «Кораблик»
Цель: Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»
28 сентября
Дидактическая игра: «Сложи из частей»
Чтение художественной литературы: Загадывание и отгадывание загадок.
Творческая деятельность: «Цыпленок»
Цель: Упражнять детей в многократном складывании бумаги; Развивать глазомер. Совершенствовать навыки сгибания, складывания
29 сентября
Чтение художественных произведений: стих про оригами (геометрические фигуры) «Мальчишка-мечтатель»
Творческая деятельность: Изготовление атрибута «кошелек» к сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
30 сентября
Чтение художественных произведений: Сказка «Лисичка»
Творческая деятельность: «Лисичка»
Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.
1 октября
Чтение художественных произведений: Стих «Город оригами»
Творческая деятельность: «Рыбка»
Развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки
Уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам»
Цель: Самостоятельно изготовление поделки по карте схеме
2 октября
Чтение художественных произведений: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Творческая деятельность: Коллективная работа «Аквариум с рыбками»
Цель: Умение создать определенный образ
Диагностика развития конструктивных способностей (оригами)
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Организация деятельности с родителями
Анкета «Оригами и дети»
Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Выставка книг: «Вдохновение из Японии»
Выставка: «Волшебный мир оригами»
Буклеты: «Оригами – через игру к творческому развитию»
«Детям об оригами»
Мастер класс «Игрушки из бумаги»
Диагностика
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадр т, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Анкета «Оригами и дети» Уважаемые родители! Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.
Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы:
1. Количество детей в семье ___
2. Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки из бумаги? ___
3. Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься оригами?___
4. Кто должен знакомить детей с приемами складывания бумаги? (нужное подчеркнуть)
- родители
- бабушки, дедушки
- воспитатели
- братья, сестры
- другие (укажите)___
6. Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___
7. Кто-нибудь из старшего поколения занимался оригами?___
8. Как Вы считаете, есть ли польза для детей от изготовления поделок?___
Если да, то какая? (нужное подчеркнуть)
- развитие творчества, воображения
- развитие познавательных способностей
- развитие исследовательских навыков
- формирование тонкой моторики рук
- другие (указать)___
9. Хотели бы Вы получить информацию об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения?___
Спасибо!
Содержание (перспективный план)
21 сентября
Беседа «Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги»
Дидактическая игра: «Калейдоскоп»
Цель: Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ
22 сентября
Беседа «История возникновения техники оригами»
Чтение художественных произведений: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Творческая деятельность: «Лисичка»
Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.
Презентация: «Базовые формы оригами»
23 сентября
Беседа «
Уголок Худ. лит-ры: подобрать художественную литературу про домашних животных.
Творческая деятельность: Оригами «Мордочка щенка и кошки» Забавные животные.
Цель: Развивать творческое воображение Воспитывать аккуратность при работе с бумагой «Кораблик» Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»
26 сентября
Беседа «Беседа о труде взрослых, создающих предметы из бумаги»
Творческая деятельность: «Лягушка»
Цель: Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги
Чтение художественной литературы: Сказка «Царевна-лягушка»
27 сентября
Уголок творчества: Рассматривание схем оригами.
Чтение художественной литературы: Оригамская сказка «Крестьянин»
Творческая деятельность: «Кораблик»
Цель: Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косынка»
28 сентября
Дидактическая игра: «Сложи из частей»
Чтение художественной литературы: Загадывание и отгадывание загадок.
Творческая деятельность: «Цыпленок»
Цель: Упражнять детей в многократном складывании бумаги; Развивать глазомер. Совершенствовать навыки сгибания, складывания
29 сентября
Чтение художественных произведений: стих про оригами (геометрические фигуры) «Мальчишка-мечтатель»
Творческая деятельность: Изготовление атрибута «кошелек» к сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
30 сентября
Чтение художественных произведений: Сказка «Лисичка»
Творческая деятельность: «Лисичка»
Цель: Научить мастерить лисичку по пооперационной схеме.
1 октября
Чтение художественных произведений: Стих «Город оригами»
Творческая деятельность: «Рыбка»
Развивать умение складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки
Уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам»
Цель: Самостоятельно изготовление поделки по карте схеме
2 октября
Чтение художественных произведений: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Творческая деятельность: Коллективная работа «Аквариум с рыбками»
Цель: Умение создать определенный образ
Диагностика развития конструктивных способностей (оригами)
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Организация деятельности с родителями
Анкета «Оригами и дети»
Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Выставка книг: «Вдохновение из Японии»
Выставка: «Волшебный мир оригами»
Буклеты: «Оригами – через игру к творческому развитию»
«Детям об оригами»
Мастер класс «Игрушки из бумаги»
Диагностика
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадр т, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Анкета «Оригами и дети» Уважаемые родители! Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.
Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы:
1. Количество детей в семье ___
2. Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки из бумаги? ___
3. Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься оригами?___
4. Кто должен знакомить детей с приемами складывания бумаги? (нужное подчеркнуть)
- родители
- бабушки, дедушки
- воспитатели
- братья, сестры
- другие (укажите)___
6. Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___
7. Кто-нибудь из старшего поколения занимался оригами?___
8. Как Вы считаете, есть ли польза для детей от изготовления поделок?___
Если да, то какая? (нужное подчеркнуть)
- развитие творчества, воображения
- развитие познавательных способностей
- развитие исследовательских навыков
- формирование тонкой моторики рук
- другие (указать)___
9. Хотели бы Вы получить информацию об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения?___
Спасибо!