Марина Евсеева
Проект «Волшебный мир общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Волшебный мир общения"
Составил: воспитатель
Евсеева М. С. МБДОУ Ярский детский сад №3
Актуальность
В последнее время многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, разговаривая, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, обижают друг друга. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
Публикация «Проект „Волшебный мир общения“» размещена в разделах
В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна организовать межличностное взаимодействие, решить различные коммуникативные задачи, обеспечивает ей успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Цель: формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Задачи:
5-6 лет (старшая группа):
1. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
2. Формировать начальные навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
3. Способствовать осознанию детьми необходимости соблюдения правил жизни группы.
4. Формировать способность принимать критику взрослых и сверстников.
5. Закладывать основы морального поведения.
6. Развивать эмпатию.
7. Развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками, способность к выражению своих мыслей.
8. Развивать связную речь.
9. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
6-7 лет (подготовительная группа):
1. Совершенствовать навык подчинения своего поведения правилам в игре и способности эмоциональной саморегуляции.
2. Закреплять правила ведения диалога.
3. Формировать культуру поведения.
4. Учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации.
5. Продолжать развивать уверенность в себе и своих силах, способствовать становлению адекватной самооценки, вносить в образ «Я» понимание ребенком своих положительных качеств и сильных сторон своей личности.
6. Развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками, способность к выражению своих мыслей.
7. Совершенствовать связную речь.
8. Закладывать основу психологической устойчивости к неуспехам и вырабатывать установку на его конструктивное преодоление.
9. Содействовать становлению социально-ценных взаимоотношений между детьми в группе.
Вид проекта: долгосрочный, творчески-игровой, групповой.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Срок реализации: 2017-2019 год
Ожидаемые результаты в конце реализации проекта:
• ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
Продукт: создание альбома «В нашем садике родном – очень весело живём», коллаж «Дерево дружбы», оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», альбом добрых дел.
Этапы Мероприятия
I этап- подготовительный
Создание методической базы, изучение материалов для реализации проекта. -Изучение психолого-педагогической литературы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
- Составление проекта, определение целей и задач.
-Составление картотеки коммуникативных игр, игр на социально-личностное развитие детей.
-Обогащение РППС настольными играми, иллюстративным материалом, атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр,
-Анкетирование родителей.
- Мотивация детей.
II этап-основной
Организация запланированных мероприятий
1. Раздел: «Позитивный образ «Я»
Беседы: «Кто Я? Какой Я?», «Я - хозяин своих чувств», «Мои помощники», «Как изменить чувства другого человека», «Волшебные средства понимания», «Знакомьтесь - это я!», «Тайна моего имени», «Я - сам и Я - другие», «Правила нашей группы»
Составление творческих рассказов: «Мой портрет», «Ты мне нравишься, потому что.», «Я люблю тебя за то.»
Интервью «Ваша мечта», «Чем вы любите заниматься дома?», «Что означает твое имя?»
Игры и игровые ситуации: «Зал славы», «Кто я?», «Какой я хороший», «Ветер дует в сторону…», «Придумай новое имя», «Ты самый, самый», «Мир без тебя», «Я в будущем», «Разноцветное имя», «Я в рисунках» (Прохорова, «Комплименты», «Ветер дует на.»
Упражнения: «Я- есть, я -буду», Я-хочу, Я-могу, Я-умею», «Я даю свое имя», «Сказка о себе», «Я -такой», «Я не люблю», «Закончи предложение», «Успехи» (Прохорова)«Закончи предложение», «Тихо-громко», «Чем мы похожи», «Я в школе»
Рисование: «Автопортрет», «Моя профессия», «Моя семья»
Тренинг «Узнай меня», «Мы все разные»
Ритуал, круг приветствия и прощания
Песочная терапия (игры с песком)
Музыкотерапия
2. Мир эмоций
Речевое развитие
Беседы: «Какие чувства мешают жить»,
Интервью: «Что вы делаете, когда злитесь?», «Как улыбка делает чудеса?»
Упражнения: «Злость», «Изгнание злости», «Грусть», «Удивление», «Печаль», «Мешочек», «Телеграмма», «Внутренние переживания», «Языки общения», «Ручеек радости»
Игры и игровые ситуации: «Цвета эмоций», «Настроение», «Угадай настроение», «Передай настроение», «Передача чувств», «Передай улыбку по кругу», «Подарок другу», «Передай движение», «Эхо», «Тихий разговор», «Где я побывал», «Испорченный телефон», «Выбери партнера», «Разговор через стекло»,
Дидактические игры: «Подбери настроение», «Подбери мимику»
Рисование: «У меня сегодня такое настроение», «Мой страх», «Кляксы», «Веселая картинка»
Этюды: «Раздумье», «Я не знаю», «Золотые капельки», «Грязь», «Северный полюс», «Хорошее настроение», «Стыд», «Ябеда», .
Чтение художественной литературы: Н. Померанцева «Разное настроение», Венгер А.
«Цвета радуги»
Музыкотерапия
3. Раздел: «Давайте жить дружно!»
Беседы: «Кто такой настоящий друг», «Друзья познаются в беде», «Друг заболел», «Мы - дружная команда», «Об этикете».
Интервью: «Кто такой друг?», «Что такое дружба?», «Мои друзья», «Что вы знаете о девочках (о мальчиках?», «Чем похожи мальчики и девочки?»
Составление творческих рассказов: «Город Вежливости», «Мой друг», «Секрет волшебных слов»
Диалоговая рефлексия: прием «Ролевая маска», прием «Прогнозирование развития ситуации», прем ТРИЗ «Что было бы, если люди перестали общаться друг с другом», «Сказки перевертыши», прием «Любимые мультфильмы товарища», прием «Измени конец истории», прием «Добрые слова»
Игры и игровые ситуации:
-«Общий круг», «Назови себя», «Снежный ком», «Ласковое имя», «Встаньте те, кто…», «Менялки», «Мое настроение», «Опиши друга», «Найди изменения», «Представь», «Зеркало», «Упрямое зеркало», «Найди своего брата или сестру», «Кто сказал?», «Радио», «Справа, справа от меня есть одно местечко», «Наоборот», «Превращение»;
- «Давай поздороваемся», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Продолжи движение», «Божья коровка», «На тропинке», «На мостике», «Лабиринт», «Слепой и поводырь», «Насос и надувная игрушка», «Заколдованные друзья», «Весы», «Клеевой дождик», «Сороконожка», «Липучка», «Путанка», «Змейка», «Дракон кусает свой хвост», «Волшебные заросли», «Эстафета дружбы», «На тропинке»
Упражнения: «Как я поступаю», «Снежинки», «Рисуем всей группой», «Выбери игрушки, которыми любят играть мальчики - девочки», «Умей извиниться»
Сюжетно-ролевые игры: «Приём гостей», «День рождение», «Дружна семья», «Гости», «Приезд родных», «В гости к бабушке», «Кафе», «Такси», «В гостях»
Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Лесенка», «Возрастная линия», «Это правда или нет?»
КВН «Мы дружная команда»
Этюды: «Бабушка приехала», «Усталость», «Солёный чай», «Гадкий утёнок», «Пойми меня», «Дружная семья», инсценировка стихотворения С. Михалкова. «Бараны».
Игры-тренинги: «Волшебное путешествие», «Сиамские близнецы», «Заколдованный остров», «Морозко», «Иголка и нитка»
Чтение художественной литературы: А. Кондратьев «Добрый день» И. Пивоваров «Вежливый ослик» А. Яшин «Встреча» А. Барто «Медвежонок - невежа», стихотворения на тему: «Этикет общения», сказка О. Хухлаевой «Не хочу», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», Волгина Т. «Два друга», Викторов В. «Дружат дети всей земли», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», разучивание мирилок, считалок.
Работа с пословицами и поговорками
Рассматривание иллюстраций из книг: «Хорошие манеры»; «Уроки этикета».
Выставки: фото «Мои друзья», «Герб нашей группы» (Моей семьи)
Экскурсии: по улицам поселка, в музей, в библиотеку, в другой детский сад
Лепка: «Встанем в дружный хоровод»
Рисование: «Цвет моей улыбки»
Пение песен: «Что такое этикет», «Песенка о вежливости», танец «Танец друзей»
Подвижные игры
Песочная терапия (игры с песком)
Коллективная трудовая деятельность
III этап – заключительный
Подведение итогов
-Анализ результатов проекта.
-Создание альбома «В нашем садике родном – очень весело живём», коллаж «Дерево дружбы», оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», альбом добрых дел.
Работа с родителями:
1. Анкета «Проблемы социального развития дошкольников»;
2. Тест «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком?»
3. Папки-ширмы «Как приветствуют друг друга люди разных стран и континентов»;
4. Памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»;
5. Консультации «Ребёнок-зеркало семьи», «Родителям будущих первоклассников», «Роль папы в воспитании ребенка» «Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми»
6. Вечер «Коммуникативных игр»
Литература
Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М: Книголюб, 2006.- 64с.
Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Издательство ГНОМиД, 2001- 160с.
Прохорова Т. В. Я в мире людей: Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2009. – 84с.
Хромова С. Учимся играючи: Игровые уроки общения для детей.