Юлия Лютенко
Проект «Волшебница-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой
ПРОЕКТ
«Волшебница - вода»
(опытно-экспериментальная деятельность дошкольников)
Разработчик проекта : Лютенко Юлия Владимировна
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Проблема
В возрасте 5-6 лет важно уделить особое внимание развитию творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Актуальность проблемы
Публикация «Проект „Волшебница-водица“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические дей-ствия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследова-тельскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В своей практике мы недостаточно используем материалы природного происхожде-ния, что очень интересно детям – это наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной дея-тельности детей. Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно – это ВОДА. Свойства воды в различных агрегатных состояниях (вода, пар, снег, лед, явления природы, связанные с водой (гололед, дождь, туман, снег, наст и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.
Гипотеза
Я предполагаю, что если познакомить детей со свойствами воды, ее агрегатными состояниями, то это расширит их понятия о неживой природе, научит беречь богатство земли, позволит развить логическое мышление, исследовательские навыки, что пригодится в дальнейшей жизни.
Цель
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т. д.)
Задачи
1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, су-щественные признаки явлений природы.
3. Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окру-жающем мире;
4. Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.
5. Совершенствовать стиль коммуникативных отношений.
Методы проекта
Рассматривание карты, иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Исследования, эксперименты с водой.
Игры.
Беседы.
Познавательные занятия.
Совместная и самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения.
Творческая деятельность – рисование, аппликация.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители старшей группы «Колокольчик» МБДОУ № 9 «Журавушка».
Предполагаемый конечный результат:
Этапы реализации проекта :
I этап Подготовительный (декабрь).
• Выявление проблемы
• Погружение
• Разработка проекта «Водица - царица»
• Планирование деятельности и желаемого результата:
II этап Практическая деятельность (декабрь-март)
• Занятия познавательного характера
• Наблюдения в природе – на прогулках
• Познавательно-исследовательская деятельность в рамках занятий
• Экспериментальная деятельность совместно с воспитателем и в свободной деятельности детей.
III этап Заключительный (март).
• Мониторинг реализации проекта
• Подведение итогов работы в рамках проекта
Продолжительность и место реализации проекта.
Проект рассчитан на 4 месяца (декабрь-март)
Реализация проекта рассчитана на специализированные занятия «Ребёнок и окружающий мир» («Природное окружение», «Экологическое воспитание»», занятия по изодеятельности, организацию деятельности на прогулках, экскурсии, индивидуальную работу и совместную деятельность с родителями, педагогами и детьми.
Место реализации: старшая группа № «Колокольчик» МБДОУ № 9 «Журавушка», семьи воспитанников.
Перспективный план деятельности с воспитанниками
Содержание работы Литература Сроки
1 этап - подготовительный
Выявление уровня знаний о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях Декабрь
2 этап – реализация проекта
Занятие «Знакомство детей с водой и ее свойствами»
Цель: дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, пар, лед). Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Будить интерес к природе, ее явлениям. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Декабрь
Цикл наблюдений за водой:
«Жизнь воды и жизнь в воде»
«Сколько человеку нужно воды»
«Кому нужна вода?»
Занятие «Снег и его свойства».
Цель: уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ. Л. Г. Горькова, А. В. Корчагина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Январь
Цикл наблюдений за снегом:
снежинками
за снегопадом (хлопьями, крупой)
состояние снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий – во время оттепели)
снежными узорами на окнах
сугробами
глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму)
гололедом
инеем на деревьях
Беседа «Зачем зимой снег». Чтение сказки «Зачем зимой снег»
Цель: закрепить у детей знания основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранять тепло, очищать воздух, таять в помещении, дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Анализировать и обогащать словарный запас детей. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
Исследования и опыты:
«Снежинки очень красивые»
«В разную погоду снежинки разные»
«Какой снег?» «Когда и почему скрипит снег?»
«Зависимость свойств снега от температуры воздуха»
«Где быстрее тает снег?»
«Получаем талую воду»
«Где вода быстрее замерзает?»
«Защитные свойства снега»
«Замораживаем воду – делаем ледяные украшения».
«Какой лед?»
«Сравнение льда и снега: что быстрее тает»
Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Беседа «Гололед»
Цель: дать детям представление о гололеде, как явлении природы, рассказать, что гололед появляется, если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололедом. Научить правильно вести себя при гололеде. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
Чтение рассказа Н. Носова «Горка».
Занятие «Зимние явления в неживой природе»
Цель: развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. Л. Г. Горькова, А. В. Корчагина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Февраль
Цикл наблюдений за снегом:
за снегопадом (хлопьями, крупой)
состояние снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий – во время оттепели)
снежными узорами на окнах
сугробами
глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму)
гололедом
инеем на деревьях
настом
сосульками
капелью
Чтение рассказа-сказки О. М. Газиной «Похождения братьев Морозов» Ж-л «Дошкольник – Младший школьник» № 1 2002 год, с. 14.
Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман»
Исследования и опыты:
«Когда бывает пар?»
«Пар – это вода»
«Как появляется туман?»
«Иней – это замерзший пар»
«Таяние сосульки»
Занятие «Путешествие с Брызгалкой» - открытое на неделе педмастерства Март
Исследования и опыты:
«Зависимость свойств снега от температуры воздуха»
«Как образуются сосульки?»
«Сосульки разной формы»
«Где быстрее тают сосульки?»
Снег на земле становится серым, грязным
«Почему образуется наст?»
«Путь одного ручейка»
«Как возникают наводнения»
Беседа «Откуда берется туман?»
Дидактическая игра «Водяные следопыты»
3 этап - заключительный
Мониторинг реализации проекта Конец марта – начало апреля
Подведение итогов работы в рамках проекта
Диагностика по проекту
Фамилия, имя ребёнка 1. Представле-ния о свойствах воды 2. Представле-ния о свойствах пара 3. Представле-ния о свойствах снега 4. Представле-ния о свойствах льда 5. Представле-ния о роли воды в жизни растений, животных, человека.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Диагностические методики
1. Что такое вода? Вода, какая?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
2. Что такое пар? Какой он?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно отвечает, что пар - это вода, и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
Что такое снег? Какой он?
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно отвечает, что снег - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах снега: прозрачный (белый, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
Что такое лед? Какой он?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, твердый, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
Кому нужна вода и зачем?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.
Средний уровень. Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Низкий уровень. Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
ЛИТЕРАТУРА
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М., «Просвещение», 2001 г.
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
3. Л. Г. Горькова, А. В. Корчагина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
4. «Дошкольное воспитание» 1998 г., № 9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А. Королева
5. «Дошкольное воспитание» 1998 г., № 10, с. 51 «Царица-Водица» А. Королева
6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., «АРКТИ», 2005 г.