Наталья Прышкина
Проект «Волшебница — Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Волшебница – осень»
Подготовила воспитатель 1 категории Прышкина Н. В.
Условия формирования опыта
Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования во время непосредственно-образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми, анализируя работу и результаты опыта в предыдущих проектах «Лето в краски яркие одето», «Краски осени», обсуждая с коллега-ми данную тему, а также посещая мастер-класс «Как прекрасен этот мир», где я познакомилась с опытом работы воспитателя М. С. Максимович на тему: «Развитие творческого потенциала старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения» привели меня к выводу о необходимости дальнейшего использования данных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию
Публикация «Проект „Волшебница — Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Темочки
Изучив методическую литературу, опыт коллег, интернет ресурсы, я сделала вывод, что использование в непосредственно-образовательной дея-тельности по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Теоретическая база.
С нетрадиционными техниками рисования, системе построения обуче-ния я узнала из следующих источников:
1. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
2. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обу-чения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»
Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (не-традиционные техники)
3. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псков-ский вольный институт сайт
4. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
5. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших до-школьников»
6. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»
7. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»
8. Фатеев А. А. «Рисуем без кисточки»
9. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «До-школьное воспитание».
4. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания проекта с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Проект направлен на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Принципы .
Свою работу я строю на следующих принципах:
• Принцип поэтапности (от простого к сложному)
• Принцип наглядности (выражается в том, что у детей развито наглядно-образное мышление, чем словесно-логическое, поэтому мышление опирается на восприятие или представление)
• Принцип научного обучения (связь обучения с жизнью – изобра-жение должно опираться на впечатления, полученные ребенком от окружа-ющей действительности)
• Принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей ребенка.
6. Новизна опыта
Новизной и отличительной особенностью проекта «Нетрадиционная осень» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционно-го рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных мате-риалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресность опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям до-школьных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтере-сованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей.
Трудоемкость опыта
Организация данной работы не трудоемка при наличии художествен-ных материалов, образцов рисунков и нетрадиционных техник рисования, методической литературы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в
• Планировании и построении системы деятельности с учетом возрастных и ин-дивидуальных особенностей детей;
• Подборе оборудования и материалов;
• Применение методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
• Разработка критериев отслеживания освоения знаний, умений и навыков детей.
9. Технология опыта.
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе использую такие формы организации и проведения деятельности, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в си-стему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и да-лее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изобра-жения к более сложным;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению за-мысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сю-жетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использовала разные тех-ники рисования:
Монотипия
Печатание листьями
Печатание смятой бумагой
Рисование тычком сухой жесткой кистью
Пуантилизм
Каждый из этих методов - эго маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить; фантазировать, мыс-лить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способ-ности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него деятельность творческой.
Паспорт проекта
Тема «волшебница осень»
Тип проекта По виду проектной деятельности –
Познавательно-творческий;
По составу участников -- групповой
По содержанию – монопроект;
По продолжительности –
Среднесрочный (10 недель)
Сроки реализации 05 Сентября – 18 ноября
Проблема проекта
Стандартных наборов изобразительных материалов и спо-собов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Перед детьми ставится проблема: как нарисовать осенние мотивы, если нет под рукой кисточки.
Участники проекта Дети группы №6 (5-6 лет)
Воспитатель Прышкина Н. В.
Родители
Образовательная
область Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция
Познавательно-речевое развитие, физическое развитие,
Социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет через использования нетрадиционных техник рисования
Задачи проекта
для педагогов Развивающие:
- развивать у детей творческие способности че-рез нетрадиционные техники рисования;
Образовательные:
- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: отпечатки листьями, пальчиковое рисование, фроттаж, смятой бумагой, монотипией,
- учить экспериментировать с красками, пользоваться под-ручными материалами;
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной дея-тельности
Для педагогов -- Поддерживать у детей интерес к исследовательской дея-тельности в рисовании при помощи нетрадиционных техник рисования
-- пробуждать у детей эмоциональный интерес к творческой деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми
-- создать новые формы взаимодействия с воспитанника-ми и их родителями
Для родителей -- укрепить детско-родительские взаимоотношения
-- активизировать участие родителей в жизни детского сада
Ожидаемые результаты:
дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисова-ия;
получат практические навыки и умения по использованию техник «печатанья листьями», «рисование пальца-ми», «кляксография»; «смятой бумагой»
появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Продукт проекта:
выставка-конкурс продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми по изученным нетрадиционным техникам рисования.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
• определение актуальности темы,
• предложение идеи детям о предстоящем проекте,
• анкетирование родителей,
• обозначение цели и задач,
• обзор методической литературы, поиск пособий для детей,
• сбор опавших листьев, подготовка необходимого матери-ала,
• определение предполагаемых результатов проекта.
Основной этап:
Проведение мероприятий по работе с детьми:
• Чтение художественной литературы.
• Беседы об осени, ее характерных признаках.
• НОД по рисованию в нетрадиционной технике, познанию.
• Рассматривание альбомов и картин.
• Наблюдение в природе за осенними явлениями.
• Дидактические игры.
• Динамические паузы.
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация «Материалы для изодеятельности и способы их использования в семье».
• Мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования пуантилизм».
• Совместная художественно-творческая работа детей и родителей по любой из разученных техник нетрадиционного рисования.
Заключительный этап:
Презентация опыта на районном методическом объединении;
Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с деть-ми.
Перспективный план.
1.
Сентябрь
5.09 -09.09 Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.
2
12.09-16.09
Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста
3.
19.09-23.09 Рисование
«Осень на опушке краски раз-водила»
Печать
листьями Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовоприятия Давыдова Г. Н. Не-традиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 5
4
26.09-30-09 Конспект НОД «Рисуем осенний пейзаж. И. Левитан «Золотая осень»
Смятой салфеткой Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень»;
Познакомить детей с не-традиционным способом рисования (смятой бумагой);
Развивать познавательный интерес к природе,
Интернет источник
Маам. ru
Людмила Деркунова
Октябрь 5
03.10-7.10 Конспект ООД «Осенний ковер» Фроттаж Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – фроттаж;
Развивать чувства ком-позиции, цветовосприятия
Интернет источник
Маам. ru
Ираида Иванова
6
10.10-14.10 Конспект
«Осень на берегу пруда»» Монотипия Познакомить с новой не-традиционной техникой рисования – монотипия пейзажная
Развивать творческое воображение.
Интернет источник
Maam.ru
7
17.10-21.10
Конспект
«Осеннее дерево» Пластилинография Закрепить основные при-емы пластилинографии (надавливание, размазывания, скручивание):
Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка
Интернет источник
Maam.ru
Людмила Александриди
8
24.10-28.10 Конспект
«Волшебная осень» набрызг Познакомить с техникой рисования листвы с по-мощью зубной щетки и стеки (нетрадиционная техника рисования – набрызг);
Вызвать эмоциональный отклик на новые способы рисования.
Интернет источник
Мааm.ru
Марина
Кумчий
Ноябрь 9
31.10-04.11 Конспект
«Ёжик на опушке» Тычок жесткой кистью Учить рисовать тычком в технике «сухая кисть», передовая характерные особенности ;
Развивать фантазию, творческое воображение.
закрепить умение детей рисовать кисточкой разными способами.
Интернет источник
Мааm.ru
Елена Со-ловьева
10
07.11-11.11
Диагностика (свобод-ное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свобод-ном экспериментировании с материалами, не-обходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р. Г. Рисование с детьми до-школьного возраста.
Тематическое планирование образовательной деятельности
в процессе реализации проект «Волшебница осень»
Срок реализации Этапы реализации Запланированные
мероприятия
05-16
Сентября Предвари-тельная работа по подготовке проекта 1 .Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
5. Диагностика владения детьми нетрадиционными техниками рисования.
6. Анкетирование родителей.
«Умеет ли Ваш ребенок рисовать?
7. Родительское собрание
«Развитие творческих способностей у ребенка»
8. Мастер-класс «Необычными вещами мы рисуем без труда»
19.09-07.11 Реализационный (практический)
19.09 –23.09
1 неделя Рисование «Осень на опушке краски разводила». Печать листьями.
Наблюдение:
- за изменениями осенней природы во время про-гулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
С/p игра: «Семья», «Салон красоты»;
П/и : «Хитрая лиса», «Море волнуется»
Д/и: «Составь узор»
Творческое рассказывание «Что я видел в парке»
Экскурсия в ДДТ «Осенины»
26.09-30-09
2 неделя Рисование «Рисуем осенний пейзаж». Смятой салфеткой. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни». Наблюдение за цветником.
С/p игра «Дочки-матери», «Магазин»
П/и: «Гуси-лебеди»
Д/и: «Собери гусеничку»
Экскурсия на «Елочку»
03.10-07.10
3 неделя
I
I Рисование «Осенний ковер» техника фроттаж.
Наблюдение:
-за красотой и богатством осенних красок
С/p игра «День рождение», «Больница»
П/и: «У медведя во бору»
Д/и: «Найди пару», «Подбери узор»
Целевые прогулки: «Ищем приметы осени»
Выставка «Дары Осени» из природного материала
Экскурсия в библиотеку «Осень в произведениях русских поэтов»
10.10-14.10
4 неделя Рисование «Осень на берегу пруда» Монотипия.
Беседа: «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад»,
Пение:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
С/р игра «Магазин семян»
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники наше-го детского сада»,
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
17.10-21.10
5 неделя Рисование «Осеннее дерево» Пластилинография.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени;
«Война грибов и ягод» обр. В Даля,
«Воробьишка» М. Горького,
Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загад-ку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть»,
Экспериментирование:
«Опыты с глиной и песком»
24.10-28.10
6 неделя Рисование «Волшебная осень» Техника «Набрызг»
Наблюдение за насекомыми.
Чтение художественной литературы:
«Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин,
«Осенние листья по ветру летят» А. Майков,
Ю. Тувима «Овощи», сказка «Осень на пороге» Н. Сладкова,
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
С/р игра «Семья – собираемся на прогулку в парк»
П/игра «Поймай грибок»
Словесная игра «Опиши словами осень»
31.10-04.11
7 неделя Рисование «Ёжик на опушке» Техника «тычок жесткой кистью»
Игра – драматизация: «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Составь пейзаж»,
С/р игра Магазин «Овощи – фрукты»
Д/игра «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Праздник «Золотая осень»
Словесные игры «Один-много»
Беседа по ОБЖ «Почему в лесу нельзя ничего пробовать»
07.11-11.11
8 неделя Заключительный этап диагностика
18.11 Продукт
проекта Презентация на РМО
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Волшебница осень»
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвящен-ных осени.
Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осе-ни»
«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».
Беседы:
«Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солн-цем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование:
«Опыты с глиной и песком»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам:
«Приметы осени», «Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь».
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени;
«Война грибов и ягод» обр. В Даля,
«Воробьишка» М. Горького,
«Заяц и еж» Бр. Гримм,
«Листопад» (отрывок) И Бунин,
«Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин,
«Осенние листья по ветру летят» А. Майков,
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,
«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.
Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова
Социально – коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты»», «».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть»,
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».
Игры – драматизации: «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Составь пей-заж»,
Трудовая деятельность:
• сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
• уборка опавшей листвы
• укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Почему нельзя бегать с ветками и палками»
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Осень на опушке краски разводила»,
«Рисуем осенний пейзаж», «Осенний ковер»,
«Осень на берегу пруда», «Осеннее дерево»,
«Волшебная осень», «Ёжик на опушке».
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Как звери готовятся к зиме»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков»
• Осенний утренник «Золотая осень».•
Физическое развитие Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров!»
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди»,
«Поймай грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».
Пальчиковая гимнастика:
«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду».