Елена Святовец
Проект «Волшебная вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Волшебная вода.»
Тип проекта : познавательный, информационный, исследовательский, творческий : (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы).
По количеству участников: групповой.
Руководители: воспитатели группы Святовец Е. Н. ,Лебеденко Л. А.
Участники: дети старшей группы, родители.
Сроки и этапы реализации:
По времени: краткосрочный.
Публикация «Проект „Волшебная вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Сроки реализации проекта : один месяц – 09.01.2019 – 31.01.2019г
Возраст детей: старшая группа.
В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Актуальность: Любовь к природе и понимание устройства окружающего мира – залог развития гармоничной личности, способной видеть красоту вокруг и уметь объяснить законы природы. С приходом зимы появляется возможность исследовать зимние явления на природном материале – снег и льде. Поэтому вопрос об «авторстве» и механизме образования красивых узоров на стеклах является актуальным для детей старшего дошкольного возраста, которые уже готовы к тому, чтобы понять простые физические явления. Проект дает возможность детям приобщиться к исследовательской деятельности и найти ответ на поставленные вопросы.
Цель проекта : Научить детей добывать информацию для поиска ответа на вопрос, дать сведения о зимних явлениях природы, научить взаимодействовать в процессе работы со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
• Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;
. Способствовать формированию знаний у детей о простых законах физики:
расширить и углубить представления детей о воде, ее свойствах, состояниях;
о круговороте воды в природе;
• учить пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
• Развивать умственные способности ребенка : видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта.
• Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения, формировать речь-доказательство;
• Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности: умение договариваться и учитывать другую точку зрения.
Развивать умение реализовывать творческие стремления через нетрадиционные техники рисования, эстетический вкус;
Способствовать активному участию родителей в совместной деятельности с ребёнком в рамках данного проекта.
Гипотеза: если познакомиться со свойствами воды, то можно раскрыть некоторые ее тайны и определить ее значение в природе и для человека.
Предполагаемый результат:
Расширение и обогащение знаний об окружающем мире: исследовали свойства воды и таких природных явлений, как снег, лед;
формирование устойчивого познавательного интереса через организацию исследовательской деятельности.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
постановка цели и задач проекта;
составление плана работы по проекту;
подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, иллюстраций;
подготовка материалов для художественного творчества;
беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
создание соответствующей развивающей среды;
создание картотеки опытов со снегом.
2. этап. Практический.
НОД
Познание. «Круговорот воды».
Цель: познакомить с явлением круговорота воды в природе.
Задачи:
Уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы.
Расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.
Развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки.
Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе.
Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.
Воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Рисование: «Белая береза»
Совместная деятельность в режимных моментах.
Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?»- дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека
Ситуативный разговор на тему: «Для чего нужна вода?» Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать, сопоставлять.
Ситуативный разговор «Вода нам нужна, чтобы…»-закрепить знания детей о необходимости воды в жизни человека.
Поисковая деятельность: «Для чего нужна вода?»-формировать познавательный интерес у детей.
«Отчего зависит глубина снега в разных местах»
«Следы на снегу»
«Почему снег греет»
Образовательная ситуация: «Когда тебе грозит опасность?»
Программное содержание: учить детей с осторожностью относиться к пребыванию у водоёмов, на льду; формировать основы безопасной жизнедеятельности, воспитание ответственности.
Опыты и эксперименты:
«Снег и лед –вода изменившая свое состояние»
«Из чего состоит иней. Как образуется иней.»,
«Снегурочка – плавление снега и льда»
«Освобождение бусин из плена»(Свойства льда)
«Круговорот воды в природе»
Просмотр презентации «Путешествие капельки»; познавательные фильмы:
«Лаборатория Фиксики.»
«Коська и родничок.»
«Снегурочка»
Беседа «Вода в нашей жизни»-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Беседа «Вода в природных явлениях»-формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
я о значении воды в жизни человека.
Беседа «Белой краской красит кто-то»
Наблюдение «Кто, чем и как»
Познакомить детей с природным явлением иней. Учить сравнивать иней со снегом и льдом.
Наблюдение за снегом и льдом-
Знакомить детей со свойствами воды в холодный период года; формировать реалистическое понимание неживой природы.
. Наблюдение за снегом
-развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Наблюдение за сосульками- закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским
действиям. .
Наблюдение за снегом.
Рассматривание снежинок через лупу-подышать на них, что произойдёт? Сделать вывод, что снежинки-это замёрзшая вода. Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода зимой» (Иней, ледники,нег. и т. д.) Знакомить детей с разными природными явлениями зимой.
Обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных приметах о воде.
Ознакомление с художественной литературой:
«Снег-снежок»Е. Мактанцева
«Мороз», «Метель»Г. Александрова
«Гололедица»В. Тетюрев
«Снегопад»Н. Садовский
«Белая береза» С. Есенин
«Вот моя деревня»А. С. Пушкин,
«Снег.» по С. Аксакову
«На дне снежного моря», «Стая птиц под снегом»
В. Бианки
«Снежинка»Чусовитина,
«Давай дружок»Е. Благинина
«Из окна» Сердобольский
«Веселый снеговик» Гурина
Д/ И : «Назови лишнее слово». «Бывает не бывает», «Какой,какая, какие», «Угадай время года», «Объяснялки». «Что это такое?»
Моделирование : игры ТРИЗ «Маленькие человечки»
П/И «Дед Мороз», «Льдинки, ветер и мороз», «Метелица».
Пальчиковая гимнастика: «Снежок»,
«Зима».
Организация развивающей среды дл я самостоятельной деятельности
Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту.
Продуктивная деятельность:Художественно-творческая деятельность «Узоры на окне»
«Тучи по небу бежали», «Сосульки на крыше»
Разные техники рисования, аппликации. (Гуашь,соль, манная крупа,мятая бумага, салфетки и др.)
Проблемная ситуация :«как нарисовать узор похожий на иней»
Игры : «Найди две похожие снежинки», «Собери картинку» (палочки Кюизенера, разрезные картинки,счетные палочки,семена фасоли.)
Раскрашивание картинок.
Взаимодействие с родителями.
Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач о воде. Попросить родителей принести книги, энциклопедии о реках, морях, животных и птицах, живущих в воде.
Анкета для родителей:
«Определение уровня организации развивающей среды в семье.»
Печатная консультации для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Неизведанное
Рядом»
Совместно с родителями создать выставку «Морозные узоры»;
предложить родителям принять участие в оформлении книги «Волшебная вода.»
III этап
Подведение итогов.
В результате совместной деятельности дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе проекта в процессе ознакомления с природой. Дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег, лед и пар являются одним из состояний воды; увидели разнообразие снежинок; научились проводить опыты со снегом, льдом, водой определяя их свойства;
Продукт проекта : Выставка совместных с родителями детских рисунков на тему «Морозные узоры»;придумали природоохранные знаки о воде. Создание книги о воде «Волшебная вода».
Родители: Проявили активность и заинтересованность в образовательном процессе детей. В группе совместными усилиями пополнена развивающая среда: оборудование для опытно-экспериментального уголка, иллюстративный материал, художественная литература.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и др.
«Примерная адаптированная к основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
ШорыгинаТ. В. «Какие месяцы в году».
«Энциклопедия для малышей в сказках» Е. Ульева.
Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду.»
Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки.»
Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
3. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-304с.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребёнка. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-240с.
Интернет ресурсы.