Екатерина Коротя
Проект «Волшебная сила песка или как построить «Город мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей дошкольного возраста
«Волшебная сила песка или как построить «Город мечты».
Занятия и игры с песком, направленные на общее расслабление, снятие гипер активности, формирование усидчивости и терпения, на повышение концентрации внимания, развитие логики, мышления и речи, умение всё это выполнять под музыку. Эти игры помогут стабилизировать эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая, его творческий потенциал и фантазию. Развитие идёт в разных направлениях.
Публикация «Проект „Волшебная сила песка или как построить „Город мечты“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Проекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты
- Темочки
Актуальность:
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. игры с песком, как раз для этого случая.
А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды. В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на месяц ежедневных занятий. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей. Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Разные дислокации, я использовала класс с песочными столами и песочницы на улице. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й — подготовительный. :
2- й — исследовательский:
3-й завершаюший
Предварительная работа:
Подбор дидактических игр по экологии. Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, тематических развлечений группировка материала, составление плана. Подбор необходимого учебного материала. Изучения свойств песка.
Консультация для воспитателей и родителей: «Играем с песком и водой»
Это всё общие темы, для познания песка, я решила создать свой «Песочный город», со своими жителями, животными, эстетикой и красотой.
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.
Гармонизация психо эмоционального состояния детей. Снятие психо эмоционального напряжения у дошкольника; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, развитие внимания, творческих способностей, контроля над своими эмоциями, эстетику.
Начало проекта
Занятие первое: «Здравствуй, песок».
Цель: снижение психофизического напряжения, рассказать детям в процессе игры, как можно здороваться, какие слова выбирать, как выразить в приветствии своё настроение, не стесняться этого, быть раскованными, и быть самими собой. Уметь под различную музыку поздороваться, соответственно музыкальному настрою. Что позволит соединить музыкальное настроение и ощущения мягкого песка,
Ход занятия: Вежливость – основная частица воспитания ребенка. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Музыкальный руководитель, просит по-разному «поздороваться с песком», «попрощаться», «Поблагодарить»,то есть различными способами дотронуться до песка. Но поздороваться не просто, а пропеть, так как ребёнку хочется. Попрощаться не просто, выразить своё настроение. Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; Можно легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; Дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной, пересыпать песок между пальцами.
Дети старшего или подготовительного дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое». Весело-грустно. Самое главное расслабиться и поднять настроение детям.
Занятие второе: «Песочный дождик».
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.
Гармонизация психо эмоционального состояния детей. Снятие психо эмоционального напряжения у дошкольника; Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
Развитие тактильной чувствительности. Дождик обычно вызывает грустные чувства, а мы импровизировали, что дождик бывает грустный и весёлый в том числе.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает, что в нашей сказочной песочной стране может идти необычный песочный дождик. Он может быть и грустный и весёлый, задорный, добрый, скромный и т. д. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. По очереди пробует, весёлый или грустный
Занятие третье: «У каждого города есть имя и животные, которые в нём живут».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Ход игры: Детям накануне даётся задание, дать название своему песочному городу, на следующий день, дети рассказывают что же они придумали, самое главное условие, что в названии должно присутствовать прилагательное «Песочный»После этого мы перешли в зал с песочными столами и обсудили, какие же животные могут жить в городе, договорились, что не только домашний животные там проживают, но и дикие лесные животные, но город у нас сказочный, поэтому животные у нас добрые, и запросто соседствуют со всеми, кто там проживают. Придумали собственного животного образно назвав, его «Крокозябра».Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть
По городу прошли, котята, щенята, крокодильчики, например :
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями, под музыку присущею шагам медведя, с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок под музыку, ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук под соответствующую музыку делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых под музыку. (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, под весёлую музыку, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Четвёртое занятие: «Секретные задания кротов».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, внимания, мелкой моторики.
Ход игры: Музыкальный руководитель: Рассказывает, что не только в самом городе живут животные, но и под землёй. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев, дети с удовольствием перевоплощаются, и представляют себя в роли кротов). Погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то- же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Пятое занятие: «Отпечатки геометрии».
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, произвольного поведения мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Изучение геометрических фигур, с помощью прорисовки их на песочном столе, повторяя при этом названия фигур.
Ход игры: музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что, в нашей жизни, встречаются много геометрических фигур, из них состоит многое, что нас окружает, например: Домики нашего города, состоят из квадратов, прямоугольников и треугольников. На небе солнца или луна виде круга. Вам предлагаю прорисовать фигуры на песке и подумать, что может из этих фигур состоит.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы. На занятии помимо прикосновений к песку ребята повторяют геометрические фигуры.
Шестое занятие: «Кто же в городе живёт, стоим город».
Цель: развитие восприятия, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти. Развитие художественного вкуса, фантазии. Развитие воображения.
Ход игры: Музыкальный руководитель: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, волк — только прямоугольной, а лиса хочет жить в квадратном доме. Ребятам предлагается конкурс «Кто в каком домике живёт». Каждая группа в своей песочнице строит свой большой дом, с обитателями, различными пристройками, потом ходят в гости, к друг другу в песочницы и любуются созданными домиками.
Седьмое занятие: «Какая формочка к нам в гости приходила.»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, мелкой моторики. Научить детей сопоставлять пластиковую формочку и след, который она оставит на песке. Самое главное это занятие развивает память, умение пользоваться, тем, что запомнили, на тактильном и фотографическом уровне, заставляя работать память.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Восьмое занятие: «Узоры на песке».
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: Музыкальный руководитель: Вспоминаем, что наш песочный город состоит из домов, и конечно мы за эстетику и красоту, и наши дома, должны быть красивыми, и для этого нам надо придумать рисунки, которыми мы могли бы украсить стены наших домиков, детям предлагается попробовать каждому придумать свой узор. Вариант: взрослый рисует на интерактивной доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Девятое занятие: «Катюшкины бусы».
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти.
Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять.
Ход игры: Заранее берутся крупные бусы для игр на развитие мелкой моторики, разбираются, бусины закапываются в песочницу, заранее, что бы дети не видели, далее приходят дети и музыкальный руководитель рассказывает пред историю, про рассыпавшиеся бусы и просит у жителей песочного города помощи.
Музыкальный руководитель: У жительницы песочного города порвались бусы. Рассыпались по улицам города, давайте, поможем Катюшке собрать бусины, нанизать их на ленточку, что бы она, не расстраивалась. Она сильно расстроилась и плачет. Поможем ей сделать бусы? Найти бусины в песке, собрать из них бусы.
Десятое занятие: «Победитель злости».
Цель: снятие нервно психического напряжения, развитие способности справляться с гневом. Как просто изменив выражение песочного лица, получить положительную эмоцию? Умение изменить свои эмоции в лучшую сторону. Как, используя песочный кулич, избавится от злости. Изменить выражения лица смайлика, после разрушения кулича.
Ход игры: Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что говорят и ы:делают взрослые, когда ты сердишься? Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Посмотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. Предлагаю ребёнку слепить кулич из песка, «В этом куличе теперь живет твоя злость». Данная игра, временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный кулич свои неприятные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «купича-злости», которому он отдаёт все свои злые мысли и действия. Затем ребенок разрушает песочный кулич, приговаривая: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребёнок дает выход агрессии, он получает специфическое удовольствие от разрушения. После на песке нарисовать грустный смайлик на песке, и попробовать изменить его выражение лица, на весёлое.
Одиннадцатое занятие: «Кто в теремочке живёт?».
Цель: Развитие мышления, воображения, мелкой моторики. Желание помочь маленьким животным обрести дом. Развитие толерантного отношения в различным живым существам.
Ход игры: Музыкальный руководитель, предлагает заглянуть в один из домиков и посмотреть, кто там живёт, и сходить вместе с обитателями в гости в разные норки. За основу можно взять сказку теремок, только в нашем домике всем места хватает. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Заселяют домик теми, кем детям хочется. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр. Потом перемешают животных из домика в домик, как бы ходят в гости. Дети учатся гостеприимству и толерантности.
Двенадцатое занятие: «Гостеприимство».
Цель: Развитие мышления, моторики. Развитие фантазии, образного мышления.
Ход игры: Музыкальный руководитель, предлагает поиграть в игру, в котором мы будем готовиться к принятию гостей. Главным в этой игре гостеприимство, что нам для этого нужно, конечно же накрыть стол. Ребятам предлагается, "выпекать" из песка разнообразные изделия. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. А затем самая главная часть, ждать гостей и предлагать, конечно же не в живую, попробовать произведения искусств. Дети с радостью чувствуют себя и гостями и хозяевами, чувствуют себя взрослыми, ответственными за своё гостеприимство. Получилось очень здорово, особенно девочкам нравилось «печь» пироги, пирожные, украшать их цветочками.
Тринадцатое занятие: «Волшебство».
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольного поведения.
Ход игры: Музыкальный руководитель: Говорит ребятам, что сегодня она фея и будет творить волшебство. Сегодня, предлагает она одному из ребят, ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Дети закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открываем глазки и посмотрим — красиво? У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попросим свои пальчики помочь нам в колдовстве. А теперь вы произнесите волшебные слова, с закрытыми глазами, и наколдуйте другой лес. Если дети неправильно произнесли «волшебные слова», часть игрушек или деревьев взрослый прячет. Дети должны заметить, отсутствие предметов, что будет развивать их зрительную память, им даётся второй шанс, глаза закрываются, детям помогают произнести волшебные слова править, если им это удаётся, педагог тихо возвращает игрушки и деревья, которые ранее он убирал. Вновь повторяют слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом.
Четырнадцатое занятие: «Мы едем в гости».
Цель: развитие пространственных представлений, развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: Музыкальный руководитель в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол».
Музыкальный руководитель:. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого в лесу боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье, Дети, с помощью этой игры, дети вспоминают, где и какие животные обитают, чем они отчаются друг от друга. Игра помогает закрепить знания про животных и их среду обитания.
Пятнадцатое занятие: «Сказочные загадки».
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики. Развитие интеллекта. Развитие мышления.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает что в Песочном городе спрятались загадки, сначала зачитывается загадка, а потом в песке ищется отгадка- картинка, которая подтвердит или опровергнет правильность ответа ребёнка. Загадки любые.
Шестнадцатое занятие: «Зачем нужны заборчики?».
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия мелкой моторики. Правильное восприятие цветов. Память и дружеское отношение друг к другу.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает детям, о том, что все домики должны быть обнесены заборчиками, не для защиты друг от друга, а для красоты. Спрашивает у ребят, а как вы думаете, для чего нужны заборчики, дети отвечают, кто что думает. Предлагает корзинку, в которой вперемежку лежат эти треугольники разных цветов. Взрослый просит каждого ребенка выбрать из них три треугольника одинакового цвета, после того, как все треугольники разобраны, начинается игра, найди соседей по треугольникам одного цвета, дети ищут себе пару по цвету. Заранее в песочнице сделаны куличи из песка, это наши домики. Деткам предлагается выбрать себе домик и обнести его заборчиком из треугольников. Игра развивает внимательность, чтобы цвета совпадали, фантазию, как разместить заборчики, и конечно же сплочённость, ведь детям приходится работать в команде. После этого дети наблюдают и обсуждают совместную работу.
Семнадцатое занятие: «Во саду ли, в огороде».
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики. Повторение чем отличаются фрукты и овощи.
Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает разделить песочницу на две части, и она превратиться в огород. По взмаху волшебной палочки левая часть песочницы превращается во фруктовый сад, правая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. Им раздаются фрукты и овощи, смешанные, между собой. Детям нужно выбрать нужные именно для себя картинки, для огорода овощи, для сада фрукты. Дети в процессе игры повторяют, чем отличаются овощи от Фруктов, к чему относятся ягоды, где они растут, как собираются, как за ними ухаживать, как витамины в них находятся, чем они полезны, как употребляются в пищу, сырыми или варёнными, какие они на вкус. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, размеру. Тем самым помогая повторить и закрепить знания цветов и форм. Игра предназначена для любого возраста, и может проводиться, как на улице, так и в классе с песочными столами.
Восемнадцатое занятие: «Картины разных уголков земли».
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам. Умение подбирать растения к животным, классифицируя их.
Ход игры: Ребенку предлагается построить в песочнице лесные угодья и заселить их дикими животными, обитающими в нашем краю. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, дом с мебелью и т. д. Можно играть разными способами, развивая в детям, воображение и внимательность, я это сделала в виде конкурса, разные дети объединялись в группы, и с помощью воспитателей создавали свою неповторимую картину.
Девятнадцатое занятие: «На страже своей Родины».
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи. Развить любовь к Родине.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает историю города.
Дети закрывают глаза, произносят волшебные слова «Фокус-покус-черверокус», превращаются в защитников отечества, переносятся в прошлое и начинают строить город – столицу России. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями. Рассказвть детям историю Москвы.
Двадцатое занятие: «Какой же красивый наш «Город мечты.»[/b]
Цель: развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; развитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления. Развитие мелкой моторики.
Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт детям листы бумаги, наклеенные на картон. На них распечатан домик, и предлагает каждому создать свой домик мечты. Для начала с помощью воспитателя, рассказать о свойствах песка, какой он бывает, как его используют, где добывают. Далее, с помощью обычного песка из нашей песочницы, цветного кинетического песка, кварцевого песка, клея ПВА, создаётся домик, для нашего песочного города. Детям предлагается помечтать, проявить фантазию, высказать сои мысли вслух. Помечтать, кто бы мог жить в этом домике, кому бы этот домик можно было подарить, почему именно этот цвет дети выбирают для своего домика, вспомнить из какого материала строят дома, на примере сказки «Три поросёнка», вспомнить, как важен прочный дом, для чего он, и как может послужить. Вспомнить понятие дружбы на примере этой сказки. Это поможет детям создать свой домик, не похожий на других.
Двадцать первое занятие для воспитателей и родителей:
«Песок это спокойствие».Консультация и практика.
Цель: знакомство со свойствами песка, снижение психофизического напряжения; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения; регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход занятия: 1. Пзнакомить воспитателей, своих коллег со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится, цвета природы и цветной искусственный).
2. Поспособствовать развитию активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
4. Рассазать, как можно с помощью игр с песком и занятий помочь ребёнку успокоиться.
Я взяла для примера животных, животные разные, каждый со своим характером, рассмотрели несколько примеров сказок, где животные дружат или ссорятся, что их примиряет между собой, что является главным в их отношениях.
«Город мечты» построен!