Анастасия Филимонова
Проект «Вода на земле» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 510 комбинированного вида «Калинка»
Проект в подготовительной группе
№8 «Облачко»
Подготовили воспитатели : Филимонова А. Н.
Бородина Л. Н.
- Новосибирск 2018 год –
Публикация «Проект „Вода на земле“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема проекта : «Вода на земле»
Тип проекта :
• обучающий;
• исследовательский;
• игровой
Цель:
Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.
Показать значение воды в жизни живых существ и человека.
Прививать навыки бережного отношения к расходованию воды.
Познакомить детей со свойствами воды.
Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года.
Задачи:
Привлекать внимание дошкольников к богатствам природы; прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды; подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное отношение к использованию водных ресурсов; привлекать родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.); продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, превращение ее в снег, в твердое состояние. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.
Краткое содержание проекта :
Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о воде; конкретизирует знания о свойствах воды; сформирует знания о значение воды в жизни человека; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Продолжительность проекта :краткосрочный.
Сроки реализации: 15.10.2018-19.10.2018.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
Создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о воде, свойствах воды).
Консультации для родителей (ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами вставшими перед детьми).
Подготовка материалов и оборудования (загадки, артикуляционные и пальчиковые игры, физическая минутка по данной тематике, иллюстрационный материал).
2 этап – практический.
Просмотр и обсуждение презентации «Что такое вода?»
Проведение НОД:
Познавательное развитие: «Вода в жизни человека», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе»
Художественно – эстетическое: «Подводное царство» (рисование акварель); «Рыбы – обитатели водоемов»(аппликация) «Слоник» (лепка на плоской основе);
Речевое развитие: «Викторина по сказкам с образом воды и снега».
Чтение художественной литературы:
В обработке В. Одоевского: «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Два Мороза»;
С. Маршак: «Двенадцать месяцев»;
В обработке О. Капицы: «Заюшкина избушка»;
Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
Сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала»;
Сказка шорцев: «Два ручья»;
Экологическая сказка Н. А. Рыжова «Жила – была река».
Беседы с детьми:
«Что такое Мировой океан»;
«Вода на Земле»;
«Чистая вода – богатство страны»;
«Где можно встретить воду?»;
«Кто живет в воде».
Игровая деятельность (социально – коммуникативное, речевое, физическое) :
Дидактические игры: «Где снежинки?»; «Воздух, земля, вода»; «Капельки»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний», «Что можно и нельзя делать во время грозы», «Угадай по описанию» и др.
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»; «Ручеек»; «Рыбаки и рыбка», «Найди себе укрытие под дождем», «Царство льда, воды и пара»и др.
Сюжетно – ролевые: «Отважные мореплаватели», «Семья» ( сюжет: купание кукол).
Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»;
Опыт: «Скорость растворения»;
Опыт: «Вода может изменить свой цвет»;
Опыт: «Круговорот воды в природе».
3 этап – заключительный.
1. Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».
2. Оформление книги сказок придуманных детьми «Путешествие капельки».
3. Изготовление лэпбука.
4. Презентация проекта.
Информационные ресурсы:
О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003г.
А. П. Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006г.
Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.
Почему вода в море солёная? (https://allforchildren.ru/why/why103.php)
Путешествие капельки (https://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/3297.pdf)
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты– М., 2005.
Т. С. Овчиникова: артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду – М., 2006.
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов: познавательно – исследовательская деятельность дошкольников – М., 2012.
Приложение 1
Фотоотчет.
Приложение 2.
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 510 «Калинка»
Конспект НОД «Вода в Жизни человека»
Подготовительная группа № 8 «Облачко»
Воспитатели : Бородина Л. Н.
Филимонова А. Н.
- Новосибирск 2018 год –
ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
ЦЕЛЬ: Развитие любознательности посредством познавательно-исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Познакомить детей со свойствами воды (безвкусная, прозрачная, бесцветная, не имеет формы, вода – это пар и лед, обратить внимание на значение воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде;
РАЗВИВАЮЩАЯ: Создать условия для развития любознательности, внимания, мышления и речи.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов о воде, беседы и наблюдения на прогулке.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ: Капелька, мнемотаблица, фотографии, стаканчики одноразовые, ложки, колба, гуашь, термос, соль, сахар
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Психологический настрой
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
2. Мотивационно-побудительный
Воспитатель специально роняет кружку с водой
- Смотрите, ребята, кто это?
Капелька (плачет) : - Кто я? Как я здесь оказалась? Хочу домой, к своим родителям
В: - Ребята, Капелька то совсем маленькая. Мы сможем ей помочь? (да) Мы ей расскажем все, что о ней знаем.
3. Актуализация
– А что мы о ней знаем? (ответы детей)
- Расскажем Капельке для чего вода человеку? (пить, умываться, готовить еду, стирать белье, поливать растения, ….)
Рассуждение детей, рассказ из опыта детей, рассматривание фото по теме
- Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? (все живое на земле погибнет)
-Помните стихотворение о воде. Расскажем его Капельке.
Вы слыхали о воде?
Говорят они везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды вам не прожить.
- На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе? (глобус)А какой видят нашу планету из космоса космонавты? Правильно, а что делает ее голубой? (моря, океаны, реки и озера) Да, они окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому нашу планету называют «голубой планетой».
- Мы с Капелькой сейчас поиграем. Вы будете слушать музыку, постарайтесь угадать что это? (аудиозапись) Молодцы!
4. Расширение имеющихся представлений
- А еще вода волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
- И я сегодня вас ребята и нашу маленькую капельку приглашаю в Лабораторию. Что такое лаборатория? (ответы детей) Лаборанты в ней всегда ходят в белых халатах. Почему? Предлагаю нам с вами тоже стать лаборантами и надеть белые халаты.
- Проходите. Мы с вами сегодня будем проводить опыты, и совершать открытия. Вы готовы?
• ОПЫТ 1 Вода не имеет вкуса
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду? Есть ли вкус у Воды?
-Что мы можем сказать?
(Вода не имеет вкуса, она безвкусная)
-Как можно изменить вкус Воды? (добавить в воду ….)
-А я вам вот что предлагаю добавить. Кто сможет прочитать, что я приготовила? Давайте добавим в воду соль или сахар. Какая на вкус стала вода? (соленая или сладкая)
- Что мы можем этим сказать?
(Вода не имеет вкуса,но может менять его,если в нее что-то добавим)
• ОПЫТ 2 Вода прозрачная
- А теперь возьмите какую-нибудь картинку. Посмотрите на нее через стаканчик с водой. Мы видим, что нарисовано на картинке? А теперь посмотрите друг на друга. Вы видите своих друзей?
- Что мы можем еще сказать о воде?
(Вода - прозрачная)
• ОПЫТ 3 Вода не имеет формы
- А теперь давайте перельем воду из стакана в колбу. Видите, что произошло, водаприняла форму той посуды, в которую ее перелили.
- Какой вывод можем сделать? (ответы детей) Имеет ли вода определенную форму?
• ОПЫТ 4 Вода бесцветная
-А что это тут в стакане? Молоко? Какого цвета молоко? А какого цвета вода?
- Что мы можем сказать про воду?
(Вода бесцветная)
- А может ли вода изменить свой цвет? Как мы это можем сделать? (ответы детей)
-А у меня вот что есть. Что это? (гуашь)
- Если мы добавим гуашь в воду, что станет с водой? (она изменила цвет) Водаможет менять свой цвет в зависимости от того, что вы в нее добавили.
5. Практическая работа.
- Перед вами 2 термоса. Для чего они нужны? Как вы думаете, что в них? (Ответы детей)
• ОПЫТ 5 Пар – это вода
- Ребята, а вы знаете, что пар-это тоже вода только в газообразном состоянии? Вот смотрите. Этот опыт буду делать я.
- Я открываю термос, в который налит кипяток. Поместим над ним зеркальце. Смотрите, что мы видим на зеркале? Да это капельки воды.
- Что мы можем сказать? (Пар- это вода)
• ОПЫТ 6 Лед – это твердая вода
- Возьмите в руки льдинку. Какая она? (холодная, твердая) Обратите внимание, что льдинки постепенно уменьшаются и во что превращаются? Правильно в воду.
- И мы тоже можем сказать, что лед- это (вода)
6. Рефлексивно-коррегирующий
– Итак, ребята, вы молодцы! Вам понравилось быть учеными?
- Давайте, напомним нашей Капельке, какие открытия мы сегодня сделали? (ответы детей)
На доску вывешивается табличка со свойствами воды
• Вода не имеет вкуса
• Вода прозрачная
• Вода не имеет формы
• Вода бесцветная
• Вода - это пар и лед
Капелька: Спасибо вам, ребята! Я столько о себе узнала. Но мне пора. Меня ждут мои родители и друзья. Надо им рассказать какие мы важные. Пока, ребята! (отпустить Капельку на улицу)
7. Динамическая пауза «Волны»
-Дети встают в круг. Превращаются в море. На море ласковые волны. Давайте искупаемся в таких волнах. Улыбнемся друг другу и попробуем изобразить волны руками. А теперь пусть каждый искупается в таких волнах. «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и поглаживают. Когда все волны «погладят купальщика» он превращается в волну.
8. Заключительный этап
- Наша лаборатория закрывается. Вы ребята молодцы. Потрудились на славу. Мы еще сюда обязательно вернемся. И чтобы войти в лабораторию, я вам подарю такие эмблемки, они будут пропусками в нашу лабораторию. А сейчас давайте похлопаем друг другу
Приложение 3
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
В жаркий день самой желанной бывает. (Вода)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)
Эта вода как камень тверда.
Солнце припечёт- она потечёт. (Лед)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинка)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох. (Град)
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт. (Сосулька)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (Море)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)
Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (Вода)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река)
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
Ни рук, ни ног не имеет,
А гору пробить умеет.
(вода)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
Что в решете не унесёшь?. (Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Приложение 3
Пословицы и поговорки о воде
Апрельские ручьи землю будят.
Вода камень точит.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
Длинные сосульки — долгий лен.
Ждать воды — не беда, да пришла бы вода.
Тиха вода, да омуты глубоки.
В тихом омуте черти водятся.
Замолчал, как воды в рот набрал
И в мутной воде рыбу ловят
Друзья — не разлей вода
Как с гуся вода
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить
Много с тех пор воды утекло
На обиженных воду возят
Не зная броду, не лезь в воду
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Обжегшись на молоке, дуют на воду
Под лежачий камень вода не течет
Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы
Сколь воду ни варить, все вода будет
Хлеб да вода — крестьянская еда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Река узнается в течении, человек — в беседе.
Как рыба в воде!
Стоя у ручья, не ценят воду.
Вилами по воде писано.
В решете воду не носят
Вода путь найдет.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Не плюй в колодезь — пригодится воды напиться.
Воды жалеть — кашу не сварить.