Получи документы

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие звуковой культуры речи и формирование словаря детей 3–4 лет»

Барабанова Ирина
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие звуковой культуры речи и формирование словаря детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский проект

«Влияние устного народного творчества

на развитие звуковой культуры речи

и формирование словаря детей 3 -4 лет»

(вторая младшая группа №2 «Сказка»)

2018 – 2019 учебный год

Воспитатель: Барабанова Ирина Павловна

первая квалификационная категория

с. Песчанокопское

2018-2019 уч. г.

Содержание

1. Актуальность (эпиграф)

Публикация «Проект „Влияние устного народного творчества на развитие звуковой культуры речи и формирование словаря детей 3–4 лет“» размещена в разделах

2. Проблема.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Гипотеза.

6. Констатирующий эксперимент (часть 1)

7. Формирующий эксперимент (представлен в форме перспективного планирования

по развитию звуковой культуры речи и формированию словаря детей средствами устного народного творчества во второй младшей группе)

8. Констатирующий эксперимент (часть 2)

9. Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование).

10. Список литературы.

Приложение 1. Анкетирование для родителей «Использование фольклора в семейном воспитании»

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство».

М. И. Калинин

Актуальность проекта

Возраст детей от 3 до 4 лет является самым благоприятным для использования устного народного творчества при речевом развитии ребенка. Через устное народное творчество ребёнок не только приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, осваивая его красоту, но, самое главное, овладевает родным языком.

Произведения устного народного творчества, а именно: малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, песенки, шутки и прибаутки, дразнилки) самым оптимальным образом влияют на развитие звуковой культуры речи и формирование словаря детей. В произведениях народного творчества достаточно произведений с набором звукоподражаний.

Проблема

С самого раннего возраста, начиная с периода адаптации детей к ДОУ, в течение дня им читалось, рассказывалось очень много сказок, стихов (как авторских, так и устного народного творчества, в 1-ой младшей группе ребята вовлекались в посильные возрасту игры-инсценировки. В развивающей предметно-пространственной среде группы имеется книжный уголок с художественной литературой в соответствии с возрастом, дидактические игры на развитие словаря воспитанников, их связной речи, в образовательную деятельность включены занятия по звуковой культуре речи, на развитие связной речи и т. п. Однако, зачастую, эта работа и ограничивается стараниями педагогов. Родители, в связи с большой занятостью на рабочих местах, недостаточно внимания уделяют общению с ребёнком, мало читают, обсуждают увиденное. А это негативно сказывается на развитии речи дошкольников. Ведь благодаря фольклору ребенок активнее включается в разговор, обогащается его словарный запас.

Цель проекта :

Создать условия для развития звуковой культуры речи и формирования словаря детей средствами устного народного творчества (загадки, заклички, потешки, песенки, шутки и прибаутки, дразнилки) в союзе «педагог-ребёнок-родитель».

Задачи:

знакомить детей с новыми загадками, закличками, потешками, песенками, шутками и прибаутками, дразнилками;

учить детей средствами этих фольклорных произведений:

-внятно произносить в словах все гласные, некоторые согласные звуки, отчетливо произносить слова и короткие фразы;

-вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;

обогащать словарь;

активизировать словарь;

способствовать созданию активной позиции родителей, атмосферы общности интересов в ходе реализации проекта для совместной взросло – детской (партнёрской) деятельности.

Гипотеза.

Систематическое и целенаправленное использование в работе произведений устного народного творчества в союзе «педагог-ребёнок-родитель» поможет повысить процент речевого развития детей в моей группе.

Констатирующий эксперимент (часть 1)

В начале 2018 – 2019 учебного года было проведено анкетирование для родителей «Использование фольклора в семейном воспитании» (Приложение 1).

Цель анкеты: проанализировать знания родителей о приемах развития речи детей в повседневной жизни посредством использования произведений устного народного творчества.

Анализ анкетирования выявил активность и заинтересованность родителей в вопросах знакомства детей с устным народным творчеством (далее – УНТ) (100% заполненных анкет). 88% опрошенных родителей считают необходимым использовать в общении со своим ребенком фольклорные произведения для его более активного вовлечения в речевое развитие.

Но анкетирование вскрыло низкий уровень знаний родителями детских фольклорных произведений (потешек, загадок, закличек, песенок, шуток и прибауток, дразнилок). 80% родителей (20 чел.) не знает их наизусть, поэтому не может использовать их в общении с ребенком. Не поют с детьми колыбельные песенки 5 чел. (20% респондентов). Не заучивают с детьми фольклорные произведения 18 чел. (74%). 25% родителей (6чел.) не используют потешки в режимных моментах (умывание, кормление, сон).

Исходя из выше сказанного, некомпетентность родителей в этих знаниях влечет за собой низкий уровень развития речи детей.

Поэтому, для констатирующей части эксперимента моего проекта отобраны следующие параметры речевого развития детей, на развитие которых будет сделан акцент не только в группе, но и в семье:

звуковая культура речи (произношение гласных, согласных; темп речи; интонационная выразительность)

формирование словаря (различение частей предметов; понимание обобщающих слов)

Система оценки этих двух параметров трехуровневая: «качество проявляется устойчиво»- высокий уровень (2 балла, «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной с взрослым деятельности – средний уровень (1 балл, «качество не проявляется – низкий уровень» (0 баллов).

Результаты диагностики этих параметров приводятся ниже в таблице №1.

Таблица №1

Результаты исследования речевого развития детей

на начало 2018 – 2019 учебного года

№ п/п Список

воспитанников Параметры речевого развития

Звуковая культура речи (произношение гласных, согласных сонорных; темп речи; интонационная выразительность) Формирование словаря (различение частей предметов; понимание обобщающих слов)

1 Иванов 0 1

2 Петров 2 2

3 …. 1 0

4 1 1

5 2 2

6 2 2

7 1 0

8 0 1

9 0 0

10 2 2

11 0 1

12 1 1

13 0 1

14 0 0

15 0 1

16 2 2

17 0 0

18 0 1

19 2 2

20 1 1

21 2 2

22 0 0

23 1 1

24 1 1

25 1 1

Оценка речевого развития детей (в %) 44% 50%

Анализ мониторингового исследования, представленного в Таблице №1 позволил сделать выводы о том, что у детей слабо развит запас слов, они невнятно произносят в словах почти все согласные звуки, не выработан правильный темп речи, отсутствует интонационная выразительность, не отчетливо произносят слова и короткие фразы.

Развитие детей по звуковой культуре речи составляет 44%, а словарь сформирован на 50%.

Таким образом, для решения данной проблемы необходимо разработать комплекс мер по активному вовлечению детей в развитие речи и повышению компетентности родителей в освоении этих приемов в повседневной жизни средствами устного народного творчества.

Мой проект предусматривает повышение качества речевого развития детей в союзе «педагог-ребёнок-родитель».

Формирующий эксперимент

Перспективное планирование

по «Развитию звуковой культуры речи и формированию словаря детей средствами устного народного творчества во второй младшей группе»

№ п/п Содержание Сроки реализации

Работа с детьми Работа с родителями

1 Чтение и заучивание потешек: «Пальчик – пальчик, где ты был?», «Наши уточки с утра» Анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании» (Приложение 1) Сентябрь

2 Заучивание песенки

«Я на скрипочке играю -

Тили-ли, тили-ли.»

Родительское собрание «Задачи обучения и воспитания детей на 2018 -2019 учебный год» Сентябрь

3 Вечер загадок

Разучивание потешек

«Ой, ребята, та-ра-ра»

«Я на дудочке играю,»

Наглядная консультативная работа для родителей: оформление папки-передвижки «Роль загадки в воспитании детей» Октябрь

4 Заучивание закличек:

«Осень, осень,

В гости просим»;

«Осень, осень,

Погости недель восемь»;

«Осень, осень пришла,

Что ты нам принесла?» Индивидуальные собеседования с родителями «Приобретение детских книг с закличками» Октябрь

5 Чтение и заучивание потешек по ролям: «Кисонька – Мурысонька», «Повстречались два котёнка», «Киска, киска, киска, брысь!»

Ноябрь

6 Пение колыбельной песенки «Ночь пришла»

Заучивание потешки

«Ай, дуду, дуду, сидит ворон на дубу»

«Лягушата на пруду разыгрались в чехарду» Наглядная консультативная работа: изготовление буклета «Тематика колыбельных песен во второй младшей группе» Ноябрь

7 Чтение и заучивание потешки: «Новые валенки», «Снег – снежок» Декабрь

8 Разучивание песенок: «Елка», «Новогодний хоровод» Декабрь

9 Инсценирование потешки «Тили – тили – тили – бом!» Пальчиковые игры на основе русских народных потешек Январь

10 Заучивание потешек:

«Наши уточки с утра-

Кря-кря-кря»;

«Водичка, водичка

Умой моё личико» Совет – консультация для родителей «Изготовление атрибутов к инсценированию потешек» Январь

11 Заучивание потешки

«Заяц Егорка

Свалился в озерко»

«Большие ноги шли по дороге» Пополнение РППС настольным театром Январь

12 Инсценирование песенки «Жил – был у бабушки серенький козлик» Открытое занятие по развитию речи детей средствами устного народного творчества Февраль

13 Заучивание закличек:

«Приходи, Зима,

Приходи, красна!»;

«Падай, падай, белый снег!

Радуй, радуй всюду всех» Оформление родительского уголка «Интерес ребенка к книге в домашней обстановке» Февраль

14 Обыгрывание потешки «Ладушки – ладушки» Создание памятки для родителей «Пальчиковый театр – хорошая традиция для вашей семьи» Март

15 Развлечение «Широкая масленица»

Заучивание потешки

«Просыпается лесной народ» Март

16 Чтение и заучивание заклички «Дождик, дождик, перестань»

Потешки

«Ку-ку, ку-ку, кукушечка»

«В полдень на опушке»

Апрель

17 Инсценирование потешки

«Идет коза рогатая»

Заучивание потешек:

«Тень-тень-потетень»;

«Иго-го – заржал ребёнок…»;

«Из-за леса из-за гор» Оформление фотовыставки «Мы хотим сказать вам честно, жить нам в группе «Сказка» интересно» Апрель

18 Заучивание потешки «Травка – муравка» Проведение констатирующего эксперимента «Динамика достижений детей в речевом развитии» Май

19 Обыгрывание шуток и прибауток: «Игры пальцами», «Кошкин дом» Родительское собрание «Год итожим, который прожит» Май

20 Заучивание дразнилок: «Вася, Васек», «Антошка – недопечена картошка» Отчет о реализации проекта на педсовете Май

Констатирующий эксперимент (часть 2)

В конце 2018- 2019 учебного года проведено мониторинговое исследование по теме проблемы, состоящее из тех же параметров, что и на конец 2017 -2018 учебного года, чтобы оценить динамику достижений детей в РР, эффективность и сбалансированность форм и методов работы по достижению оптимальных результатов. Полученные результаты представлены в Таблице №2.

Констатирующий эксперимент (часть 2)

Таблица№2

№ п/п Список

воспитанников Параметры речевого развития

Звуковая культура речи (произношение гласных, согласных сонорных; темп речи; интонационная выразительность) Формирование словаря

(различение частей предметов; понимание обобщающих слов)

1 выбыл выбыл

2 2 2

3 1 1

4 1 1

5 2 2

6 2 2

7 1 1

8 1 1

9 0 0

10 2 2

11 1 1

12 1 1

13 0 1

14 0 0

15 выбыла выбыла

16 2 2

17 0 0

18 выбыла выбыла

19 2 2

20 1 1

21 2 2

22 0 0

23 1 1

24 1 1

25 1 1

26 1 1

27 0 1

28 1 1

Оценка речевого развития детей (в %) 52% 56%

Психолого-педагогические выводы:

В конце 2018- 2019 учебного года подведены итоги реализации проекта :

перспективное планирование по «Развитию звуковой культуры речи и формированию словаря детей средствами устного народного творчества во второй младшей группе» реализовано на 78% (по объективным причинам);

выявлена положительная динамика достижений детей в РР в союзе «педагог-ребёнок-родитель» по следующим параметрам:

- звуковая культура речи (произношение гласных, согласных сонорных; темп речи; интонационная выразительность) повысилась в группе на 8% (с 44% до 52%);

- формирование словаря (различение частей предметов; понимание обобщающих слов) достигло уровня 56%, что на 6% выше предыдущего показателя;

при повторном анкетировании родители констатируют более активное применение с детьми потешек и песенок, нежели загадок, закличек, дразнилок, шуток и прибауток. Это объясняется тем, что потешками родителям легче развлечь и забавить детей, нежели играть с ними, распевая заклички (которые надо еще выучить) и загадывая загадки. Дразнилки с шутками и прибаутками также сложнее сопровождать различными игровыми действиями, так как их сложнее запомнить.

Вывод: эффективная реализация задач проекта была обеспечена сбалансированностью форм и методов работы с детьми и родителями. Планомерное обучение родителей приемам развития речи детей в повседневной жизни посредством использования произведений УНТ способствовало повышению их компетентности в этом вопросе, что не могло не отразиться на повышении качества РР их детей.

Теоретическое обоснование (научное обоснование) проекта

Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:

поэзию «пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);

детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения);

потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины);

игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры - импровизации и др).

Ребенок в период детства проходит 3 важнейших этапа, названных в возрастной периодизации: младенчество - до 1,5 лет; ранним возрастом -1,5-3 года; дошкольным возрастом -3-6 лет.

На каждом из этих этапов применяется своя фольклорная основа.

На втором этапе развития ребенка поэзия пестования радует малыша и продолжает оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений, речи и словарь детей.

К 3 годам малыш осваивает предметное окружение, учится самостоятельно есть и одеваться, использовать в быту ложку и чашку, мыло и гребешок, стремится к активному общению с взрослыми. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. И сегодня игра с куклой любима детьми. Колыбельная песня, потешка, пестушка на этом этапе должны занять в жизни ребенка достойное место.

Песни - дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх.

Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.

Детская потешка — это стишок или песенка, которым потешали, тешили, т. е. развлекали, забавляли маленьких детей.

Заклички – это стихотворные обращения к природе, небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей. В основном они сопровождаются различными игровыми действиями.

Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх.

В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.

Загадки способствуют развитию внимания, речи, воображения, логического и образного мышления у малыша. Столько всего полезного в небольшом стишке! Детям 3-4 лет задавайте загадки, в которых отгадки – это рифма к предыдущей строчке. Так на первых порах их будет проще отгадывать. Затем добавляйте загадки о знакомых ребёнку предметах, животных и явлениях природы. Позже с помощью загадок вы также сможете познакомить малыша с цветами, формами, размерами и свойствами предметов.

Пальчиковая песенка - игра:

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, используя именно эти упражнения (после их усвоения, можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. И от того, будет ли детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит многое в дальнейшем развитии маленького человека.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно познакомят детей с погодными явлениями и временами года. Многие незнакомые слова заинтересуют детей, помогут правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор, формировать словарь.

К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником семьи.

Список литературы.

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Публикации по теме:

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие звуковой культуры речи и формирование словаря детей 3–4 лет»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 16:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Влияние устного народного творчества на развитие звуковой культуры речи и формирование словаря детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Барабанова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД