Светлана Лафицкова
Проект «Весёлый петушок» по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Адаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- режим дня;
Публикация «Проект „Весёлый петушок“ по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Ребенку нужно помочь приспосабливаться к новым условиям.
Цель проекта:
- оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада;
- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
- Активизировать родительское участие в подготовке ребёнка и семьи к посещению детского сада.
- Стимулировать общение семей друг с другом и коллективом группы.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Пояснительная записка
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены». Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ- это форма ритуала в организации образовательного процесса при совместной деятельности детей и их родителей. Проводится утром перед тем, как ребёнку расстаться с родителем и зайти в группу, - с целью создания положительного настроя на целый день и лёгкого расставания с родителем. Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.
Основная цель проведения утреннего ритуала - создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. «Говорящая стена» «Утро улыбок» в детской раздевалке и продолжение с Веселым Петушком в группе это -педагогическая технология, направленная на снятие эмоционального напряжения и создания положительного эмоционального настроя, создание радостного настроение на целый день.
Этапы реализации проекта:
этап Основные направления реализации проекта
I. Подготовительный этап Разработка проекта: постановка целей, задач, составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап Выполняется практическая часть проекта: организуются различные мероприятия в соответствии с намеченным планом мероприятий с привлечением родителей
III. Заключительный этап Подведение итогов работы над проектом.
I. Подготовительный этап.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.
Дети данного возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Дети раннего возраста, в процессе адаптации, сталкиваются с такими проблемами, как стресс, внутренние переживания, и порой нуждаются в поддержке. Поэтому, создание в нашей группе «говорящей стены» «Утро улыбок» в детской раздевалке и продолжение с Веселым Петушком в группе, стало способствовать легкой и успешной адаптации детей.
II. Основная этап.
«Говорящая стена» «Утро улыбок» в детской раздевалке и продолжение с Веселым Петушком в группе в режимном моменте, проводится в утренние часы приёма в приёмном помещении для детей раннего возраста.
Включает в себя следующие этапы проведения:
1. Сюрпризный момент «Улыбнись солнышку» (родитель с ребёнком подходит к солнышку на стене, которое символизирует настроение).
2. Постановка перед детьми игровой задачи (родитель предлагает ребёнку выбрать прищепку любого цвета и поместить его на предложенные солнышки-настроения и прикрепить лучик).
3. Прощание с родителем (Родитель обнимает ребёнка, целует и заводит в группу).
4. Далее в группе (ребят встречает Веселый Петушок с педагогом и закрепляет или направляет на улучшение положительного эмоционально-психологическое состояние ребёнка).
5. Подведение итогов: чем больше положительных эмоций, тем лучше и комфортнее ребёнок чувствует себя в детском саду. И соответственно, успешнее адаптация. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Перспективное планирование.
Месяц Тема Цель
Октябрь -подбор материала по теме, используя
ресурсы интернет;
-подбор методической литературы;
- уточнение формулировок проблемы;
темы, целей и задач;
- ознакомление родителей с макетом
«говорящей стены»-«Утро улыбок» с
солнышком эмоций и мамы курочки с
цыплятами. Расширение знаний по
теме проекта, разработка плана
реализации проекта.
Создание положительной атмосферы для ребёнка с привлечением родителей.
Ноябрь Взаимодействие родителей и детей с «говорящей стеной».
Продолжение ежедневного ритуала в группе с Веселым Петушком.
Игра «Доброе утро»
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).
Игровая ситуация «В нашей группе» Воспитатель предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т. д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят. Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.
Создать положительную атмосферу для ребёнка.
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; знакомств детей друг с другом.
Декабрь Взаимодействие родителей и детей с «говорящей стеной». Продолжение ежедневного ритуала в группе с Веселым Петушком. Игра «Хоровод» Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ! При произнесении последней фразы все «падают» на землю. Вариант игры: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают. Игровая ситуация «Привет! Пока!» Воспитатель подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. —Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока!
Добиться больше положительных результатов используя разноцветные прищепки, прикрепленные к солнышку- настроения. Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Январь Взаимодействие родителей и детей с «говорящей стеной». Продолжение ежедневного ритуала в группе с Веселым Петушком.
Игра «Прыгай веселей» Воспитатель с Петушком рассказывают потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись! Кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём. Игра повторяется несколько раз. Ежедневная самостоятельная работа родителей и детей с «говорящей стеной». Самостоятельное решение детей в выборе цыпленка и помещении его к маме курочке. Или выбор прищепки и солнышка под настроение ребенка.
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Февраль Ежедневная самостоятельная работа родителей и детей с «говорящей стеной». Продолжение ежедневного ритуала в группе с Веселым Петушком. Игра «Солнечные зайчики» Воспитатель с Веселим Петушком зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза. Игра «Жил-был у бабушки козлик» Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает: Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги,а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток,рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове,хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают,потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие! Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей группе). Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него). По желанию детей игра повторяется.
Приучать детей самостоятельному использованию «стены». Самостоятельное решение детей в выборе цыпленка и помещении его к маме курочке. Или выбор прищепки и солнышка под настроение ребенка.
Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе.
Март Ежедневная самостоятельная работа родителей и детей с «говорящей стеной». Продолжение ежедневного ритуала в группе с Веселым Петушком. Игровая ситуация «Ладушки – хлопушки»
Воспитатель декламирует стишок, выполняя действия:
- Ладушки – ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
- Кашу варили. Ложечкой мешали. (взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)
- Петушка кормили. Да!
- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)
- Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)
- Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)
- Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)
Игровая ситуация «Ку-ку!» Воспитатель показывает малышу игрушку (Петушок спрятался). — Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петушок показывается со словами: —- Ку-ку! Это я, Петушок! Привет! Петушок кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз. Ежедневное закрепление. Самостоятельное взаимодействия детей с «говорящей стеной». Самостоятельное решение детей в выборе цыпленка и помещении его к маме курочке. Или выбор прищепки и солнышка под настроение ребенка.
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Апрель Ежедневная самостоятельная работа родителей и детей с «говорящей стеной». Продолжение ежедневного ритуала в группе с Веселым Петушком. Игра «Карусели»
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
(карусель медленно движется в правую сторону).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(темп речи и движений постепенно ускоряются!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали
(все бегут!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончилась игра
(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).
Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.
Игровая ситуация «Паровозик»
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»:
«Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.
«Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Ежедневное закрепление. Самостоятельное взаимодействия детей с «говорящей стеной». Самостоятельное решение детей в выборе цыпленка и помещении его к маме курочке. Или выбор прищепки и солнышка под настроение ребенка.
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.
Цель: снятие эмоционального напряжения;
взаимодействие детей;
отработка основных движений – бег, ходьба
III. Заключительный этап
«Говорящая стена» «Утро улыбок» в детской раздевалке и продолжение с Веселым Петушком в группе способствует сохранению психологического здоровья каждого ребёнка и помогает обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребёнка. А также выражение ребёнком своих эмоций (радость, грусть). «Утро улыбок» помогает войти детям в мир эмоций, сказать себе и окружающим: «Мне плохо, я злюсь, я радуюсь, я спокоен, я доволен». Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. В процессе использования режимного момента «Утро улыбок», заметно улучшилось эмоциональное состояние детей, а родители стали более внимательны к периоду адаптации. Всё это говорит об успешности данного методического пособия.
Вывод:
Использование «говорящей стены» - «Утро улыбок» в детской раздевалке и продолжение с Веселым Петушком в группе позволяет создать положительную эмоциональную атмосферу; выражает с помощью разноцветных прищепок на «говорящей стене» своё эмоциональное состояние и Веселым Петушком в группе, легко и безболезненно адаптироваться к детскому саду.
Список литературы
1. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007 г. – 79 с.
2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание - 2006.- № 10.
3. Л. Свирская «Утро радостных встреч».// Педагогика – 2015г. – 210с.
4. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», 2002. 5. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание.
5. Костина, В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста». // Дошкольное воспитание №1